Аналитическая справка по законопроекту № 65038-8

«О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части предоставления органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя»
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

02 февраля 2022 года Законодательное Собрание Краснодарского края внесло в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 65038-8 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части предоставления органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/65038-8). В пояснительной записке отмечается, что законопроект направлен на устранение противоречий положений Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ) положениям Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее — Федеральный закон № 120-ФЗ) и Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее — Федеральный закон № 48-ФЗ). Законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 13 Федерального закона № 323-ФЗ в части установления правового регулирования доступа к сведениям, составляющим врачебную тайну, органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, перечень которых определен статьей 4 Федерального закона № 120-ФЗ. В настоящее время положения статьи 13 Федерального закона № 323-ФЗ не позволяют предоставлять органам и учреждениям системы профилактики сведения о несовершеннолетних и родителях (лицах, их заменяющих), проживающих совместно с детьми, употребляющих наркотические средства, или психотропные вещества без назначения врача, или одурманивающие вещества, или алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также страдающих психическими расстройствами, представляющими социальную опасность, состоящих под диспансерным наблюдением врачей-психиатров. Авторы ПФЗ заявляют: «Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона № 120-ФЗ органы и учреждения системы профилактики в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Вместе с тем при отсутствии информации о родителях (лицах, их заменяющих), употребляющих наркотические средства, или психотропные вещества без назначения врача, или одурманивающие вещества, или алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также страдающих психическими расстройствами, представляющими социальную опасность, состоящих под диспансерным наблюдением врачей-психиатров, проживающих совместно с детьми, не представляется возможным принятие мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

В результате органы и учреждения системы профилактики не владеют сведениями об указанных лицах, что не позволяет в полном объеме реализовывать полномочия, установленные законодательством в рамках ведомственной компетенции, а также может послужить одной из причин как совершения противоправных действий несовершеннолетними, так и в отношении них. Так, к примеру, в отдельных муниципальных образованиях за прошедшие два года имели место быть случаи убийства матерями, страдающими психическими заболеваниями, своих малолетних детей. При этом в органы опеки и попечительства информация о таких матерях (их заболеваниях) не поступала, в связи с чем меры по защите прав и законных интересов детей приняты не были.

Помимо изложенного, в соответствии с положениями подпункта 4

пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 120-ФЗ органы и учреждения системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, или психотропные вещества без назначения врача, или употребляющих одурманивающие вещества, или алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Из вышеизложенного следует, что данная работа проводится по факту совершения правонарушений и (или) антиобщественных действий. Вместе с тем представляется, что индивидуальную профилактическую работу целесообразно проводить незамедлительно с момента установления факта употребления подростками наркотических средств, или психотропных веществ без назначения врача, или одурманивающих веществ, или алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части предоставления органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя», л. 1-2).

В качестве еще одной причины внесения данного ПФЗ его авторы указывают на то, что в соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и ведут учет таких детей при наличии оснований, подтвержденных документами, свидетельствующими об обстоятельствах утраты ими (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя). «В настоящее время остро стоит вопрос получения органами опеки и попечительства из медицинских организаций подтверждающих сведений о родителях (единственном родителе), которые по причине внезапной болезни, несчастного случая либо в результате дорожно-транспортного происшествия не могут осуществлять свои родительские обязанности. Предоставление указанных сведений в силу положений статьи 13 Федерального закона № 323-ФЗ не предусмотрено.

Вместе с тем в последние годы участились случаи дорожно-транспортных происшествий с участием семей с детьми, не проживающих на территории регионов, где произошло происшествие. Получая тяжелые травмы, родители помещаются в лечебные организации, и в силу своего состояния здоровья не могут выразить согласие или несогласие по вопросу применения мер защиты их детей. Также родители не имеют возможности выполнять свои обязанности в отношении несовершеннолетних детей при помещении (без их согласия) по медицинским показаниям на лечение в психиатрические больницы (как показывает практика, курс лечения может быть длительным — от 14 дней до 6 месяцев). Отсутствие документов, подтверждающих невозможность родителями (единственным родителем) исполнять свои обязанности, не позволяет органам опеки и попечительства выявлять и устраивать детей, попавших в вышеуказанные ситуации, передавать их близким родственникам, в том числе прибывшим из других субъектов страны.

Наиболее полной и объективной информацией о несовершеннолетних и родителях (лицах их заменяющих) указанных категорий граждан обладают органы управления здравоохранением и медицинские организации. Вместе с тем сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается.

В связи с возникшей коллизией между Федеральным законом № 120-ФЗ, обязывающим обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних определенных категорий, Федеральным законом № 48-ФЗ, определяющим обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства, и Федеральным законом № 323-ФЗ, запрещающим сообщать какую-либо информацию о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, органам и учреждениям системы профилактики не представляется возможным своевременно осуществлять их постановку на учет и проводить в отношении них индивидуальную профилактическую работу, эффективно принимать меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

В целях урегулирования вопроса предоставления органами управления здравоохранением и медицинскими организациями сведений о несовершеннолетних, родителях (лицах их заменяющих), употребляющих наркотические средства, или психотропные вещества без назначения врача, или одурманивающие вещества, или алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также страдающих психическими расстройствами, представляющими социальную опасность, состоящих под активным диспансерным наблюдением врачей-психиатров, проживающих совместно с детьми, сообщения сведений по запросу органов опеки и попечительства о гражданах, которые в силу внезапной болезни, несчастного случая в результате дорожно-транспортных происшествий не могут осуществлять свои родительские обязанности, законопроектом предлагается дополнить часть 4 статьи 13 Федерального закона № 323-ФЗ пунктами, допускающими предоставление органам и учреждениям системы профилактики сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя для реализации требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 9, подпунктом 4 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 120-ФЗ, пунктом 1 статьи 4, подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 48-ФЗ.» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части предоставления органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя», л. 3-5).

Как видим, разработчики законопроекта свалили в кучу все возможные аргументы в пользу его принятия – от применения наркотиков без назначения врача до дорожно-транспортных происшествий в другом регионе и от сексуальной эксплуатации до убийства матерями, страдающими психическими заболеваниями, своих малолетних детей. Обращает на себя внимание, что ни по ДТП, ни по убийствам психически нездоровыми матерями своих детей никакой статистики не приводится. И вот, на основании неизвестно какого количества подобных случаев предлагается, по сути, на основании весьма размытых формулировок отменить врачебную тайну в отношении семей с детьми, чем нарушается положения не только соответствующего закона, но и ст. 23 Конституции РФ, гарантирующая людям семейную тайну. С этой целью авторы законопроекта предлагают дополнить часть 4 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пунктами 12—14 следующего содержания:

«12) при информировании органов и учреждений системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, перечень которых определен статьей 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее — органы и учреждения системы профилактики), о лицах, имеющих несовершеннолетних детей (совместно проживающих с ними) и употребляющих наркотические средства, или психотропные вещества без назначения врача, или новые потенциально опасные психоактивные вещества, или одурманивающие вещества, или алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также о лицах, имеющих несовершеннолетних детей (совместно проживающих с ними) и страдающих психическими расстройствами, представляющими социальную опасность, состоящих под диспансерным наблюдением врачей-психиатров, в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществления их защиты от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявления несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

13) при информировании органов и учреждений системы профилактики о

несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, или психотропные вещества без назначения врача, или одурманивающие вещества, или алкогольную и спиртосодержащую продукцию, в целях осуществления проведения в отношении них индивидуальной профилактической работы в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

14) по запросу органов опеки и попечительства в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, чьи родители (единственный родитель) в силу болезни, несчастного случая, травмирования в результате дорожно-транспортного происшествия и других ситуаций не могут осуществлять свои родительские обязанности».

Во-первых, следует обратить внимание на предельно размытые формулировки, допускающие предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя. В. п. 12 это имеющие несовершеннолетних детей лица, употребляющих не только наркотические средства, но и алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Размер употребления последней не указан, в результате чего под действие этого пункта автоматически попадают не только наркоманы и хронические алкоголики, но и родители, выпившие во время того или иного праздника хотя бы одну рюмку спиртного. Понятно, что в случае принятия данного пункта врачебная тайна будет отменена в отношении подавляющего большинства семей, вся медицинская информация о которых станет доступна органам и учреждениям системы профилактики. Вполне возможно, что медицинские работник могут быть обязаны задавать соответствующие вопросы детям, чтобы на законном основании затем передавать всю информацию органам и учреждениям системы профилактики. Содержащиеся в данном пункте понятия психического насилия, оскорбления, грубого обращения также допускают весьма расширительное толкование. Аналогичные размытые формулировки присутствуют и в п. 13, согласно которому органы и учреждения системы профилактики должны быть проинформированы в равной степени как о хроническом наркомане, так и о выпившем несколько бутылок пива несовершеннолетнем. Таким образом, данный ПФЗ является еще одной попыткой установить ювенальный контроль над семьей. Более того, если медицинские работники будут обязаны задавать соответствующие вопросы, то данный законопроект превратит детей в невольных осведомителей и будет способствовать разрушению атмосферы доверия в семьях.

При этом следует иметь в виду, что уже действующая редакция части 4 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" допускает предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в следующих случаях:

- в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона (п.1);

- по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, а также в связи с исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию (п. 3);

- в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя (п. 4);

- в целях информирования органов внутренних дел:

а) о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

б) о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности (п. 5).

Необходимо также учитывать в данном случае, что, согласно статье 69 Семейного кодекса РФ, лишение родительских прав производится в случае жестокого обращения с детьми, в том числе при физическом или психическом насилии над ними, а также того, когда родители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. Следовательно, часть информации, которую планируют получать органы и учреждения системы профилактики о несовершеннолетних и родителях (лицах, их заменяющих) в случае принятия этого ПФЗ, может быть использована для лишения родительских прав.

Исходя из этого, просим принять все возможные меры для отклонения угрожающего семье ювенального законопроекта 65038-8 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части предоставления органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя».

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Межведомственное взаимодействие
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: