Аналитика по постановлению Правительства РФ № 2178 от 2 декабря 2021 года

Аналитическая справка по Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера» от 2 декабря 2021 года № 2178»
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

2 декабря 2021 г. Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил Положение о федеральной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера (Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера» от 2 декабря 2021 года № 2178). Согласно п. 2. Положения, целями создания, эксплуатации и развития государственной информационной системы (ГИС) являются:

а) своевременное и оперативное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

б) организация межведомственного взаимодействия для недопущения осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, являющимися носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если указанные иностранные граждане или лица без гражданства могут явиться источником распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

в) обеспечение своевременного принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;

г) интеграция и обмен данными с информационными системами федеральных органов исполнительной власти;

д) обеспечение федерального государственного санитарно-

эпидемиологического контроля (надзора).

Все эти цели почти дословно совпадают с теми целями этой ГИС, которые были перечислены в Федеральном законе от 02.07.2021 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», благодаря которому и стало возможно принятие данного Постановления. Если контроль за состоянием здоровья иностранца или лица без гражданства еще может быть оправданным, то неопределенность формулировок пп. «а» и «д» в условиях коронавирусной инфекции открывают возможности для их самого расширительного истолкования и применения.

Задачами новой ГИС провозглашаются:

а) анализ состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основе оперативных и ретроспективных данных результатов проведения мероприятий федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), а также результатов проведения социально-гигиенического мониторинга;

б) оперативное информирование о возникающих угрозах и ситуациях, требующих реагирования и принятия соответствующих управленческих решений в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);

в) организация мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работников отдельных профессий, производств и организаций;

г) прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на основе использования статистических методов и математических моделей, разрабатываемых научными организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

д) информационное обеспечение организации осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического (контроля) надзора, проведения научных исследований для обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического (контроля) надзора, предоставления государственных услуг и представления статистической отчетности;

е) поддержка процессов планирования деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. (п. 3)

Оператором ГИС будет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а поставщиками информации в нее - Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, а также организации, обладающие информацией, характеризующей санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации (п. 23). На основании информации, содержащейся в данной ГИС, будут проводиться санитарно-противоэпидемические мероприятия, государственный санитарно-эпидемиологический контроль.

Согласно п. 4 функциями государственной информационной системы являются:

а) cбор, систематизация, хранение, архивирование, актуализация, обобщение, анализ данных, характеризующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, показателей деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

б) обмен данными с иными информационными системами, в том числе федеральных органов исполнительной власти, в целях эффективного межведомственного взаимодействия.

Использовать информацию, содержащуюся в ГИС будут Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальные органы и подведомственные организации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, иные органы исполнительной власти и организации в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, лица, прошедшие медицинские осмотры и медицинское освидетельствование, указанные в статье 34 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (п. 23).

Особую обеспокоенность вызывает п. 28 Положения, который гласит: «Представление в государственную информационную систему сведений, содержащих информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных с согласия такого лица или без его согласия». Согласно Приложению к Положению, определяющему состав информации, размещаемой в федеральной государственной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера, к нему относятся:

1) Сведения санитарно-эпидемиологического характера, сведения об иностранных гражданах или о лицах без гражданства, сведения о лицах, контактирующих с больным, включая пассажиров, членов экипажа (бригады) транспортного средства, должностных лиц государственных контрольных органов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, в течение инкубационного периода болезни с момента прибытия на территорию Российской Федерации, о наличии (об отсутствии) признаков инфекционных заболеваний;

2) Сведения о прохождении работниками отдельных профессий, производств и организаций медицинских осмотров, о прохождении иностранными гражданами и лицами без гражданства медицинского освидетельствования;

3) Сведения об организациях, выдающих личные медицинские книжки, об уникальных идентификаторах выданных личных медицинских книжек;

4) Сведения о гигиеническом обучении работников, профессиональной гигиенической подготовке и об аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Пп. «з» п. 24 Положения провозглашает обязательность учета и регистрации всех действий и идентификации всех участников, связанных с обработкой персональных данных при взаимодействии информационных систем Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, а также организаций, обладающих информацией,

характеризующей санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, с государственной информационной системой. В документе несколько раз подчеркивается необходимость обеспечения информационной безопасности государственной информационной системы и один раз - обеспечение безопасности персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, однако периодически происходящие утечки персональных данных из различных информационных систем, в том числе и государственных, заставляет скептически относиться к подобным заклинаниям.  

Создание, развитие и эксплуатация ГИС будет осуществляться на основе следующих принципов:

а) обеспечение полноты, актуальности, целостности сведений, содержащихся в государственной информационной системе;

б) однократность ввода информации и многократность ее использования в государственной информационной системе;

в) модульность построения, адаптируемость и модифицированность государственной информационной системы;

г) обеспечение информационной безопасности государственной

информационной системы;

д) безвозмездность предоставления информации, содержащейся в государственной информационной системе, в соответствии с положениями Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

е) открытость для интеграции с иными информационными системами на основе единых форматов информационного взаимодействия (п. 5).

Централизованными и сервисными подсистемами государственной информационной системы являются:

а) централизованное хранилище данных;

б) подсистема сбора и передачи данных;

в) подсистема аналитической обработки данных;

г) подсистема представления данных;

д) подсистема информационной безопасности;

е) подсистема учета иностранных граждан или лиц без гражданства;

ж) подсистема электронных личных медицинских книжек;

з) иные подсистемы, необходимые для эффективного функционирования государственной информационной системы (п. 9).

Согласно п. 10, централизованное хранилище данных предназначено для организации хранения оперативной информации, накопления и долговременного хранения значимой ретроспективной структурированной и неструктурированной информации, хранения агрегированной и аналитической информации, хранения нормативно-справочной информации. Централизованное хранилище данных обеспечивает устойчивость структуры хранения к изменениям состава и представления сохраняемых данных.

Несомненный интерес представляет и п. 16: «Подсистема электронных личных медицинских книжек предназначена для учета и анализа сведений об организациях, выдающих личные медицинские книжки, сведений об уникальных идентификаторах выданных личных медицинских книжек, данных о прохождении медицинских осмотров, результатах лабораторных исследований, вакцинации, гигиеническом обучении работников, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения».

Как говорится на официальном сайте Правительства РФ, создаваемая система станет частью масштабного проекта «Санитарный щит». Новый цифровой ресурс будет взаимодействовать с другими государственными системами, в том числе с единой информационной системой в сфере здравоохранения. Обращает на себя внимание и такое заявление: «Новая система позволит более оперативно выявлять и отслеживать распространение опасных инфекций и принимать необходимые меры» (Правительство утвердило положение об информационной системе санитарно-эпидемиологических сведений // http://government.ru/dep_news/43998/).

С учетом тех мер, которые для борьбы с коронавирусной инфекцией уже предприняли Роспотребнадзор и власти всех уровней, ничего хорошего от оснащения этого ведомства новой информационной системой ждать не приходится. Все это представляет один из элементов планомерно ведущейся работы по созданию электронного концлагеря, в который должны попасть как граждане нашей страны, так и прибывающие в нее иностранцы. Следует напомнить, что в соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников. Таким образом, даже на основании решения органов местного самоуправления в отдельных организациях показания к проведению медицинских осмотров работников и, соответственно, попадающей в ГИС информации, могут быть существенно расширены. С формальной точки зрения у работников, скорее всего, будут брать «добровольное» согласие на обработку их персональных данных, однако зная существующую практику получения согласия в добровольно-принудительном порядке, фактически это будет более или менее замаскированное принуждение. Это фактически нарушает статьи 23 и 24 Конституции РФ, гарантирующие каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и не допускающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Поскольку право на неприкосновенность частной жизни относится к числу основных прав и свобод человека, оно является неотчуждаемым в силу ст. 17 Конституции РФ. Ее следующая статья определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Здесь же мы видим, что неотчуждаемые права человека ставятся ниже планов цифровизаторов по созданию очередной ГИС и наполнению ее данными.

Данное Постановление Правительства РФ может привести и к фактической отмене статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которая воспрещает разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относятся сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Рассматриваемый документ противоречит и части 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ, согласно которой неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, как и другие личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Согласно ст. 152.2 ГК РФ не допускаются, если иное прямо не предусмотрено законом, без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни. Нарушает Постановление и статью 10 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных», запрещающей, за исключением случаев, предусмотренных данным законом, обработку, использование и распространение специальных категорий персональных данных, в число которых входят и данные, касающиеся состояния здоровья. Рассматриваемый нормативный акт вступает в противоречие и с рядом международно-правовых актов. Статья 12 Всеобщей декларации прав человека недвусмысленно провозглашает: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Близкое положение содержится и в статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».

Если же перейти от юридических к фактическим последствиям, то, с учетом периодических утечек данных из различных информационных систем, принятие данного Постановления будет фактически означать отмену врачебной тайны для значительного круга лиц, который в любой момент может быть существенно расширен. Сведения о состоянии здоровья граждан РФ станут доступными работодателям, банкам, мошенникам и злоумышленникам различного рода, а также иностранным спецслужбам. С учетом уже известных фактов о принуждении к вакцинации в связи с коронавирусной инфекцией со значительной степенью вероятности можно предположить, что планируемая новая федеральная государственная информационная система сведений санитарно-эпидемиологического характера станет еще одним инструментом принуждения к вакцинации граждан нашей страны.  

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: