Аналитическая справка по проекту постановления Правительства РФ «О случаях осуществления сбора и обработки используемых для идентификации либо идентификации и аутентификации биометрических персональных данных в информационных системах организаций, в том числе организаций финансового рынка, осуществляющих идентификацию и (или) аутентификацию с использованием биометрических персональных данных физических лиц, а также о случаях использования организациями, за исключением организаций финансового рынка, индивидуальными предпринимателями указанных информационных систем для идентификации либо идентификации и аутентификации физического лица, выразившего согласие на их проведение»
7 августа 2021 г. Правительство Российской Федерации опубликовало проект постановления «О случаях осуществления сбора и обработки используемых для идентификации либо идентификации и аутентификации биометрических персональных данных в информационных системах организаций, в том числе организаций финансового рынка, осуществляющих идентификацию и (или) аутентификацию с использованием биометрических персональных данных физических лиц, а также о случаях использования организациями, за исключением организаций финансового рынка, индивидуальными предпринимателями указанных информационных систем для идентификации либо идентификации и аутентификации физического лица, выразившего согласие на их проведение» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=119023).
Разработан этот проект с соответствии с печально известным Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и, в случае его принятия, вступит в силу с 1 января 2022 года и будет действовать до 1 января 2028 г. Как говорится в п. 1.4 Формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта с высокой степенью регулирующего воздействия № 02/07/08-21/00119023, согласно Федеральному закону от 29.12.2020 № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сбор и обработка используемых для идентификации либо идентификации и аутентификации биометрических персональных данных в информационных системах организаций, осуществляющих идентификацию и (или) аутентификацию с использованием биометрических персональных данных физических лиц, осуществляется в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. Поскольку в настоящее время соответствующий акт, устанавливающий перечень соответсвующих случаев, отсутствует, Правительство и поспешило его разработать.
Проектом утверждаются прилагаемые случаи осуществления сбора и обработки используемых для идентификации либо идентификации и аутентификации биометрических персональных данных в информационных системах организаций, владеющих информационными системами, обеспечивающими идентификацию и (или) аутентификацию с использованием биометрических персональных данных физических лиц, и (или) оказывающих услуги по идентификации и (или) аутентификации с использованием биометрических персональных данных физических лиц, а также случаи использования организациями, за исключением организаций финансового рынка, индивидуальными предпринимателями указанных информационных систем для идентификации либо идентификации и аутентификации физического лица, выразившего согласие на их проведение. Оговорка о согласии физического лица на идентификацию и (или) аутентификацию с использованием биометрических персональных данных ничего не стоит – всем хорошо известно, какими средствами подчас у людей добывается это добровольно-принудительное согласие.
Первые два указанных в приложении случаи осуществления сбора и обработки используемых для идентификации либо идентификации и аутентификации биометрических персональных данных в информационных системах организаций относятся к водителям легкового такси и водителям транспортных средств, предоставленных в краткосрочную (до 24 часов) аренду на основе поминутной тарификации физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением такими физическими лицами предпринимательской деятельности (каршеринг). Наибольшую опасность представляет третий случай (п. «в»): «идентификация либо идентификация и аутентификация при проходе на территорию организаций посредством системы контроля и управления доступом на территории данных организаций, за исключением организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплексов, организаций, относящихся к объектам транспортной инфраструктуры, субъектам критической информационной инфраструктуры, организаций, совершение террористического акта на территории которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями согласно категорированию, проводимому в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)», режимных объектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 № «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», а также дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций». Данный пункт наделяет любую организацию, не относящуюся к критически важной для государства инфраструктуре, а также не являющуюся детским садом и общеобразовательной организацией, правом устанавливать систему биометрической идентификации и (или) аутентификации для прохода на свою территорию. Что касается критически важной для государства инфраструктуры, то в п. 3.2 Формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта с высокой степенью регулирующего воздействия № 02/07/08-21/00119023 по этому поводу сказано: «Использование коммерческих биометрических систем в вышеуказанных организациях может представлять угрозу обеспечения национальной и общественной безопасности».
Однако вместо того, чтобы просто запретить использование коммерческих биометрических систем в критически важной для государства инфраструктуре, Правительство РФ под лицемерным предлогом заботы о национальной и общественной безопасности разрешило ее использование почти во всех других отраслях экономики. Очевидно, что все эти красивые слова про заботу о национальной и общественной безопасности являются лишь прикрытием для максимального внедрения биометрии в общественную жизнь. Учитывая ретивость цифровизаторов остается только удивляться, что они пока еще не решили снимать биометрию начиная прямо с детского сада. Что касается общеобразовательной организации, то, согласно статье 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации", ей является такая образовательная организация, которая осуществляет в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Следовательно, организации не только высшего, но и дополнительного образования под эту категорию не подпадают, и в них может устанавливаться системы биометрической идентификации и (или) аутентификации в качестве необходимого условия для прохода на их территорию. Наконец, в качестве последнего случая указывается идентификация либо идентификация и аутентификация при участии в собрании участников гражданско-правового сообщества, за исключением организаций, перечисленных в пункте «в» Случаев, а также организаций финансового рынка, эмитентов ценных бумаг. Гражданско-правовые сообщества упоминаются в статье 181.1 и последующих ГК РФ. Как разъяснено в п. 103 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", гражданско-правовое сообщество - это определенная группа лиц, наделенная полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и т.д.), решения собраний кредиторов, а также комитета кредиторов при банкротстве, решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании, решения участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, биометрическая идентификация и (или) аутентификация может стать обязательным условием и для реализации прав различных категорий лиц – от участников юридического лица или его директоров до собственников помещений в многоквартирном доме.
Причина появления этого проекта постановления Правительства Российской Федерации очевидна. Первоначально оно пыталось собрать биометрические персональные данные граждан через банки, однако все их усилия в этом направлении привели к тому, что с 2018 года по февраль этого года в ЕБС зарегистрировалось около 164 тыс. россиян. Подобный результат за почти два года иначе, чем плачевным не назовешь и он красноречиво показывает востребованность биометрической идентификации со стороны наших граждан. Тогда было принято решение собирать данную информацию также и через многофункциональные центры (МФЦ). В Минцифре 26 февраля этого года прошло совещание, на котором чиновники Минцифры обещали «решить вопрос административными мерами»: «Речь, в частности, идет о том, чтобы стимулировать граждан сдавать биометрию в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг (МФЦ) и через специальное мобильное приложение, поясняет другой собеседник “Ъ”. «Без сдачи биометрии некоторые госуслуги могут стать недоступными удаленно»,— уточнил он. В результате в течение двух лет в Минцифры рассчитывают увеличить число биометрических «слепков» граждан в ЕБС до 70 млн, что равно числу подтвержденных профилей на портале госуслуг, добавил еще один источник “Ъ”» (Анастасия Гаврилюк, Максим Буйлов. Биомеры будут приняты. Сбор данных граждан станет проще и принудительнее // https://www.kommersant.ru/doc/4721686). Публикацию в «Коммерсанте» поспешили опровергнуть чиновники Минцифры, обещавшие, что «доступ ко всем услугам на Едином портале госуслуг осуществляется после авторизации с использованием ЕСИА по связке логин и пароль. Биометрические данные также могут быть использованы в будущем лишь по желанию пользователя в качестве дополнительного фактора аутентификации для усиления безопасности доступа в личный кабинет на портале Госуслуг» (Олег Качанов, замглавы Минцифры России: «Сбор биометрических данных не повлияет на доступ к госуслугам» // https://digital.gov.ru/ru/events/40558/). Однако при этом утверждение газеты о том, что в течение двух лет в Минцифры планируют увеличить число биометрических «слепков» граждан в ЕБС до 70 млн не было опровергнуто. Очевидно, что за такой короткий срок многократно нарастить число граждан, сдавших свои биометрические данные, до 70 млн без принуждения попросту невозможно. Сколько таких данных было собрано через МФЦ неизвестно, но вряд ли их число оказалось большим, чем собранное через банки. Видя неэффективность подобных методов, Правительство Российской Федерации решило использовать новые способы, стимулируя внедрение сбора биометрии на предприятиях, не относящихся к критически важной для государства инфраструктуре, в образовательных организациях за исключением дошкольных и общеобразовательных организаций, а также различных гражданско-правовых сообществ, за рядом исключений. Формально все это должно делаться добровольно как со стороны организаций, так и со стороны граждан, однако опыт со сбором биометрии через банки уже показал, что на последние оказывалось административное давление для того, чтобы побудить их активнее собирать соответствующую информацию о гражданах. Так, говоря о подключении банков к Единой биометрической системе (ЕБС), заместитель министра финансов Алексей Моисеев на совещании в Совете Федерации 18 декабря 2019 года признал: «Разнарядка банкам по введению похожа на разнарядку по вступлению в комсомол». (Людмила Петухова, Яна Милюкова. Почему забуксовал проект по оцифровке россиян и при чем тут ФСБ и Греф // https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/395605-pochemu-zabuksoval-proekt-po-ocifrovke-rossiyan-i-pri-chem-tut-fsb-i). Что же касается граждан, то о какой добровольности может идти речь, когда сдача биометрических персональных данных может стать обязательным условием для продолжения ими работы, учебы, осуществления права собственности и т.п.?
Таким образом, данный проект постановления Правительства Российской Федерации противоречит целому ряду важнейших статей Конституции РФ. Его принятие фактически будет означать отмену статей 23 и 24 Конституции РФ, гарантирующих каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и не допускающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Поскольку право на неприкосновенность частной жизни относится к числу основных прав и свобод человека, оно является неотчуждаемым в силу ст. 17 Конституции РФ. Согласно статье 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О персональных данных" «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе». Статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" относит неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия к принципам правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Все эти важные нормы права точно также будут фактически отменены, и угроза тотального повседневного контроля станет реальностью.
Статья 37 Конституции РФ провозглашает, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Ч. 3 данной статьи устанавливает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Если трудящиеся будут искусственно разделены на тех, кто согласился сдать свои биометрические персональные данные и сможет пройти на территорию предприятия или организации и на тех, кто откажется сдавать свою биометрию и, соответственно, пройти на территорию не сможет, это будет означать самую настоящую дискриминацию и попрание права на защиту от безработицы. В этих условиях ч. 5 ст. 75 Конституции РФ, утверждающая, что «Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав», будет выглядеть как насмешка. Что тогда можно сказать о ст. 75.1 Конституции: «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность»? Проект данного нормативного акта противоречит и Трудовому кодексу Российской Федерации, статья 2 которого запрещает дискриминацию в сфере труда.
Аналогичным образом этот проект постановления Правительства Российской Федерации противоречит и статье 43 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на образование, а общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируются. Согласно ч. 3 данной статьи «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Поскольку никаких других условий получения высшего образования Конституция РФ не устанавливает, возможное введение биометрии для прохода на территорию соответствующих учреждений также противоречит ее духу и букве. Хотя в рассматриваемом проекте постановления Правительства РФ и говорится, что его действие не распространяется на общеобразовательные организации, однако и это может оказаться не так, во всяком случае, в отдельных регионах. Как сообщают СМИ, «власти Москвы в 2022 году хотят запустить в школах систему распознавания лиц: школьников и сотрудников образовательных учреждений будут пускать внутрь только после биометрической аутентификации. Еще недавно власти опровергали информацию о таких планах, но вернулись к этой идее после трагедии в казанской школе. Законодательных проблем для проекта не будет, говорят эксперты, поскольку в городе действует экспериментальный правовой режим. (…) “Ъ” ознакомился с отзывом главы департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы Эдуарда Лысенко на проект постановления правительства РФ, разработанный Минцифры, которым предлагается расширить случаи сбора и обработки биометрии. Из отзыва следует, что к 2022 году ДИТ совместно с департаментом образования и науки столицы планирует внедрить в школах Москвы систему распознавания лиц. Предполагается, что школьников и учителей будут пускать в образовательные учреждения только после биометрической аутентификации». Все это подается под видом заботы «с целью повышения личной безопасности учащихся и преподавательского состава на территории образовательных организаций города Москвы», однако если оружие на территорию школы пронесет сам учащийся, как это было уже не раз, то биометрическая идентификация никак не поможет защитить детей. «С юридической точки зрения препятствий у проекта нет. «Москва имеет статус города с экспериментальным правовым режимом в области цифровых технологий, поэтому власти столицы могут запустить проект на законных основаниях»,— утверждает собеседник “Ъ”, близкий к мэрии. (…) Сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что преподаватели не будут возражать против системы, поскольку «все лица сто раз уже учтены». Но глава общественного движения «Родители Москвы» Илона Менькова отрицательно относится к проекту: «Крайне опасно и рискованно использовать биометрию всех детей Москвы. Никто не сможет гарантировать сохранность данных: где они будут храниться и кем, как быстро их можно будет купить в даркнете? Мы уже устали от экспериментов на детях»» (Никита Королев, Анастасия Гаврилюк, Юлия Степанова, Анна Васильева, Александр Воронов. Контрольная по биометрии // https://www.kommersant.ru/doc/4976693?from=doc_vrez). Другие авторы отмечают: «Российские школы оснастят камерами с функцией распознавания лиц. Они помогут обеспечить безопасность детей, отследить, когда ребенок пришел в школу или покинул ее, выявить посторонних в помещениях. Заказчиком выступили региональные департаменты образования, а подрядчиком – Национальный центр информатизации (НЦИ, входит в ГК «Ростех»). Сведения о покупке таких систем есть на сайте госзакупок, стороны подтвердили «Ведомостям» факт сотрудничества. Общая сумма контрактов превышает 2 млрд руб., подсчитали «Ведомости». НЦИ отвечал за интеграцию всех решений в комплексном проекте. Среди поставляемого оборудования – системы видеонаблюдения, которые используются для повышения безопасности детей во время учебного процесса… Проект – часть национальной программы «Цифровая экономика»: она предусматривает в том числе комплексное оснащение образовательных учреждений страны системами видеонаблюдения и мониторинга безопасности, объяснил представитель «Элвис-неотека». На первом этапе системы видеонаблюдения уже были поставлены в 1608 общеобразовательных учреждений в 12 регионах, рассказал представитель НЦИ. В будущем систему планируется развернуть во всех более чем 43 000 российских школ, обещает Евгений Лапшев. Для пилотного проекта «Элвис-неотек» поставил более 28 000 камер... Все камеры подключены к платформе Orwell ‒ это система видеонаблюдения с возможностями компьютерного зрения. Дополнительно в систему был интегрирован модуль распознавания лиц от NtechLab (также входит в ГК «Ростех»), говорит Лапшев. Ранее эта компания стала поставщиком технологии поиска лиц в видеопотоке для московского правительства.
Решение NtechLab позволяет в режиме реального времени определять лица в видеопотоке, сверять их со списками мониторинга и отправлять уведомления при обнаружении совпадений, объясняет представитель компании. Таким образом, с помощью системы можно контролировать нахождение на территории образовательного учреждения только авторизованных посетителей и моментально реагировать на появление нежелательных и незнакомых лиц как в здании, так и на территории, продолжает он. Потенциально систему также можно использовать для ведения учета рабочего времени сотрудников и вместо произведения переклички в классах, а еще – интегрировать с цифровым дневником, оповещать родителей о приходе и уходе учащихся, говорит представитель NtechLab. Занесение в базу лиц учащихся и их родителей происходит только после письменного согласия на обработку персональных данных… Умные камеры формируют цифровую среду в российских школах и расширяют возможности дистанционного обучения, важность которого трудно недооценить после опыта пандемии, заключает зампред правления «Роснано» Дмитрий Пимкин» (Умные камеры будут следить за российскими школьниками // https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2020/06/15/832652-umnie-kameri-budut-sledit). Последнее заявление более чем показательно и показывает, что установка «умных камер» призвана, помимо всего прочего, способствовать еще большему внедрению дистанционного обучения.
Что касается возможного введения биометрической идентификации либо идентификации и аутентификации при участии в собрании различных гражданско-правовых сообществ, то это положение находится в противоречии со статьей 35 Конституции РФ, которая гласит:
«1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».
Наконец, принятие этого проекта постановления Правительства Российской Федерации и его внедрение в жизнь превратит в насмешку ч. 1 статьи 7 Конституции РФ, которая определяет: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». О какой достойной жизни и свободном развитии человека может идти речь в тоталитарном обществе, принуждающем своих граждан под угрозой наступления разнообразных неблагоприятных последствий сдавать свои биометрические персональные данные и организующего на их основе тотальную служку и контроль за ними? «Увеличение числа слепков в ЕБС может быть нужно властям для слежки за гражданами»,— считает сооснователь Центра цифровых прав Артем Козлюк. Сейчас биометрические данные собираются и обрабатываются системами распознавания лиц с помощью камер видеонаблюдения, отмечает он, и если они будут сопоставлены с данными в ЕБС и другой личной информацией, можно составить полный портрет человека и его передвижений. Интерес к таким данным, по его мнению, будут проявлять и криминальные структуры, тем более что и государственные, и корпоративные базы «регулярно утекают в сеть» (Анастасия Гаврилюк, Максим Буйлов. Биомеры будут приняты. Сбор данных граждан станет проще и принудительнее //https://www.kommersant.ru/doc/4721686). В данном случае предполагается, что это будут коммерческие биометрические системы, что еще более повышает риск утечки данных. Именно этим и была вызвана оговорка по поводу критически важной для государства инфраструктуры. Хотя эти системы и будут коммерческие, однако не исключено, что впоследствии может последовать требование о передачи содержащихся там данных в государственные системы. Поскольку биометрические данные неразрывно связаны с личностью человека и их невозможно заменить в случае утечки, планируемые Правительством РФ нововведения несут большие риски для гражданин, как в сфере нарушения их конституционных прав, так и в сфере получения злоумышленниками доступа к счетам, аккаунтам граждан, возможностью распоряжаться их собственностью и т.п. Если же доступ к биометрическим персональным данным получат иностранные спецслужбы, то, даже если эти люди не будут работать на объектах критически важной для государства инфраструктуры, это все равно будет представлять из себя угрозу безопасности государства, поскольку на основании достаточно большого массива данных специалисты все равно смогут сделать важные выводы и нанести вред нашему государству и обществу.
В связи с вышеизложенным просим принять все возможные меры для отклонения проекта постановления Правительства РФ «О случаях осуществления сбора и обработки используемых для идентификации либо идентификации и аутентификации биометрических персональных данных в информационных системах организаций, в том числе организаций финансового рынка, осуществляющих идентификацию и (или) аутентификацию с использованием биометрических персональных данных физических лиц, а также о случаях использования организациями, за исключением организаций финансового рынка, индивидуальными предпринимателями указанных информационных систем для идентификации либо идентификации и аутентификации физического лица, выразившего согласие на их проведение», который противоречит Конституции РФ и представляет угрозу правам и свободам граждан Российской Федерации.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: