Анализ законопроекта № 759897-7 о едином реестре населения

17 сентября 2019 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации»
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
20:52 / 14.10.2019

17 сентября 2019 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации» (далее – законопроект) (https://sozd.duma.gov.ru/bill/759897-7).

В самое ближайшее время может быть проведено второе и третье чтение по законопроекту.

Указанный законопроект нарушает многочисленные конституционные права граждан и представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности.

1.         Принудительный сбор и обработка персональных данных граждан в нарушение статьи 24 Конституции РФ.

Согласно ст. 1 законопроекта «Закон устанавливает правовые основы формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ, в том числе сбора, обработки, хранения, получения, использования и защиты указанных сведений, а также гармонизации государственных и муниципальных информационных ресурсов, содержащих сведения о населении РФ».

Целью закона названо «создание системы учета сведений о населении, обеспечивающей их актуальность» (ч. 1 ст. 4 законопроекта).

В Единый федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о населении (далее также - Единый ресурс) будут собирать данные обо всех россиянах, иностранцах, лицах без гражданства, проживающих либо работающих в РФ (ст. 6 законопроекта).

По ст. 3 законопроекта «ресурс о населении ведется непрерывно» и должен включать «только актуальные данные». То есть, все сведения о гражданах в постоянном режиме должны принудительно пересылаться из сотен иных информационных баз в указанный «Единый информационный ресурс».

В нарушение Конституции РФ законопроект планирует легализовать принудительный сбор персональных данных в единую электронную базу для их последующего использования: органы власти «обязаны» передавать в Единый ресурс данные о гражданах (ст. 10 законопроекта), вне зависимости от наличия их согласия.

При этом по ч. 11 ст. 8 законопроекта записи и сведения Единого ресурса о населении «подлежат постоянному хранению, их изъятие и уничтожение не допускается».

Однако согласно части 1 статьи 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Сейчас управление персональными данными принадлежит субъекту персональных данных за некоторыми обоснованными исключениями, когда согласие субъекта по закону не требуется (например, при исполнении договора его сторонам не нужно подписывать отдельное согласие на обработку персональных данных).

А законопроект № 759897-7 полностью игнорирует существующие конституционные нормы и легализует беспредел - автоматизированный сбор и обработку персональных данных в постоянном режиме без согласия граждан.

В Единый информационный ресурс планируют собирать огромное количество сведений: ФИО, дата, место рождения, смерти, гражданство, все идентификаторы всех существующих сведений из всех сфер жизнедеятельности, такие как ИНН, СНИЛС, ЕСИА, номер медицинского полиса и др., все «документы об образовании, квалификации и обучении» (список которых не определен, что может привести к сбору любых данных и из школ, и из любых образовательных организаций), о регистрации в службе занятости, о семейном положении, о детях, родителях.

Органы и организации, обладающие данными о гражданах, обязаны передавать информацию в Единый ресурс (ст. 10 законопроекта). А согласно ч. 5 ст. 8 законопроекта органы и организации, направляющие сведения, несут ответственность за «полноту и актуальность сведений», то есть, за постоянную актуализацию данных. Иными словами, органы власти принуждаются к нарушению Конституции и законодательства о персональных данных. Между тем, по ст. 137 Уголовного кодекса РФ «Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия» наказывается лишением свободы на срок до 2 лет, а при совершении деяния с использованием служебного положения – до 4 лет. Эти нормы игнорируются законодателем.

Примечательно, что согласно законопроекту Единый ресурс планируют использовать в целях «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности» (подп. 1 ч. 2 ст.4). Этой нормой законодатель пытается легализовать ограничения прав граждан, поскольку приведенные выше обстоятельства могут быть по ч. 3 ст. 55 Конституции РФ основанием для такого ограничения.

Однако в данном случае речь идет о манипуляции. Каким образом сбор персональных данных всех граждан в одной электронной базе обеспечит «нравственность и здоровье», «нацбезопасность»? Никаким! Напротив, он грубо нарушает права граждан, поскольку утечки огромного массива личной информации, которые безусловно последуют, могут иметь абсолютно необратимые последствия.

Каким образом Единый ресурс будет «защищать нацбезопасность», если он непосредственно своим существованием ставит под серьезную угрозу эту самую безопасность, что подтвердит любой мало-мальски грамотный эксперт в военной сфере?

Стоит вспомнить взлом всей системы персональных (в т.ч. биометрических) данных на миллиард человек в Индии, который занял 10 минут и стоил 8 долларов. Но дело не только в опасности взлома системы, а в грубейшем нарушении неприкосновенности частной жизни граждан государством самим созданием системы.

Главная цель Правительства – инициатора законопроекта – обеспечение своего удобства и тотального контроля над гражданами. Но в части 3 статьи 55 Конституции РФ отсутствуют такие основания для ограничения конституционных прав граждан.

Характерно, что для защиты в сфере оборота недвижимости Дума в текущем году приняла закон о запрете электронных заявлений для совершения сделки с недвижимостью, если ему не предшествовало разрешающее заявление на бумажном носителе. Объясняется это необходимостью «блокировки отъема квартир». Но при этом через введение электронной базы на все население и электронных номеров-идентификаторов фактически легализуется возможность «кражи личности» со всеми персональными данными.

2.         Противоречие законопроекта Федеральному закону РФ № 152 от 27.07.2006 г. «О персональных данных».

Как показано выше, в Единый ресурс собирается широчайший перечень разнородной информации. Оператором ресурса становится Федеральная налоговая служба. Согласно ч. 4 ст. 8 законопроекта все сведения об одном лице будут внесены в одну запись федерального ресурса о населении.

Однако сбор разнородной информации в одном информационном ресурсе – это грубое нарушение принципа работы с персональными данными, установленного статьей 5 ФЗ РФ «О персональных данных», согласно которому «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой». Данный принцип технически обеспечивает конституционное право на неприкосновенность частной жизни. Однако законопроект № 759897-7 Правительства уничтожает указанный механизм.

3.         Лица, получающие доступ к персональным данным.

Все органы власти (федеральные, региональные, местные) вне зависимости от сферы своей деятельности получают доступ ко всем персональным данным гражданина из разных областей жизнедеятельности. Помимо органов власти всех уровней доступ к данным получат избиркомы и многофункциональные центры (далее – МФЦ).

Следует напомнить, что МФЦ не являются госорганами и предоставление им доступа без согласия граждан не только незаконно, но и чревато серьезными проблемами в масштабах страны. СМИ сотрясают новости об утечках данных через МФЦ. Помимо того, что вопрос с ответственностью МФЦ является весьма дискуссионным, следует учесть, что по ст. 16 ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» для оказания услуг МФЦ могут привлекать «иные организации», а также что МФЦ оказывают услуги для различных учреждений, не только госорганов. И никаких ограничений по организационно-правовой форме структур, которые может привлекать МФЦ, закон не устанавливает! Лишь бы была сеть филиалов, правильные каналы связи и Интернет (п. 32 «Правил организации деятельности МФЦ…», утв. Постановлением Правительства от 22.12.12. № 1376). Сам этот факт свидетельствует о разгосударствлении страны, легализации передачи госуправления коммерческим структурам. И важным шагом для демонтажа государства и отчуждения данных граждан становится легализуемый с помощью критикуемого ПФЗ доступ в т.ч. коммерческих организаций (путем заключения договора с уполномоченным по субъекту МФЦ) к создаваемому Единому реестру.

Весьма скоро в РФ, как и в Индии, за умеренную сумму будет получен доступ ко всем данным Единого реестра. Причем получателем могут стать как свои российские преступники, так и недоброжелатели нашего государства.

В связи с этим очевидно, что расползание личных данных граждан по рукам самых разных «третьих лиц» на практике невозможно будет блокировать. Понятие «личная и семейная тайна» вводилось в Конституцию не для того, чтобы ее хранило неизвестное число неизвестных лиц, так или иначе связанных с исполнением разных госуслуг.

4.         Присвоение единого электронного номера-идентификатора человеку.

Согласно ч. 4 ст. 8 законопроекта «сведения об одном физическом лице, включаемые в федеральный ресурс о населении, образуют одну запись федерального ресурса о населении». По ч. 8 ст. 8 законопроекта запись федерального ресурса идентифицируется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером. При внесении изменений в запись федерального ресурса о населении номер указанной записи не изменяется.

Причем, номер записи федерального ресурса о населении формируется и используется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Поэтому на уровень Правительства передается решение деталей такого чувствительного для населения вопроса как присвоение идентификационного номера человеку.

Чиновники лукавят, отмечая, что номер будет присваиваться не человеку, а записям о нем.

На самом деле несменяемый уникальный номер будет идентифицировать именно конкретного человека, поскольку исключительно под этим номером будет собираться и обрабатываться вся информация о каждом конкретном человеке в любых государственных и муниципальных информационных системах. Иными словами, именно этот номер будет служить идентификации человека при работе с ним госорганов и оказании ему государственных (муниципальных) услуг.

Идентификатором в настоящее время является имя человека, позволяющее его индивидуализировать. Согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество». Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ «достоинство личности, честь и доброе имя…, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом». Именно имя должно являться в силу закона индивидуализирующей характеристикой (идентификатором) гражданина.

Стоит напомнить, что на Нюрнбергском процессе (20 ноября 1945 - 1 октября 1946 г.г.) международный военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям номеров преступлением против человечности, не имеющим срока давности. Поэтому законопроекты, предполагающие идентификацию граждан через номерной идентификатор, преступны, умаляют человеческое достоинство, нарушают неотчуждаемое право человека на имя.

Согласно ч. 1 ст. 21 Конституции РФ «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Поэтому законопроект грубо нарушает положения Конституции РФ.

5. Законопроект игнорирует позицию Русской Православной Церкви.

Как отмечено в Позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями».

Законопроект приведет к повсеместному принуждению в сфере автоматизированной обработки персональных данных граждан на основании единого номерного идентификатора человека.

Многие граждане (особенно православного вероисповедания) категорически не приемлют номерную идентификацию как недопустимую с точки зрения веры подмену христианского имени номером. Но Правительство и Дума не предлагают альтернативу для обеспечения конституционных прав гражданам своей страны.

Звучащие от лоббистов тотальной принудительной цифровизации ссылки на «светский характер государства», якобы позволяющий игнорировать вышеуказанные позиции граждан, абсолютно недопустимы и антиконституционны по следующим причинам.

Упоминание о светском характере государства содержится в статье 14 Конституции РФ, согласно ч. 1 которой «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Таким образом, светский характер государства заключается исключительно в том, что все религии не являются государственными, а религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее «негосударственный» характер религий не отменяет самих религий и конституционных прав граждан в религиозной сфере. По статье 28 Конституции РФ каждому «гарантируется свобода вероисповедания, включая право … свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Каким образом государство гарантирует исповедание православия, запрещая гражданам действовать в соответствии с православными убеждениями? Такие действия государства грубо нарушают права граждан, исключая возможность нормальной жизнедеятельности и реализации базовых прав человека.

Конституция РФ закрепляет различные права, включая право на свободное вероисповедание, поэтому игнорирование одних конституционных норм в пользу расширенного толкования других лоббистами законопроекта является грубой юридической ошибкой и имеет исключительно политические (в данном случае антинародные) цели.

6. Зарубежная практика.

Осознанию недопустимости присвоения единого номера-идентификатора гражданину и введения единого реестра населения может способствовать изучение практики ряда европейских стран, которые в вопросе защиты персональных данных занимают абсолютно правильную позицию.

В таких западных странах как Англия, Франция, Германия отсутствует «единый реестр населения» с номерным идентификатором гражданина, поскольку эти механизмы расцениваются как грубое нарушение конституционных прав граждан.

Реестр населения был в свое время (в 2006 г.) сформирован в Англии. Однако спустя 4 года было принято решение об отказе от ID-карт и связанного с ним реестра, поскольку власти признали, что такой реестр - нарушение неприкосновенности частной жизни и угроза безопасности. Правительство Великобритании говорило о непрактичности и неуправляемых нарушениях конфиденциальности в качестве причин отмены проекта «Национальный Регистр идентификации». Как тогда заявляла Тереза Мэй: «Этот законопроект (об отмене ID-карта и реестра граждан) является лишь первым шагом, которые правительство предпринимает, чтобы уменьшить контроль государства над достойными, законопослушными людьми и вернуть им власть». https://www.theguardian.com/politics/2010/may/27/theresa-may-scrapping-id-cards

Четкую позицию относительно присвоения номера-идентификатора гражданам занял законодатель Португалии. В частности, согласно п. 5 ст. 35 Конституции Португалии «Запрещается присваивать гражданам единственный в национальном масштабе номер».

Обратим внимание также на решение Конституционного суда Венгрии (1991 г.), которым присвоение гражданам единого номера признано антиконституционным.

В указанном решении сказано: «В течение 1970-х годов угрозы, представленные электронной обработкой данных, автономии человека, стали общеизвестными. С тех пор личный номер стал символом тотального контроля над гражданами и рассматривался исключительно как способ обеспечения эффективности, который рассматривал человека как объект.

В настоящем деле Конституционный суд объявляет, что личный номер является неконституционным.

Конституционный суд определяет, что в силу своей сути универсальный персональный номер противоречит праву принимать самостоятельное решение. … Ни «государственная сфера», ни государственная администрация в целом не могут рассматриваться как единое целое, в рамках которого может быть введен или использован единый персональный идентификационный код…».

Новая Зеландия также не имеет национального идентификационного номера. Общественность Новой Зеландии решительно выступала против присвоения национального идентификационного номера. И закон о конфиденциальности Новой Зеландии 1993 года фактически запрещает правительству создавать такой национальный идентификатор.

Однако российский законодатель, игнорируя Конституцию РФ и положительный зарубежный опыт, легализует бесчеловечную практику присвоения номера человеку, запрещенную еще на Нюрнбергском процессе как преступление фашизма.

В качестве альтернативы гражданам, не приемлющим номерную идентификацию, остается только уходить в леса, что не случайно предложил на Парламентских слушаниях 08.07.19 г. по «Цифровой экономике» в Госдуме РФ депутат В.В. Жириновский.

На наших глазах государство создает условия для ликвидации несогласных с электронной идентификацией, поскольку такие граждане будут в первую очередь государством юридически лишены возможности осуществления прав.

7.         Законопроект грубо нарушает Стратегию развития информационного общества в РФ на 2017 -2030 гг.

Согласно пункту 3 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) основными принципами Стратегии являются «сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг» (подпункт «в»).

В пункте 40 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы предусмотрено «развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий» (подп. «д»). Пункт 65 указанной Стратегии фиксирует, что «Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления».

Однако законопроект предусматривает обязанность органов (организаций) по наполнению Единого ресурса о населении, что означает принудительность автоматизированной персональных данных граждан против их воли.

8.         Законопроект как серьезная угроза национальной безопасности и суверенитету страны.

В пункте 14 Доктрины информационной безопасности (утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 г. №646) сказано: «Возрастают масштабы компьютерной преступности,… увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий». Согласно пункту 17 Доктрины «Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи, что обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран...».

В пункте 18 Доктрины говорится: «Состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок и недостаточным кадровым обеспечением в области информационной безопасности, а также низкой осведомленностью граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности. При этом мероприятия по обеспечению безопасности информационной инфраструктуры, включая ее целостность, доступность и устойчивое функционирование, с использованием отечественных информационных технологий и отечественной продукции зачастую не имеют комплексной основы».

И при этом принимается закон, нацеленный на сбор всех данных обо всех гражданах страны, с доступом к Единому ресурсу через Интернет.

Формирование полной базы данных на все наше население создает беспрецедентные возможности по уничтожению нашей страны для геополитических и потенциальных противников. Следует обратить внимание на заявления директора Центрального разведывательного управления США (ЦРУ) Джины Хаспел в Луисвиллском университете от 24 сентября 2018 года. Директор ЦРУ рассказала о планах ведомства расширить масштабы сбора информации о России, Китае, Иране и КНДР (https://news.mail.ru/politics/34839924/?from=newsapp). Она пообещала «больше инвестировать в сбор информации по самым сложным вопросам». Как отмечает телеканал NBC, выражение «сложные вопросы» является кодовым для разведывательной деятельности, направленной против этих четырех стран; «наши усилия, направленные на заполнение пробелов в разведывательной информации, касающейся этих сложных стран, оказались на протяжении последних лет отодвинутыми на второй план в результате усилий по борьбе с терроризмом».

Законопроект будет прекрасно служить выполнению поставленной директором ЦРУ США задачи по сбору информации о нашей стране.

9. Криминогенные и коррупционные риски.

Криминал будет широко использовать данные Единого ресурса о населении, поскольку получит максимально удобное средство для сбора и использования систематизированной в одной точке информации о каждом человеке. Это будет способствовать росту преступности.

Если сейчас органы внутренних дел предупреждают граждан об опасности оставления информации о себе в социальных сетях в связи с тем, что такие действия провоцируют всплеск преступности (квартирных краж и т.п.), то законопроект о едином ресурсе о населении сам по себе есть мощнейшая провокация преступности в обществе.

Если в настоящее время постоянно происходят утечки информации из государственных систем, то доступ чиновников к полной картине персональных данных граждан в «одном месте» будет провоцировать их на торговлю данными. Законопроект № 759897-7 – мощнейшая база для коррупции.

10. Легализация транссексуализма.

Законопроект нормализует транссексуализм в стране. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 7 законопроекта в ресурс включается наряду с ФИО, датой, местом рождения «настоящий и предыдущий (при наличии) пол» как обычный вид данных. Как видно, наше Правительство считает, что хирургическое калечение половых органов человеком является «сменой пола» человека (что, конечно, не так). Такой подход позволяет сделать неутешительный вывод о легализации в законопроекте транссексуализма.

Стоит напомнить, что у нас действует (Стратегия национальной безопасности, утв. Указом Президента № 683 от 31.12.15), согласно которой одной из задач для обеспечения нацбезопаности названо «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества».

Какие духовные скрепы цементирует легализация транссексуализма, непонятно.

Отметим также, что в силу доступности и необходимости изучения законов в том числе несовершеннолетними (студентами и т.п.), принятие этого закона представляет собой пропаганду транссексуализма среди детей как нормы на уровне Правительства и Государственной Думы. Такая пропаганда запрещена статьей 6.21 Кодекса об административных правонарушениях.

11.       Нарушение позиции Государственно-правового управления Президента РФ.

В ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Администрация Президента РФ в 2014 году дала следующий ответ: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой; http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html Однако эта позиция полностью игнорируется в законопроекте.

Законопроект № 759897-7 лишь дополняет систему антинародных проектов последнего времени по принудительному построению тотального цифрового контроля над гражданами, в том числе ФЗ о СНИЛС как номере-идентификаторе человека (ФЗ № 48-ФЗ), законопроект «о цифровом профиле», планы Правительства по внедрению электронных чипированных идентификаторов граждан (вместо традиционного паспорта).

Правительство собирается исключить иные способы взаимодействия с гражданами кроме электронных с использованием номера-идентификатора человека. Электронное удостоверение личности будет опознавать человека по номеру, и каждое действие по указанному номеру будет фиксироваться в файле-досье человека в Едином ресурсе о населении.

Ввиду целой серии антиконституционных проектов, которые в текущем году инициировало Правительство, следует заключить, что наше государство, которое по статье 1 Конституции декларирует себя как «демократическое и правовое», на самом деле деградирует в тоталитарную фашиствующую систему, легализующую беспредел в интересах «зарубежных партнеров», ликвидацию основных неотчуждаемых прав и свобод человека и геноцид православных граждан.

Таким образом, закон подлежит отклонению как антиконституционный и угрожающий нац безопасности!

Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Реестр населения # Электронный концлагерь # Тотальный контроль
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: