Анализ и замечания к плану основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года

Юридический и сравнительный анализ разделов Нацстратегии показывает, что она во многом повторяет положения «Стратегии Совета Европы по правам ребенка на 2012-2015 гг.» 
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
22:15 / 27.08.2020

Преамбула документа начинается с пояснения, что ДД в России объявляется (цитата) «в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» и далее в документе содержится множество отсылок к данной стратегии. Юридический и сравнительный анализ разделов Нацстратегии показывает, что она во многом повторяет положения «Стратегии Совета Европы по правам ребенка на 2012-2015 гг.» и направлена на разрушение института традиционной семьи, воспринимает семью как потенциально опасную среду для ребенка, устанавливает в ее отношении «профилактические меры» и «раннее выявление» «семейного неблагополучия», семейного насилия, «нарушения прав и законных интересов ребенка в семье», «семей, находящихся в кризисной ситуации» и т.д. (в кавычках – прямые цитаты из Нацстратегии), что дает возможность вмешательства в семью посторонних лиц (органов опеки, психологов медиаторов, врачей, иных сотрудников социальных служб) и изъятия детей у родителей в любой момент и по любому надуманному поводу.

При описании этапов реализации ДД авторы уточняют, что они должны «отвечать на новые возникающие потребности детей и семей, имеющих детей». Таким образом, еще на этапе целеполагания происходит концептуальное и идеологическое разделение потребностей у «детей» и у «семей, имеющих детей». В дальнейшем этот прием постоянно используется автором в документе (подчеркнуто проводится граница между «детьми» и их «семьей»), и таким образом процитированное ранее утверждение, выведенное из Конституции РФ («российское государство считает, что благополучным ребенок может быть только в семейном окружении»), полностью опровергается и нивелируется.

Формулируя конкретные предложения по имеющемуся варианту мероприятий в рамках ДД мы руководствуемся конституционными принципами:

-материнство и детство, семья находятся под защитой государства;

- забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (пп. 1 и 2 ст. 38 Конституции РФ);

- в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: защита семьи, материнства, отцовства и детства, создание условий для достойного воспитания детей в семье (п. ж1 ст. 71 Конституции РФ);

а также положениями Семейного Кодекса: «семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи» (п. 1, ст. 1 СК РФ), «родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)» (п. 1, ст. 61 СК РФ), «родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей» (п. 1, ст. 63 СК РФ).

 

В связи с этим предлагаем:

 

1. Исключить из документа навязывание психолого-педагогической поддержки и социального патроната семьям с детьми, где родители (один из родителей) не обращались лично и непосредственно за психологической/социальной помощью государства.

2. Заменить регулярно используемую в документе формулировку «защита детей и семей, имеющих детей» на «защиту семей, имеющих детей». Таким образом исчезает противопоставление прав и интересов детей и их родителей и подчеркивается закрепленный в Конституции факт – ребенок может быть благополучным только в семейном окружении.

3. Исключить из документа такие понятия, как «профилактика семейного неблагополучия», «опережающие действия…» с целью «определения потребностей и нужд детей» как инструменты вмешательства в семью посторонних лиц и структур (как частных, так и государственных) без непосредственного обращения родителей (семьи) к их услугам.

4. В целях, задачах и плане мероприятий раздела I «Здоровьесбережение детства»:

- в пунктах, касающихся «повышения эффективности медицинского обеспечения и профилактики заболеваний детей», а также «систематизации и оценки физического, психического и социального здоровья детей для разработки стратегии его сохранения», необходимо отметить, что никакие медицинские вмешательства, а равно профилактические мероприятия, осмотры, опросы, анкетирования, сбор любых данных о здоровье и развитии детей и т.п. по закону не могут осуществляться без добровольного информированного согласия родителей (законных представителей), также недопустимо навязывать данные мероприятия родителям в ультимативной форме. Не включать данные мероприятия в план ДД до широкого обсуждения с родительской и независимой медицинской общественностью,

- исключить мероприятия «Расширение перечня инфекционных болезней, против которых проводится вакцинация, и подлежащего прививкам контингента», а также «Снижение количества отказов от прививок; снижение случаев инфекционных заболеваний среди детей, управляемых средствами специфической иммунопрофилактики». Вместо них включить в план мероприятий ДД подробное информирование родителей о составе используемых вакцин, возможных осложнениях от прививок, а также прописать гарантии личной (вплоть до тяжкой уголовной) ответственности врача за проведенную вакцинацию и ответственность государства (в т.ч. – материальную) за возможные осложнения,

- в пункты «разработка методических рекомендаций по профилактике развития и прогрессирования близорукости среди обучающихся общеобразовательных организаций; разработка методики оценки риска развития нарушения зрения и прогрессирования нарушений зрения под воздействием факторов среды общеобразовательных организаций; разработка рекомендаций по использованию компьютерных технологий и электронного обучения в работе с обучающимися…» внести дополнение:

«Минздраву, Роспотребнадзору, Минпросвету необходимо разработать программу многолетней и всесторонней независимой психолого-педагогической, научно-технической и медицинской экспертизы федеральных образовательных проектов Московская/Российская электронная школа (МЭШ/РЭШ), Цифровая образовательная среда (ЦОС), «Цифровая школа». По результатам исследований внести соответствующие изменения в СанПиНы. Рекомендации по использованию компьютерных технологий и электронного обучения должны ставить на первое место здоровье школьников, поэтому до первых серьезных результатов официальных исследований необходимо заморозить данные проекты»,

- добавить пункт о выделении государственных средств для гарантированного субсидирования родителям лечения орфанных и иных тяжелых заболеваний, требующих длительного лечения и реабилитации (не только онкологических, указанных в данном разделе), больших финансовых затрат и высокотехнологичного медицинского обслуживания.

5. В целях, задачах и плане мероприятий раздела II «Благополучие семей с детьми»:

- в задаче «снижение числа малообеспеченных семей» подробно расписать механизмы их сокращения, определить инструменты материальной поддержки для нуждающихся семей,

- исключить задачу «формирование ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи» как попытку вмешательства извне в процесс воспитания и образования ребенка в семье,

- исключить задачи: «повышение доступности мер социальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми в проактивном режиме, в том числе в беззаявительном порядке», так как здесь содержится риск навязывания социального патроната и иных услуг семьям, не обращавшихся за подобной помощью и не считающих ее необходимой;

«создание правовых, организационных, кадровых, социальных условий для раннего выявления семейного и детского неблагополучия и организации индивидуального сопровождения» (по упомянутым выше причинам),

- в задаче «создание единой комплексной системы поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» добавить уточнение: «наладить систему материальной помощи для оперативного обеспечения семьи, попавшей в ЧС, всем необходимым для жизни (в случае пожара в доме, утраты единственного кормильца и т.д.)»,

- исключить механизм предоставления гражданам мер социальной поддержки в проактивном режиме (в том числе в беззаявительном порядке) с учетом информации о них в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕСИА), т.к. такой подход грубо нарушает заложенный Конституцией принцип равных прав и возможностей для всех граждан РФ, вне зависимости от регистрации в ГИС, наличия согласия на обработку персональных данных, от формы оказания им госуслуг,

- исключить мероприятие «Поддержка некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на формирование ответственного родительства, развитие родительских компетенций, внедрение эффективных практик поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации»: в исполнителях мероприятия фигурируют организации, прямо руководствующиеся в своей деятельности западными постулатами ювенальной юстиции и антитрадиционных ценностей, переводящие западные методички и в недавним прошлом существовавшие на западные гранты программ ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и т.п.: «Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения», Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Национальная родительская ассоциация…». Ответственное родительство и родительские компетенции – это технологии прямого вмешательства «третьих лиц» в институт семьи, в процесс воспитания детей с целью его переформатирования по западным либеральным методичкам и уничтожения презумпции невиновности родителей при реализации их законных прав,

- исключить мероприятие «Обобщение эффективных региональных практик социального сопровождения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе малообеспеченных, и создание условий для их тиражирования во всех субъектах Российской Федерации». Здесь содержится угроза навязывания тем семьям, где «отсутствуют достаточные основания для лишения родителей родительских прав», постоянных проверок и контроля со стороны органов опеки. При отсутствии материальной помощи семьям соцпатронат ставит перед ними жесткие условия, невыполнение которых может привести к лишению родительских прав,

- исключить мероприятие «Разработка научно-обоснованных оснований для разлучения ребенка с родителями; внесение изменений в нормативные правовые акты; разработка порядка межведомственного взаимодействия при отобрании ребенка у родителей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью». Несмотря на то, что целью мероприятия указано «сокращение числа неправомерных решений об отобрании детей у родителей», на практике это может привести к расширению нормативной базы и увеличению случаев изъятия детей из семей. Необходимо полностью исключить двусмысленные толкования, возможность произвольного вмешательства в семейную жизнь и изъятия детей без очевидных оснований,

- исключить мероприятие «Совершенствование статистических форм сбора информации в области профилактики социального сиротства, в том числе создание единой базы по всем министерствам и ведомствам», так как использование любыми органами власти персональной информации о детях и родителях, нарушение личной и семейной тайны без согласия последних на обработку персональных данных противоречит Конституции и действующему законодательству. Само понятие «социальное сиротство» означает возможность признания безнадзорным любого ребенка, проживающего и воспитывающегося кровными родителями в совершенно благополучной обстановке, а его «профилактика» подразумевает сбор данных и контроль каждой семьи.

6. В целях, задачах и плане мероприятий раздела III «Развитие, обучение, воспитание, физкультура и спорт»:

- исключить мероприятие «Повышение уровня правовой грамотности детей, родителей (законных представителей), специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, по вопросам защиты прав и интересов детей и семей, имеющих детей; количество субъектов Российской Федерации, разработавших и реализующих документ стратегического планирования в области организации правового просвещения: 2021 г. – 10 регионов; 2022 г. – 11 регионов; 2023 г. – 12 регионов; 2024 г. – 13 регионов» как порождающее прямые разногласия между правами и интересами детей и родителей, побуждающее к защите прав и интересов первых от последних и способное привести к разрушению института семьи.

7. В целях, задачах и плане мероприятий раздела IV «Инфраструктура детства»:

- исключить задачу «Развитие дистанционного образования и воспитания детей, в том числе в рамках реализации Российской электронной школы и иных образовательных платформ», так как в настоящее время не определены СанПиНы для использования электронного оборудования и обучения детей, не проведено масштабных достоверных исследований, свидетельствующих о безопасности дистанционных электронных образовательных технологий для физического и психологического здоровья детей. Более того, опубликованные недавно рекомендации от научных организаций при Минздраве и Минпросвете («Рекомендации по организации онлайн использования цифровых технологий для образовательных целей в домашних условиях при временном ограничении посещения учебных заведений» авторства Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений (РНКЗНИ) совместно с НИИ гигиены и охраны здоровья детей Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава РФ, а также «Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» авторства ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» при Минпросвете РФ) свидетельствуют о том, что развитие дистанта как самостоятельной формы образования непосредственно несет угрозу здоровью детей и потому не допустимо,

- «Обеспечение 100 процентов доступности дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3 лет». Без каких-либо объяснений грудные дети, более всего нуждающиеся в материнской ласке и заботе, грудном вскармливании (по рекомендациям и единодушному мнению всех врачей неонатологов именно ГВ является фундаментом здоровья и иммунитета ребенка) объявляются нуждающимися в «дошкольном образовании» в специальных учреждениях отдельно от родителей (!). Большинство специалистов по раннему развитию детей единогласно заявляют, что залогом гармоничного развития в годовалом возрасте являются постоянные занятия и общение ребенка с мамой и папой, проживание в родной семье. Таким образом, само понятие «дошкольное образование для детей от 2 месяцев до трех лет» в данном контексте звучит сомнительно. Учреждения для детей малого возраста (ясли) создаются только для тех родителей, которые по жизненным обстоятельствам не в состоянии находиться дома вместе с детьми в данный период. Данное мероприятие содержит опасность огосударствления детей, перехвата государством прав и обязанностей родителей,

- исключить мероприятие «Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, позволяющей обеспечить доступность и качество образования для всех обучающихся», так как проект ЦОС, точно так же как проекты РЭШ/МЭШ содержит множество рисков для здоровья и развития детей и к настоящему моменту не прошел необходимые экспертизы и апробацию (см. наш комментарий по РЭШ/МЭШ выше),

- мероприятие «Развитие государственных услуг в электронной форме для детей и родителей (законных представителей) детей» изложить с примечанием о сохранении в полной доступности всех видов госуслуг (образования, здравоохранения, соцподдержки и т.д.) для родителей, предпочитающих их получение в традиционной форме, о недопустимости дискриминации семей, по тем или иным причинам отказывающихся от электронной формы госуслуг.

8. В целях, задачах и плане мероприятий раздела V «Защита детей, оставшихся без попечения родителей»:

- исключить мероприятия, предусматривающие (к 2024 году) разработку научно-обоснованных критериев подбора семьи для ребенка и 100% охват социально-психологическим тестированием кандидатов в замещающие родители (опека, попечительство) в субъектах Российской Федерации, так как здесь содержится опасность отказа близким родственникам детей-сирот, не прошедших некое психологическое тестирование, в опекунстве.

В задачах к 2027 году также «указывается недопущение кандидатов в замещающие родители, не отвечающих требованиям, в систему семейного устройства детей-сирот» – и здесь скрывается опасность применения аналогичных тестов и «алгоритмов соответствия» к кровным родителям,

- предлагаем установить запрет на иностранное усыновление, т.к. в соответствии с Конституцией РФ, «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации»,

- в мероприятии «Совершенствование подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами (попечителями) несовершеннолетних граждан» - закрепить приоритет родственников детей при оформлении опеки/усыновления.

9. В целях, задачах и плане мероприятий раздела VII «Безопасность детей»:

- скорректировать цель «обеспечение комплексной безопасности детей, соблюдение прав и законных интересов детей» на «обеспечение прав и законных интересов семьи, исходя из соображений наибольшего благополучия и безопасности детей при их воспитании кровными родителями»,

- исключить задачу «разработка и реализация системных решений по оказанию своевременной помощи детям и родителям в случае нарушения прав и законных интересов детей», так как вся «своевременная помощь» в данном случае будет заключаться в тотальной слежке и сборе личной информации о семье с последующим вмешательством в ее дела с целью принуждения родителей изменить свой подход к воспитанию/образованию/здоровью/материальному обеспечению детей с угрозой последующего их изъятия – и все это при отсутствии реальных фактов правонарушений со стороны родителей. Такой подход содержит большие риски разрушения семьи,

- мероприятия «Развитие психологической службы в системе образования», «Охват детей и родителей профилактическими психологическими мероприятиями. Актуализированы методические материалы по проведению «Недели психологии в школе» (к 2024 году) сопроводить пояснением о недопустимости навязывания психологического сопровождения несовершеннолетним и их родителям без прямого обращения родителей за подобной помощью. Любые психологические опросы, анкетирования, «часы и недели психологии» в школе без информированного согласия родителей (законных представителей) не допустимы,

- в рамках мероприятия «Обеспечение оказания в рамках социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту, многодетным семьям, семьям, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, а также инвалидам безвозмездной помощи по оснащению автономными пожарными извещателями, ремонту печей, замене неисправных электропроводки и газового оборудования; оплате задолженности поставщикам жилищно-коммунальных услуг собственников жилья» многодетные семьи приравнены к семьям, находящимся в ТЖС, по одному только факту своей многодетности (!). Подобная социальная дискриминация и повышенное внимание опеки к многодетным семьям недопустимы, данный подход необходимо исключить из ДД,

- Мероприятие «Анализ и распространение в субъектах Российской Федерации наиболее успешных практик по временному размещению (с согласия родителей) несовершеннолетних, проживающих в жилищах, имеющих признаки потенциальной пожарной опасности, в учреждения социального обслуживания с дальнейшим приведением жилищ в пожаробезопасное состояние» скорректировать в сторону недопустимости разлучения детей с родителями. В случае проживания семьи в подтвержденном ветхом (аварийном) либо пожароопасном жилье необходимо выделение ей госсубсидии на улучшение жилищных условий (либо оперативное расселение в новое жилье в рамках действующих программ), а в случае временной невозможности проживания в таком жилье, государство обязано обеспечить семью временным жильем, соответствующим всем нормам безопасности.

10. В целях, задачах и плане мероприятий раздела VIII «Координация и управление реализацией десятилетия детства»:

- ответственными исполнителями мероприятия «Расширение распределенного реестра и тиражирование лучших управленческих и социальных практик, выявленных в ходе реализации мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на основе национального стандарта доказанного подхода к определению эффективности социальных практик в сфере» названы следующие неправительственные организации: АНО «Агентство стратегических инициатив» (центр идеологии трансгуманизма в России, пропагандирующий преодоление (уничтожение) человеческой природы путем вживления в тело различных технических устройств (нейроинтерфейсов) и слияния человека с «искусственным интеллектом»), Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации (данная структура тесно сотрудничала с ЮНИСЕФ и другими западными ювенальными структурами, внедряя в России токсичные технологии «раннего вмешательства» в семью), «Национальная родительская ассоциация» (данная структура занимается прямым переводом западных ювенальных антисемейных методичек на русский язык и их адаптацией на российской почве). Необходимо полностью исключить данные антисемейные структуры, деятельность которых получила крайне негативную оценку от родительских и семейных организаций, из реализации мероприятий в рамках ДД.

 

Общие выводы и рекомендации по документу

 

План мероприятий в рамках Десятилетия детства являет собой нечетко структурированную «сборную солянку», в которой четко прослеживается западная ювенальная концепция приоритета «прав и интересов» детей над правами и интересами семьи и родителей, а также противопоставления данных понятий. Наряду с реально позитивными и необходимыми мерами по поддержки детей и родителей присутствуют многочисленные токсичные, антисемейные закладки, являющиеся прямой калькой с опыта западных стран, где институт традиционной семьи, как известно, переживает глубокий кризис, дети «защищаются» в основном от собственных родителей, а государственная «защита детства» докатилась до ежегодных громких скандалов с разоблачением организованных сообществ педофилов и извращенцев, издевающихся над детьми.

Типичный пример лукавства: в преамбуле документа говорится: «Принципиальным отличием в понимании благополучия от многих стран является то, что российское государство считает, что благополучным ребенок может быть только в семейном окружении». Это совершенно правильные слова, однако на практике концепция, которая четко прослеживается в перечне и задачах мероприятий в рамках «Десятилетия детства», направлена на разобщение родителей от родных детей, на отчуждение прав и законных интересов последних от прав и законных интересов кровной семьи.

В связи со всем вышеизложенным сама концепция защиты детства в России, представленная Правительством в данном документе при активном участии ювенальных прозападных НКО, требует полной переработки до ее соответствия традиционным духовно-нравственным ценностям и обычаям народов России, с обязательным исключением вышеназванных организаций из числа ее разработчиков. Или же, в крайнем случае, необходимо оперативно изъять из документа все перечисленные выше токсичные, антисемейные механизмы, оставив только реальные мероприятия в поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, направленные на сохранение и всестороннее содействие органов власти и общественных организаций традиционным семейным отношениям и счастливому детству.

 


Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Десятилетие детства # Ювенальная юстиция # Галина Семья
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: