Аналитическая справка по законопроекту № 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
08:37 / 27.03.2022
Изменен: 27.03.2022

29 декабря 2021 г. Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу РФ проект нового федерального закона № 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/49269-8). Однако в нашей стране действует Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О гражданстве Российской Федерации", регулирующий те же самые отношения. Чем же вызвана необходимость принятия нового закона, особенно если принять во внимание то, что к ныне действующему закону о гражданстве никто особых претензий не высказывал? Внимательное изучение законопроекта позволяет выделить ряд принципиальных изменений, которые планируются ввести в закон о гражданстве.

 

1. Электронный паспорт

Особую опасность представляет статья 9 ПФЗ, которая определяет, какие документы должны удостоверять гражданство Российской Федерации. В начале этой статьи, как и положено, говорится, что основным документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации и личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации (далее - паспорт), который обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие возраста четырнадцати лет и проживающие в нашем государстве. Однако части 4 и 5 статьи 9 законопроекта содержат уже однозначно опасные положения:

«4. Паспорт может быть оформлен в виде документа на бумажном носителе, документа, содержащего электронный носитель информации, или в виде иного документа, определяемого нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.

5. Положение о паспорте, устанавливающее порядок и сроки его оформления, выдачи, замены, срок действия паспорта и порядок его использования, перечень биометрических персональных данных, содержащихся на электронном носителе информации, порядок изъятия недействительного паспорта, а также образец бланка паспорта и описание бланка паспорта утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона».

Итак, наряду с традиционным бумажным паспортом разработчики ПФЗ стремятся узаконить электронный паспорт («документ, содержащий электронный носитель информации»), а также еще некий иной документ, определяемый нормативным правовым актом Президента Российской Федерации. Как прямо об этом сказано в пояснительной записке, «предусмотрена возможность оформления паспорта в виде документа, содержащего электронный носитель информации». (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», Л. 6). Из следующей части статьи 9 ПФЗ мы узнаем, что на этом «электронном носителе информации» будут содержаться биометрические персональные данные, перечень которых будет утверждаться Правительством Российской Федерации. О насущной необходимости размещении в электронном паспорте биометрических персональных данных разработчики законопроекта не смогли ничего придумать и вообще обошли этот важный вопрос полным молчанием.

Поскольку т.н. электронный «паспорт» упоминается в тексте ПФЗ наряду с традиционным бумажным паспортом, можно предположить их одновременное существование на протяжении какого-то периода времени. Автор законопроекта не рискнул заявить, что все граждане РФ обязаны перейти на электронный «паспорт», однако весь предыдущий опыт показывает, что у государства есть обширный арсенал методов, способных сподвигнуть граждан в добровольно-принудительном порядке принять нужное властям решение. Нельзя не учитывать и возможность того, что в случае принятия этого ПФЗ в нынешнем виде, в него впоследствии могут быть внесены изменения, исключающие слова «документ на бумажном носителе» и тогда электронный паспорт окажется основным документом, удостоверяющим личность. В свете этого следует обратить внимание на ч. 8 статьи 9 ПФЗ, перечисляющей случаи, когда паспорт является недействительным. Наряду с изменением фамилии, достижения гражданином Российской Федерации возраста двадцати лет и сорока пяти лет, внесения в паспорт недостоверных сведений, прекращении гражданства РФ, смерти владельца паспорта либо его хищения, в ней содержится п. 4, который гласит: «в случае непригодности паспорта для дальнейшего использования вследствие нарушения элементов защиты бланка паспорта, в результате которого невозможно установить подлинность такого бланка или обеспечить защиту от изменения содержащихся на нем записей, изображений, реквизитов, либо вследствие повреждения, нарушающего целостность бланка паспорта (отсутствие страницы или ее части, предназначенной для внесения отметок и (или) записей), и (или) износа или повреждения, при которых невозможно визуально однозначно определить реквизиты паспорта, наличие в паспорте тех или иных сведений либо их содержание, - со дня наступления соответствующих обстоятельств». Если к нарушению целостности бланка паспорта вопросов нет, то нарушение элементов защиты бланка паспорта теоретически может допускать расширительное толкование. Может произойти ситуация, когда впоследствии нормативным документом могут быть приняты такие требования к защите бланка паспорта, которым выданные бумажные паспорта не будут соответствовать, что автоматически приведет к признанию их непригодными и фактически принудительной замене на электронные. Привлекает внимание и п. 2 данной части, согласно которому недействительность паспорта наступает не только в результате изменения гражданином РФ фамилии, имени, отчества, сведений о дате и (или) месте рождения, но также изменения им пола. Последнее изменение является уступкой трансгендерному лобби и очередным ярким примером нового либерального подхода к основному документу, удостоверяющего гражданство РФ и личность гражданина.

Следует отметить, что первые заявления отечественных властей о необходимости перевода всех россиян на электронные паспорта прозвучали еще в I квартале 2013 г. Весьма показательно, что инициатором этого являлась Федеральная миграционная служба России (ФМС), подготовившая тогда соответствующий законопроект. Согласно тексту документа, внедрение в России электронных паспортов должно было начаться 1 января 2015 г. В сентябре 2013 г. власти обозначили сроки прекращения выдачи бумажных паспортов – в 2025 г. Недействительными они должны были стать в 2030 г. Спустя несколько дней власти решили перенести сроки начала цифровизации паспортов на 1 января 2016 г. В августе 2014 г. был показан первый прототип будущей смарт-карты – им стал кусочек пластика размерами 86х54 мм (формат банковской карты). На его лицевой стороне находились данные о ФИО гражданина, дате и месте его рождения и половой принадлежности. Здесь же размещались номер, дата оформления и срок действия удостоверения. Выдача электронных паспортов в 2016 г. не началась, однако духовные наследники упраздненной в том же году ФМС подготовили нынешний законопроект. В июле 2019 г. власти предложили добавить в чип электронных паспортов сведения о СНИЛС и водительских правах владельца. Тогда же был назван срок действия нового документа – россиянам придется менять его каждые десять лет.

Спустя еще два года, в июле 2021 г. вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что запуск проекта по внедрению в России цифрового аналога паспорта назначен на декабрь 2021 г. Эксперимент по его словам должен затронуть исключительно жителей Москвы. То же самое говорили и представители МВД в ноябре 2020 г., а также глава Минцифры Максут Шадаев во время выступления на пленарном заседании в рамках правительственного часа в Совете Федерации. Согласно данным Росстата, на начало 2021 г. в Москве проживало около 12,66 млн человек, при общей численности населения России в пределах 146,17 млн человек. Таким образом, принять участие в эксперименте придется около 8,6% россиянам. Что касается остальных граждан то, по информации «Известий», выдача электронных паспортов в регионах начнется не позднее 1 июля 2023 г. (Касперская против электронныхпаспортов: Это угроза всероссийских масштабов).

Однако цифровизаторы не смогли дождаться даже окончания и подведения результатов московского эксперимента и 18 октября прошлого года глава Минцифры РФ Максут Шадаев сообщил, что электронные паспорта граждан РФ планируется начать выдавать до конца 2022 года уже в трех пилотных регионах: "Я очень надеюсь, что до конца следующего года мы в трех субъектах РФ сможем уже начать выдавать новый паспорт в этих двух видах, взаимосвязанных между собой". По его словам, согласовано, что электронный паспорт будет представлен в двух видах. Первый - это смарт-карта, которая должны заменить традиционный бумажный паспорт. На чипе смарт-карты будут храниться необходимые сведения о гражданине. Кроме того, для граждан появится мобильное приложение, которое позволит в отдельных случаях показывать не смарт-карту, а специальный QR-код. (Электронные паспорта начнутвыдавать до конца 2022 года в трех регионах РФ). Как видим, электронный паспорт «в отдельных случаях» задумывается как связанный с QR-кодом. Не надо быть большим пророком, чтобы предугадать, что эти «отдельные случаи» с течением времени будут все расширяться и расширяться до тех пор, пока простому человеку в обычной жизни нельзя будет и шагу ступить без QR-кода.

Как разъяснили, тремя пилотными регионами стали Москва, Подмосковье и Татарстан. В электронный паспорт, который можно будет получить взамен бумажного с начала 2023 года в трех регионах РФ, можно включить не только паспортные данные, но и дополнительные сведения, сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. "Это абсолютно безопасно. Это, по сути своей, напоминает банковскую карту, (используется - ИФ) чип российского производства с очень высоким уровнем криптографии. Она содержит, конечно, определенные персональные данные, но при этом они зашифрованы, и практически невозможно взломать", - сказала Чернышенко в интервью "России 24" (ВГТРК). По его мнению, пользоваться электронным паспортом будет удобнее, чем бумажным. "Он дает возможность получения большого количества услуг. И кстати, на этот чип можно при желании самого владельца электронного паспорта записать какие-то дополнительные сведения типа номера ИНН, СНИЛС и какие-то другие", - отметил вице-премьер. Кроме того, "будет мобильная версия паспорта, которая для ограниченного набора услуг будет работать", добавил Чернышенко. По его словам, паспорт будет в двух видах: это смарт-карта, которая должна заменить традиционный для всех бумажный паспорт, на чип этой смарт-карты будут записаны необходимые сведения; второе - приложение в мобильном устройстве, которое позволит в отдельных случаях не показывать смарт-карту, а показывать QR-код, который будет подтверждать право лица на совершение определенных действий, например, при покупке алкоголя, когда нужны только фото и возраст. После оформления электронного паспорта бумажный будет считаться недействительным. Предполагается, что электронный паспорт, как и дополняющее его мобильное приложение, станет ключом к государственным и коммерческим услугам, обеспечит всех граждан квалифицированной электронной подписью, сообщали в МВД. Паспорт с электронным носителем информации будет отличаться более высокой степенью защищенности по сравнению с бумажным, практичностью, износостойкостью, а при утере появится возможность его быстрой блокировки. Документ будет представлять собой пластиковую карточку размером с банковскую (формата ID1) с электронным носителем информации отечественного производства. На нем будут размещены данные, которые содержатся в действующем бумажном паспорте гражданина РФ (о регистрации по месту жительства, о семейном положении, о детях). (Вице-премьер Чернышенко заверил, что электронный паспортРФ будет надежно защищен)

Таким образом, мы видим, что цифролоббисты уже десять лет с момента принятия Распоряжения Правительства РФ от 19.09.2013 N 1699-р (ред. от 22.05.2018) «Об утверждении Концепции введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, и плана мероприятий по реализации Концепции» (вместе с "Концепцией введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации") с упорством, достойного лучшего применения, протаскивают законопроект об электронных паспортах. Как разъяснили в МВД России в связи с московским экспериментом, процедура получения пластиковых карточек с чипом (ПЭН) будет сходна с оформлением бумажного паспорта, с той разницей, что в первом случае необходимо будет сделать цифровую фотографию и отсканировать отпечатки двух пальцев рук. На микросхеме в таком удостоверении личности будут содержаться персональные и биометрические данные россиянина и по желанию владельца — его электронная подпись. «С юридической точки зрения ПЭН будет приравнен по статусу к действующим бумажным паспортам, иметь повышенные средства защиты, в том числе криптографические», — уточнили в ведомстве. (Россиянам объяснили правилаполучения электронных паспортов)

Хотя вице-премьер Д. Чернышенко и другие чиновники заверяют, что электронный паспорт РФ надежно защищен и пользоваться им будет «абсолютно безопасно», однако ведущие специалисты придерживаются прямо противоположного мнения. Так, президент InfoWatch Наталья Касперская утверждает, что те, кто продвигает цифровизацию документов, лишь заверяют о ведущейся разработке систем безопасности. «Это все энтузиасты электронного документооборота нам обещают, конечно; но факторы риска – человеческий фактор, коррупция, постоянные утечки, ненадежность носителей и недолговечность форматов – остаются», – подытожила Касперская. (…) «Моя личная рекомендация: ни в коем случае не сдавать биометрические данные, не вестись на удобство. Их практически с гарантией украдут, продадут, сольют. Давайте нам сначала объяснят: как эти данные планируется защищать, в том числе, от своих сотрудников», – заявила президент InfoWatch. Она добавила, что лично ей непонятно, зачем в принципе нужно повсеместное использование биометрии. «Граждане сдают отпечатки пальцев и фото лиц, их лица снимают без их ведома и согласия на улицах, на транспорте, в офисах и торговых центрах, а потом такую информацию может кто-то слить, украсть, перехватить и использовать, например, в крупных сделках с недвижимостью, при управлении счетом в банке, при проходе на закрытые объекты и тому подобном», – предостерегла она об опасности россиян. В качестве примера Касперская привела высокую вероятность подделки электронных документов вследствие целенаправленного взлома. Она подчеркнула, что подделать электронные документы проще, чем бумажные, как проще хакерам и скрыть следы своего преступления. «Если документы подделывает айтишник с высокими правами доступа, то он и журналы своего доступа тоже подделает», – сказала президент InfoWatch. В качестве еще одного недостатка электронных документов Наталья Касперская привела недолговечность носителей информации. «Все форматы и носители данных живут не долее 15-20 лет, например, сейчас огромная проблема прочесть дискеты 1990-х годов», – сказала она, добавив, что при отключении электричества электронные документы тоже могут оказаться недоступны. Они могут оказаться недоступными и в том случае, если в системе произойдет сбой. В интервью агентству РИА «Новости» Наталья Касперская заявила, что россиянам ни в коем случае нельзя полностью отказываться от бумажных версий документов. По ее мнению, электронные документы таят в себе много опасностей. «Мое глубокое убеждение: обязательно надо сохранять параллельную бумажную систему. Сколько бы лет ни прошло, нужно хранить бумагу, как раз на случай сбоев в электронной системе», – заявила Наталья Касперская. (Касперская призвала россиян не сдаватьбиометрические данные и сохранить бумажные документы). В эфире телеканала РБК Наталья Касперская вновь решительно высказалась против введения в России электронных паспортов, видя в переходе на новый стандарт главного документа гражданина гигантские риски. По словам Касперской, замена бумажного паспорта на электронный влечет за собой угрозу массовых подделок. «Вот мы пользуемся больше 60 лет (бумажными – прим. CNews) паспортами, и да, существуют методы подделок. Но они же не массовые. А здесь (при переходе на электронные паспорта – прим. CNews) будут массовые», – отметила специалист. Она также не видит необходимости для населения в отмене привычного (бумажного) вида документа. «Никто <…> не объясняет нужность (внедрения электронных паспортов – прим. CNews). Понимаете, просто говорят, что надо, потому что надо», – заявила президент InfoWatch. Напомним, что в июле 2019 г. Максим Акимов, на тот момент занимавший пост вице-премьера России и курировавший в Правительстве информатизацию страны, заявил о полном отказе от бумажных паспортов. Тогда государство планировало прекратить выпуск бумажных паспортов в 2022 г. На тот же год было назначено и прекращение выдачи документов такого формата с целью стимулирования россиян к переходу на опасные, по мнению Натальи Касперской, смарт-карты. С самого начала стало ясно, что никаких обещанных удобств или экономии это нововведение гражданам не принесет. Если бумажный паспорт, впервые выдаваемый гражданину в 14 лет, меняется лишь дважды – в 20 лет и 45 лет, то электронный паспорт будет в обязательном порядке меняться каждые десять лет. Следовательно, каждый получивший его гражданин вне зависимости от собственного желания будет обязан менять электронный паспорт раз в десять лет или же оставаться без основного документа, удостоверяющего его личность. В августе 2021 г. действующий глава Минцифры Максут Шадаев сказал, что российские власти не станут обязывать граждан менять свои классические бумажные паспорта на смарт-карты. «Принято решение не делать это (замену бумажного паспорта смарт-картой – прим. CNews) обязательным. То есть те люди, которые готовы будут поменять бумажный паспорт на смарт-карту, на цифровую копию паспорта в смартфоне, это будет их решение. Внутри есть согласованная позиция, что это не будет обязательным», – заявил министр. Однако необходимо ответить, что Максут Шадаев не стал уточнять, как долго десятки миллионов россиян смогут избегать перехода на электронные паспорта и пользоваться документом привычного им формата. В связи с этим журналисты отмечают: «Это означает, что вероятность лишиться бумажных паспортов в самой скорой перспективе по-прежнему сохраняется». (Касперская против электронных паспортов:Это угроза всероссийских масштабов).

Следует отметить, что многочисленные угрозы для граждан при переходе на электронные паспорта видит не только одна Н. Касперская. Заместитель министра финансов Алексей Моисеев назвал компрометацию биометрических данных «самым страшным, что может произойти». По его словам, вне зависимости от того, какой экосистеме человек доверяет свою биометрию — государственной или частной, — если она не оправдывает доверия, то жизнь этой личности в «цифровом будущем» будет «сломана». По его словам, возможна смена фамилии, паспорта или пин-кода на карте, «но большинство людей, наверное, посчитает слишком большой издержкой изменить лицо» или что-то еще. Сохранить данные биометрии россиян в безопасности гораздо важнее, чем улучшить сервис в банках, рассудил он. (Касперскаяпосоветовала россиянам не сдавать биометрию из-за риска утечек). Специалист в области искусственного интеллекта, член Совета по правам человека при президенте РФ, президент компании "Крибрум" Игорь Ашманов на пресс-конференции "Права человека в эпоху цифровизации" отметил, что признавать электронные документы оригиналом категорически нельзя, это будет иметь катастрофические последствия. Он отмечает, что если это произойдет, люди останутся ни с чем. В электронные документы можно вносить изменения, удаляя следы вмешательства. Также Ашманов напоминает, что цифровые носители не вечны (Ашманов:Категорически нельзя признавать электронные документы оригиналом).

Действительно, если подделки традиционных бумажных паспортов ввиду трудоемкости процесса производятся в масштабах десяток и сотен экземпляров, то в случае получения доступа к базе данных или преодоления криптографической защиты счет подделанных электронных паспортов может пойти на сотни тысяч или миллионы. Обладание подделанными документами, удостоверяющими личность, и одновременно квалифицированными электронными подписями этих людей откроет возможности для мошенничества невиданного ранее размаха, от хищений денежных средств граждан из банков, до хищений их недвижимости. Создается впечатление, будто авторы законопроекта напрочь забыли Доктрину информационной безопасности, утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646, в п. 14 которой говорилось: «Возрастают масштабы компьютерной преступности,… увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее». У нас в стране недавно эксперты компании DeviceLock обнаружили утечку данных почти 5 миллионов пользователей в РФ, предположительно с одного из порталов по трудоустройству. Файлы содержат фамилии, имена и отчества, пол, дату рождения, телефон, адрес электронной почты, город, желаемый уровень зарплаты, а также название оператора мобильной связи, регион и часовой пояс пользователей. Утечка, по мнению эксперта, могла произойти из-за имеющейся уязвимости в сервере базы данных. (Эксперты обнаружили утечку данных 5 млнпользователей в России). В Индии хакер всего за 8 долларов взломал крупнейший в мире банк биометрическихданных. Как показывает практика, не существует такой электронной базы, которую было бы невозможно взломать и никакие меры охраны не способны это предотвратить. В высшей мере показательным является американский опыт. Стало известно, что крупнейшая в истории ЦРУ утечка данных произошла в 2016 году в элитной части, занимающейся разработкой как раз кибероружия. Более того, если бы украденные сведения не были опубликованы в следующем году на WikiLeaks, в ЦРУ могли бы вообще не узнать о взломе. «Если бы эти сведения были украдены иностранными агентами, никто бы об этом не подозревал», — говорится в докладе. Объем похищенных данных по приблизительным данным составляет 34 терабайта или 2,2 млрд страниц. Из них следует, что ЦРУ собирается использовать несколько десятков уязвимостей нулевого дня — таким термином называют уязвимости, которые не были устранены или от которых пока нельзя защититься. При этом защита обвиняемого в утечке сотрудника обращает внимание на то, что сама внутренняя система ЦРУ была настолько плохо защищена, что получить доступ к секретным данным мог совершенно любой сотрудник или подрядчик. (Так бы и неузнали: элитная часть ЦРУ не заметила кибератаку).

Кроме того, как уже отмечалось выше, электронный паспорт станет ключом к государственным и коммерческим услугам. Следовательно, в любой момент государство может заявить, что не имеющий этого ключа лишается доступа ко всем жизненно важным для него услугам. Это создаст возможность для дискриминации тех миллионов людей, которые не захотят переходить на электронные паспорта, вплоть до обречения их на голодную смерть. Помимо всего вышеизложенного опасность сначала добровольного, а затем и принудительного внедрения электронных паспортов, содержащих в себе биометрические персональные данные, в сочетании с уже созданной в крупных городах сетью тотального видеонаблюдения неизбежно приведет к тотальной слежке за гражданами и созданию в нашей стране электронного концлагеря, в котором каждый шаг человека может быть не только отслежен в режиме реального времени, но и жестко регламентирован.

Апологеты цифровизации особо и не скрывают своих планов. Председатель правления Сбербанка Г. Греф в лекции в Балтийском федеральном университете имени Канта в Калининграде сообщил слушателям, что в 2015 году информационная эра сменилась эрой цифровой. Еще одним прорывом, по его мнению, стали облачные технологии, которые позволяют не загружать очень большой объем информации на жесткие носители, а хранить ее на облаке, что дает возможность моментальной обработки. «Постепенно вы, как реальный человек, будете интересовать мир все меньше и меньше, а значение вашего цифрового аватара, наоборот, станет неуклонно повышаться, поскольку он очень многое о вас сможет сказать. Всех будет интересовать ваша цифровая копия, которая хранится на облаках, а не вы». В новой цифровой реальности, утверждает он, «информация о любом человеке будет абсолютно прозрачной». (Греф рассказал о возрастающей ролицифрового аватара личности). Замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев однажды признался: «Очевидно, что для цифровой экономики нужны цифровые люди. Это значит, что, в отличие от обычной экономики, люди должны иметь возможность проводить операции в электронном виде. Для того чтобы совершить любую транзакцию в электронном виде, нужно, чтобы мы могли определить личность того человека, который ее совершает. Эта электронная идентификация и есть самый важный «ключ» для того, чтобы цифровые личности начали жить и работать в цифровой экономике. И «ключ» этот, на самом деле, никак иначе, кроме как с биометрией создать нельзя…» (Филимонов В.П. Сенсационное откровение: «Цифровойэкономике нужны цифровые люди»). Однако, по замыслу авторов ПФЗ, эти биометрические персональные данные и будут содержаться на электронном паспорте. Руководитель Федерального агентства связи России («Россвязь») Валерий Бугаенко считает, что развитие в стране информационных технологий невозможно без воспитания в россиянах «электронных граждан». «Нужно пользоваться не только термином «электронное правительство», а, прежде всего, нам нужно воспитать «электронного гражданина», - сказал Бугаенко на пресс-конференции в Екатеринбурге. По его словам, какие бы услуги в России не научились предоставлять технологически, на выходе они будут бесполезны, если граждане не поменяют менталитет. «Если не будут пользоваться достаточно сложными техническими устройствами, которые сегодня есть, вряд ли мы достигнем успеха», - отметил он (В «Россвязи» считают необходимым воспитание «электронного гражданина»). Понятно, что «электронному гражданину» гораздо больше соответствует электронный, а не обычный паспорт. Председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова В. Катасонов совершенно справедливо отметил, что «цифровая экономика – это по сути дела выстраивание «электронно-банковского концлагеря». В нем нужны только «биороботы», и более того, проявление каких-то человеческих качеств будет настораживать хозяев этого самого «концлагеря», потому что люди креативные обычно свою творческую энергию проявляют в процессе труда, человек творческий, в отличие от человека нетворческого, лучше понимает, как устроен мир. А власть имущие, хозяева денег, этого панически боятся. Поэтому им не нужны люди творческие, им нужны именно «биороботы». И «электронно-банковский концлагерь» в этом смысле четко проведет селекцию – кто «роботы», а кто люди» (Валентин Катасонов: Раньше былипромышленной державой, а теперь самая востребованная профессия – продавец).

Проблема еще больше усугубляется тем, что у нас в стране материальная база для цифровизации почти не производится и подавляющая часть вычислительной техники и микроэлектроники закупается из-за рубежа. Защитить производство и инфраструктуру может локализация производства в России, чтобы обеспечивать хотя бы базовые потребности государства. Но, как отмечают специалисты, это практически невозможно реализовать. "Сегодня ни одна страна не способна обеспечить полный цикл производства микроэлектроники - разработчики и производители ключевых современных компонентов производственного цикла (современных технологических материалов, специального технологического оборудования, систем автоматизированного проектирования, изготовления фотошаблонов, пластин с кристаллами заказных элементов) рассредоточены по всему миру. Особенно если речь идет о передовых технологических процессах", - пояснил "РГ" генеральный директор "Байкал Электроникс" Андрей Евдокимов. По прогнозам, рынок микроэлектроники в мире составит в 2022 году 482 млрд долларов, в России он пока чуть превышает 1 млрд рублей. Следует отметить, что при этом на мировом рынке микроэлектроники Россия занимает менее процента - 0,8%. В стране 15% приходится на военные разработки, 3% на гражданские и 82% составляет импорт, по данным АНО "Цифровая экономика". "По целому ряду направлений производство практически отсутствует. Например, производство печатных плат. "Это один из самых сложных процессов в производстве радиоэлектроники, и это то, чего сегодня в стране фактически нет. Мы не умеем серийно производить такие компоненты, а они являются ключевыми для сроков поставки, для формирования себестоимости и даже, когда мы говорим про формирование спроса на российскую электронно-компонентную базу (ЭКБ), его невозможно формировать, когда твои платы делаются где-то в другом месте", - заявил "РГ" управляющий директор Yadro Алексей Шелобков (Олег Капранов. Российские производители встраиваются в мировой рынокмикроэлектроники). В свете этого, а также обостряющегося противостояния с НАТО и Западом в целом внедрение в стране электронных паспортов является либо безумием, либо сознательной сдачей России пятой колонной. Внесение наиболее важных сведений о гражданах РФ в электронные паспорта и соответствующую базу данных позволит потенциальным противникам нашей страны в режиме реального времени получать исчерпывающую информацию о состоянии нашей страны, ее народа, отдельных группах населения и конкретных личностях. Обладая этой детальной информацией, можно будет легко манипулировать как отдельным человеком, так и обществом в целом, либо его какой-то частью. Знание потенциальных слабых мест конкретных людей или целевой группы позволяет шантажировать их, вынуждать к каким-либо действиям либо, напротив, заставить воздерживаться от тех или иных действий. Легко можно представить, к каким тяжелейшим последствиям это может привести, если целью подобных манипуляций со стороны иностранных держав станут государственные служащие, военные или сотрудники спецслужб.

С юридической точки зрения принятие данного ПФЗ в первоначальном виде фактически будет означать отмену статей 23 и 24 Конституции РФ, гарантирующих каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и не допускающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Поскольку право на неприкосновенность частной жизни относится к числу основных прав и свобод человека, оно является неотчуждаемым в силу ст. 17 Конституции РФ. Согласно статье 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О персональных данных" «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе». Статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" относит неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия к принципам правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Все эти важные нормы права точно также будут фактически отменены, и угроза тотального повседневного контроля станет реальностью. В том случае, если электронный «паспорт» станет условием предоставления каких-либо государственных услуг либо иных благ, это будет означать очевидное попрание статьи 19 Конституции РФ, согласно которой «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Поскольку либералы любят ориентироваться на западный опыт, стоит вспомнить, что еще в 2010 году Парламент Великобритании законодательно отменил внедрение в стране электронных «паспортов» и упразднил Национальный Регистр идентификации, куда должны были стекаться сведения обо всех гражданах с новыми «электронными удостоверениями». Во исполнении этого решения была уничтожена вся его база данных, на которую было затрачено уже 4,5 миллиарда фунтов стерлингов. Национальный Регистр был внедрен в 2006 году, но уже спустя 4 года было принято решение об отказе от ID-карт и связанного с ним реестра граждан, поскольку было признано, что это нарушение неприкосновенности частной жизни и угроза безопасности. Правительство Великобритании говорило о непрактичности и неуправляемых нарушениях конфиденциальности в качестве причин отмены проекта «Национальный Регистр идентификации». Тереза Мэй заявила: «Этот законопроект (об отмене ID-карта и Национального Регистра идентификации) является лишь первым шагом, которые правительство предпринимает, чтобы уменьшить контроль государства над достойными, законопослушными людьми и вернуть им власть». (ID cards scheme to bescrapped within 100 days).

С учетом всего изложенного часть 4 статьи 9 законопроекта следует изложить в следующей редакции:

«4. Паспорт должен быть оформлен в виде документа на бумажном носителе. Форма бланка паспорта, порядок и сроки оформления паспорта, выдачи, замены, срок действия паспорта и порядок его использования, порядок изъятия недействительного паспорта определяется федеральным законом».

Часть 5 данной статьи следует исключить, нумерацию всех последующих частей статьи 9 законопроекта изменить, уменьшив на единицу, считая прежнюю ч. 6 частью 5 и т.д. Также ч. 9 в новой нумерации (бывшую ч. 10) статьи 9 законопроекта изложить в следующей редакции:

«9. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, наряду с паспортом может быть иной бумажный документ, содержащий указание на гражданство Российской Федерации. Перечень документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации».

 

2.  Номер человека

Вышеперечисленным потенциальный вред данного законопроекта не исчерпывается. Еще одно чрезвычайно опасное положение внесено в статью 30 ПФЗ, определяющую сбор, обработку и хранение органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, информации о гражданах Российской Федерации, об иностранных гражданах и лицах без гражданства. Текст ее гласит:

«1. Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, вправе осуществлять сбор, обработку и хранение следующей информации о гражданах Российской Федерации, об иностранных гражданах и лицах без гражданства, подавших соответственно заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, уведомления, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона:

1) персональные данные (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства или места пребывания, гражданство или отсутствие гражданства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, личный (индивидуальный идентификационный) номер физического лица (при наличии), идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), персональные данные родителей или других родственников и (или) законных представителей;

2) постановка на учет в налоговом органе и идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика;

3) наличие задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4) привлечение к уголовной или административной ответственности;

5) сведения о гражданстве (в том числе основания приобретения гражданства Российской Федерации, основания прекращения гражданства Российской Федерации, наличие гражданства (подданства) иностранного государства);

6) иная информация, необходимая для принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

3. Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, осуществляют сбор, обработку и хранение (в том числе с использованием

автоматизированных информационных систем) информации, предусмотренной настоящей статьей, в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом Президента Российской Федерации».

Итак, мы видим, что ведающие делами о гражданстве РФ органы наделяются правом осуществления сбора, обработки и хранения информации о гражданах Российской Федерации в том числе с использованием автоматизированных информационных систем. Необходимо отметить, что в действующем Федеральном законе от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О гражданстве Российской Федерации" этого права у них нет. Таким образом, делается еще один шаг к построению и узаконению на территории нашей страны электронного концлагеря, когда за гражданами будет осуществляться непрерывная тотальная слежка, а собранная информация будет обрабатываться в автоматическом режиме с использованием, как можно предположить, искусственного интеллекта.

В свете построения в России электронного концлагеря становится понятно, почему в п. 1 ч. 1 статьи 30 ПФЗ говорится не только об идентификационном номере налогоплательщика, но и о личном номере физического лица – для удобства надзирателей узник концлагеря должен иметь свой номер. Хотя в тексте и содержится оговорка «при наличии», однако само его упоминание недвусмысленно указывает на то, что цифровизаторы собираются присвоить со временем личные номера всем физическим лицам, проживающим на территории нашей страны, поясняя в скобках, что этот личный номер должен быть индивидуальным идентификационным. Нельзя не учитывать и возможность того, что в случае принятия этого ПФЗ в нынешнем виде, в него впоследствии могут быть внесены изменения либо могут быть приняты подзаконные акты и тогда личный номер автоматически станет обязательным для каждого физического лица. Таким образом, хотя в нынешнем виде данное положение касается не всех граждан, авторы ПФЗ пытаются создать важный прецедент, когда возможность наличия у физического лица личного (индивидуального идентификационного) номера закрепляется законодательно с тем, чтобы по прошествии времени тем или иным способом сделать данный номер обязательным для всех граждан. Из логики цифровизаторов вытекает, что в базе данных наряду с личным номером физического лица и его персональными данными должны содержаться персональные данные его родителей или других родственников. Отметим, что личных номеров физических лиц до сих пор не было, во всяком случае официально, ни в одной из государственных информационных систем и попытка законодательного закрепления возможности присвоения этих номеров является скандальным новшеством авторов этого ПФЗ.

Особенно кощунственной является эта инициатива по введению личных номеров для людей в нашей стране, победившей фашизм и спасшей человечество от ужасов фашистского рабства, одним из неотъемлемых атрибутов которого и были эти самые номера. Необходимо помнить, что личные номера уже вводились нацистами для узников концлагерей. Как отмечалось в материалах Нюрнбергского процесса, вытатуированный на руке номер был «визитной карточкой» Освенцима (Нюрнбергский процесс. Т. 1. М., 1954. с. 907). И далеко не случайно в ноте Народного комиссара иностранных дел СССР от11 мая 1943 г. «О массовом насильственном уводе в немецко-фашистское рабство мирных советских граждан и об ответственности за это преступление германских властей и частных лиц, эксплуатирующих подневольный труд советских граждан в Германии» в разделе, специально посвященном нечеловеческим мучениям и гибели советских граждан в немецко-фашистской неволе было ясно сказано: «Для сотен тысяч советских граждан, угнанных в Германию, гитлеровские рабовладельцы установили еще более ужасные условия каторжного труда, чем в худшие времена древнего рабовладения. Советские граждане загнаны в концентрационные лагери, огороженные колючей проволокой. Их гонят на работу и возвращают колоннами, под охраной вооруженных гитлеровцев. Советских людей лишили имени, их вызывают по номерам» (Нюрнбергский процесс. Т. 3. М., 1958. с. 802). И вот, спустя 79 лет после опубликования этого документа новые правители Российской Федерации вновь задумали лишить наших граждан имен, навязав им личные номера.

Подобная попытка является особо циничным и кощунственным оскорблением памяти многих миллионов наших соотечественников, сражавшихся с фашисткой заразой. Самым явным образом она оскорбляет и религиозные чувства миллионов православных верующих, поскольку в Откровении святого Иоанна Богослова сказано, что при установлении власти зверя «он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13:16-17). В силу этого никакие числовые идентификаторы личности для православных принципиально неприемлемы по религиозным соображениям. Попытка их внедрения открывает путь к возможной дискриминации многих миллионов людей по религиозному признаку. Данная инициатива грубейшим образом также попирает статью 21 Конституцию Российской Федерации, которая гласит:  

«1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

Как было показано выше, сама наша история делает личный номер для граждан нашей страны унижающим достоинство человека. И вот теперь, по замыслу авторов законопроекта, государство будет не охранять достоинство личности своих граждан, а унижать его. Наконец, данный ПФЗ нарушает и ст. 19 Гражданского кодекса РФ, согласно которой гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество. Поскольку никаких прав у узников концлагерей не было, становится понятным стремление руководства концлагерей лишить их имени, заменив его на номер – бесправным рабам имя абсолютно ни к чему. В связи с происходящим следует вспомнить и ч. 5 данной статьи ГК, которая гласит: «Вред, причиненный гражданину в результате нарушения его права на имя или псевдоним, подлежит возмещению в соответствии с настоящим Кодексом. При искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию, гражданин вправе требовать опровержения, возмещения причиненного ему вреда, а также компенсации морального вреда».

Следует обратить внимание и на то, что, согласно ч. 9 статьи 31 ПФЗ, при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации или о признании гражданином Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства проходит обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". Хотя аналогичное положение и содержится в ст. 30 действующего ФЗ, однако в совокупности со всеми новшествами, внесенными в законопроект, сохранение этого положения может свидетельствовать о том, что дактилоскопию постепенно планируют распространить на всех граждан РФ, особенно если принять во внимание то, что идеи об обязательной дактилоскопической регистрации всех граждан уже неоднократно высказывались. Стоит отметить, что в конце 2016 года в Казахстане уже был принят закон, согласно которому с 2021 года дактилоскопию будут проходить все жители Казахстана, достигшие 16 лет, при получении паспорта. Показательно, что сам казахский закон называется «О дактилоскопической и геномной регистрации» (https://online.zakon.kz/document/?doc_id=33276266#pos=348;-19; Севостьянова И. Когда всех казахстанцев обяжут сдавать отпечатки пальцев). О том, что подобные планы существовали и в нашей стране, свидетельствует предыстория внедрения единой биометрической системы в банковскую сферу: «К обсуждению довольно быстро подключились сотрудники ФСБ, так как речь шла о персональных данных значительной части россиян, говорит собеседник Forbes, знакомый с деталями проекта. «Силовики заинтересовались этой историей, решив, что было бы неплохо иметь базу данных россиян, собранную руками банков», — рассказывает источник в правительстве. По его словам, банки предлагали хранить собранные данные у себя, но силовики сказали, что база данных должна быть в одном месте и под их контролем. «У силовиков не пошел проект со всеобщей дактилоскопией, так что биометрия, то есть цифровой отпечаток личности, им оказалась очень кстати», — говорит собеседник Forbes, знакомый с деталями проекта. На одном из совещаний в кабмине позицию ФСБ поддержал первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Он сказал: ребята, вы не понимаете политического момента. Надо, чтобы было все под контролем», — вспоминает чиновник правительства» (Людмила Петухова, Яна Милюкова. Почему забуксовалпроект по оцифровке россиян и при чем тут ФСБ и Греф).

Исходя из вышеизложенного статью 30 ПФЗ представляется целесообразным изложить в следующей редакции:

«1. Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, вправе осуществлять сбор, обработку и хранение следующей информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства, подавших соответственно заявления по вопросам гражданства Российской Федерации:

1) персональные данные (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства или места пребывания, гражданство или отсутствие гражданства, реквизиты документа, удостоверяющего личность,

идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), персональные данные родителей;

2) постановка на учет в налоговом органе и идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика;

3) наличие задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4) привлечение к уголовной или административной ответственности;

5) сведения о гражданстве (в том числе основания приобретения гражданства Российской Федерации, основания прекращения гражданства Российской Федерации, наличие гражданства (подданства) иностранного государства);

6) иная информация, необходимая для принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации».

Если предложенные изменения не будут внесены в текст законопроекта 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации», просим принять все возможные меры для его отклонения как представляющего угрозу правам и свободам граждан Российской Федерации.



Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Электронный паспорт # Гражданство # Электронный концлагерь
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: