Аналитическая справка по законопроекту № 812687-7

«О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство)»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

14 октября 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 812687-7 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство)» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/812687-7). Авторы законопроекта предложили часть 9 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", определяющего случаи медицинского вмешательства без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя, дополнить новым пунктом 7 следующего содержания: «7) при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации, за исключением случая, когда гражданин или его законный представитель выразили отказ от медицинского вмешательства, который оформляется в виде документа на бумажном носителе». Как заявляют авторы этого ПФЗ в пояснительной записке, он был «разработан для устранения правовой неопределенности, возникающей при получении информированного добровольного согласия (далее - ИДС) пациента на медицинское вмешательство в рамках оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации» (Пояснительная записка к проекту федерального закона № 812687-7 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство)», л. 1). Согласно статьи 20 данного закона, необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Медицинское вмешательство статья 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет как «выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности». Действующая редакция части 9 статьи 20 этого закона содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;

6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, в экстренной или неотложной формах. При этом оказание медицинской помощи как в экстренной, так и в неотложной формах связано с угрозой жизни пациента (часть 4 статьи 32 данного закона). Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. В экстренной или неотложной форме она оказывается вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что в самом Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" четко не определено, какие случаи и состояния считать угрозой жизни пациента, а какие нет, а также не обозначен механизм определения угрозы.

В условиях подобной правовой неопределенности, а также достаточно расплывчатого определения понятия медицинского вмешательства, под которое, по сути дела, можно подвести любой вид медицинского обследования и (или) медицинских манипуляций, затрагивающие физическое или психическое состояние человека, предложенное авторами ПФЗ новое основание, когда медицинские работники могут осуществлять это вмешательство без ИДС пациента, потенциально может быть весьма опасным. Его принятие может привести к ситуации, когда даже без необходимости устранения реальной угрозы жизни человека (п. 1 части 9 статьи 20 действующей редакции закона) любого пациента, в том числе и несовершеннолетнего, без получения предусмотренного законом согласия могут подвергнуть любой диагностики, в том числе генетической и психиатрической, могут сделать абсолютно любую прививку, вживить любой аппарат, в том числе и чип, сделать любую операцию. В этом случае мы вполне можем столкнуться с прямым нарушением недвусмысленного запрета, сформулированного в ст. 21 Конституции РФ: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Даже частичная отмена принципа получения добровольного согласия, под какими бы благовидными предлогами это не осуществлялась, может привести к многократному возрастанию риска для человека подвергнуться медицинским опытам. Предложенная авторами ПФЗ формулировка открывает возможности для различного рода злоупотреблений, которые могут поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Следует принять во внимание и позицию, изложенную в подписанном Е.В. Горбачевой повторном Заключении по проекту данного федерального закона Правового управления ГД. Согласно ему все условия для медицинского вмешательства без согласия гражданина при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи охватываются пунктом 1 части 9 статьи 20 Федерального закона, а механизм принятия решения о медицинском вмешательстве по данному основанию изложен в пункте 1 части 10 статьи 20 Федерального закона. С учетом всего этого законопроект представляет собой излишнее правовое регулирование (файл № 0923812687-7.136 на указанном выше сайте).

Следующее нововведение, которое предлагают авторы ПФЗ, связано с тем, что пункт 1 части 10 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ предусматривает, что решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина в связи с его неспособностью выразить свою волю принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации). Поскольку в условиях оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации собрать консилиум невозможно, то авторы законопроекта предлагают дополнить часть 10 статьи 20 ФЗ пунктом 4 следующего содержания: «4) в случае, указанном в пункте 7 части 9 настоящей статьи, - медицинским работником выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенным старшим, при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство». По этому поводу в повторном Заключении Правового управления ГД вполне резонно сказано: «Отношения субординации между работниками выездных бригад скорой медицинской помощи при принятии решения об оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации (пункт 2 законопроекта) не являются предметом регулирования Федерального закона и должны рассматриваться должностными лицами медицинской организации при формировании соответствующих бригад». Итак, мы видим, что рассматриваемый ПФЗ отчасти излишен, отчасти потенциально опасен.

В связи с вышеизложенным просим принять все возможные меры для отклонения проекта федерального закона № 812687-7 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство)», который может привести к нарушению ст. 21 Конституции РФ и представляет потенциальную угрозу ее гражданам.   

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Медицина # ОПД # Согласие на мед.вмешательство
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: