Аналитическая справка по законопроекту № 507335-8

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

08.12.2023 года Правительства РФ внесло в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 507335-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/507335-8?ysclid=lq1t1ibp2s349566307). В первую очередь в нем в ст. ст. 43, 60 и 79 ФЗ понятие «умственная отсталость» заменяется на «нарушение интеллекта». Объясняя срочную необходимость подобной политкорректной замены, разработчики ПФЗ в пояснительной записке заявляют: «Термин «умственно отсталый» является некорректным с точки зрения педагогики и психологии и заведомо ограничивает возможности детей, имеющих такой диагноз, в успешной социализации. В связи с изложенным законопроектом предлагается заменить термин «умственная отсталость» на термин «нарушение интеллекта», уже используемый в статье 92 Федерального закона № 273-Ф3». Однако подобная замена несет в себе серьезные риски. Дело в том, что прежнее понятие давно уже используется как в международных документах (Декларация о правах умственно отсталых лиц, принятая резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года (https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml), так и в отечественном законодательстве. Давно оно используется и в науке (см., например, Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб, 2003). Клинические рекомендации «Умственная отсталость у детей и подростков», утвержденные в 2021 г. президентом Российского общества психиаторов, дают этому понятию следующее определение «По МКБ-10, умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Умственная отсталость – группа различных наследственных, врожденных или рано приобретенных состояний общего психического недоразвития» (https://mniip.serbsky.ru/wp-content/uploads/2021/12/Умственная-отсталость-у-детей.pdf). С другой стороны, термин «нарушение интеллекта» имеет гораздо более широкий характер, под который при желании можно подвести если не все, то очень многие признаки. Показательно, что даже в статье, специально посвященной нарушениям интеллекта, определения этого понятия не приводится, но зато дается определение умственной отсталости. Констатировав, что нет единого мнения относительно того, что считать умственной отсталостью, автор в качестве классического, наиболее принятого в отечественной олигофренопсихологии приводит определение, согласно которому умственная отсталость - это стойкое и необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности в результате органического поражения ЦНС (Ташина Т.М. Классификации нарушений интеллекта (исторический аспект) //https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-narusheniy-intellekta-istoricheskiy-aspekt).

Понять причину внезапного интереса к замене одних медицинских терминов на другие помогают следующая информация: «В американской классификации психических расстройств DSM-5 и Международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра (МКБ-11) термин «умственная отсталость» (англ. mental retardation) заменён терминами «нарушение интеллектуальных способностей» (англ. Intellectual disability, варианты перевода: «интеллектуальная неспособность», «интеллектуальная инвалидность») и «нарушения интеллектуального развития» (англ. disorders of intellectual development) соответственно. Новые термины в этих классификациях синонимичны, хотя диагностические критерии несколько различаются, отражая различия в практических подходах к диагностике психических расстройств. Принципиальным же является отказ от термина «умственная отсталость» и отнесение нарушений интеллектуального развития к более общей категории «нарушения нервного развития» (англ. disorders of neurodevelopment), что лучше отражает современные представления о развитии нервной системы в норме и при патологии» (Умственная отсталость // https://ru.wikipedia.org/wiki/Умственная_отсталость#:~:text=Умственная%20отсталость%20—%20состояние%20задержанного%20или,речевых%2C%20моторных%20и%20специальных%20способностей.) Как видим, во время всесторонней борьбы с Западом, у Правительства РФ нет более неотложной задачи, как менять устоявшиеся в отечественной науке понятия на принятые в США. Если же политкорректный подход будет продолжаться и дальше в таком духе, то понятно, что рано или поздно мы придем к совершенно расплывчатому понятию «нарушения нервного развития», которое при желании можно будет диагностировать у любого ребенка. Следует отметить, что МКБ-11 предусматривает целую градацию понятия «Нарушения интеллектуального развития» (6A00):

6А00.0 Нарушение интеллектуального развития, легкое

6А00.1 Нарушение интеллектуального развития, умеренное

6А00.2 Нарушение интеллектуального развития, тяжелое

6А00.3 Нарушение интеллектуального развития, глубокое

6А00.4 Нарушение интеллектуального развития,

предполагаемое

6A00.Z Нарушения интеллектуального развития, неуточненные

(МКБ-11 // https://psymos.ru/storage/jofwtsdKUqnRaVriTQPE/PMR8K3dB9lxWw1sFHXBwNY5HEVAHSX5N7tOf2G5T.pdf)

Последствия этого могут быть более чем серьезные. Уже рассматриваемый ПФЗ часть 5 статьи 42 ФЗ первое предложение планирует изложить в следующей редакции: «При центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создаются психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций».

Если действующая редакция ФЗ лишь предусматривает возможность того, что на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, то ПФЗ устанавливает создание этих комиссий в директивном порядке. Согласно п. 6 Приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. Количество, создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории. Этот же документ наделяет эти комиссии правом проведения обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей. Сейчас п. 14 Приказа устанавливает, что обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей). Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Не исключено, что в связи с возможным существенным увеличением числа комиссий данный порядок может быть изменен. Если раньше эти комиссии создавались по мере надобности, то создаваемая в случае принятия данного ПФЗ сеть постоянно действующих комиссий для обоснования своего существования может стараться обеспечить себе как можно более широкий фронт работ.

В заключении комиссии указываются:

обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования. (п. 21 приказа).

Согласно п. 23 приказа заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Опять-таки не исключено, что и это положение может быть впоследствии изменено и заключения комиссии будут носить для родителей (законных представителей) детей обязательный характер.

В статье 79 ФЗ планируются внести следующие изменения:

а) наименование дополнить словами ", инвалидами (детьми-инвалидами)";

б) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов)

определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической

комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии

с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида

(ребенка-инвалида).";

в) в части 2 первое предложение изложить в следующей редакции:

"Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным

основным общеобразовательным программам, в соответствии

с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.";

часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Под специальными условиями для получения образования

обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами

(детьми-инвалидами) в настоящем Федеральном законе понимаются:

1) условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие

адаптацию содержания образования и включающие в себя использование

адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения

и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития

таких обучающихся и состояние их здоровья;

2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями

и дидактическими материалами, специальными техническими средствами

обучения коллективного и индивидуального пользования;

4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника),

оказывающего необходимую техническую помощь, услуг тьютора,

сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

5) обеспечение доступа в здания и помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-

инвалидами) невозможно или затруднено."

Итак, условия организации обучения и воспитания обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов)

в случае принятия данного ПФЗ будут определяться в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии. Согласно п. 25 приказа  родители (законные представители) детей в случае несогласия с заключением территориальной комиссии могут обжаловать его в центральную комиссию. Однако, во-первых, существует вероятность формального рассмотрения подобной жалобы, и, во-вторых, непонятно, будет ли сохранена предусмотренная приказом двухуровневая структура в случае принятия ПФЗ или она также будет изменена. Если будет рекомендация на перевод на адаптированную программу и она не будет иметь аккредитации, то впоследствии это может привести к проблемам при получении дальнейшего образования.

Также следует обратить внимание, что ПФЗ вводит в ФЗ отсутствующее в нем понятие тьютора, что, по всей видимости, является шагом в направлении дальнейшей цифровизации образования.

ФЗ № 507335-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» в существующем виде представляет потенциальную угрозу для нормального обучения детей.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Инклюзия
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: