Что мы в итоге получили в окончательной версии закона о ЕБС?

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

29.12.2022 г. президент подписал Федеральный закон от N 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Благодаря протестам общественности в первоначальный текст было внесено много поправок. К их числу относятся следующие:

- «предоставление физическими лицами своих биометрических персональных данных в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не может быть обязательным» (ч. 11 ст. 3);

- Отказ физического лица от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных не может служить основанием для отказа ему в оказании государственной, муниципальной или иной услуги, выполнении государственных, муниципальных функций, продаже товаров, выполнении работ или отказа в приеме на обслуживание (ч. 13 ст. 3);

- Физическое лицо при личном присутствии в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг вправе представить в письменной форме в данный многофункциональный центр отказ от сбора и размещения его биометрических персональных данных в целях проведения идентификации и (или) аутентификации (Ч. 16 ст. 3).

При отстаивании своих прав на эти нормы следует ссылаться, однако необходимо иметь в виду ряд обстоятельств. Во-первых, при желании можно создать условия, когда человек будет вынужден в добровольно-принудительном порядке сдавать свою биометрию.

Во-вторых, следует обратить внимание на формулировку ч. 11 ст. 3 ФЗ, согласно которой сдача биометрии не может быть обязательной только «в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом». Сама формулировка теоретически допускает появление иных целей, когда сдача биометрии может оказаться обязательной.

В-третьих, ч. 13 ст. 3 ФЗ запрещает отказ в оказании услуг при отказе от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных, продаже товаров и т.д., но ничего не говорится об осуществлении трудовой функции, о чем будет сказано ниже.

В-четвертых, необходимо обратить внимание на то, что нормы, призванные исключить принуждение и дискриминацию в случае отказа человека сдавать свою биометрию, в ФЗ не подкреплены никакими санкциями за их нарушение. В ст. 20 говорится о том, что оператор единой биометрической системы, оператор регионального сегмента единой биометрической системы, их должностные лица несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение требований настоящего Федерального закона, однако никаких изменений в плане ужесточения административной, гражданской и уголовной ответственности за соответствующие правонарушения данный ФЗ не предлагает.

Оценить насколько эффективно работает нынешнее законодательство в плане охраны персональных данных, каждый читатель может сам, сравнив количество публикаций о различных утечках с той ответственностью, которую понесли виновные. Таким образом, все провозглашенные в этом ФЗ запреты на принуждение и дискриминацию носят характер благих пожеланий, за нарушение которых не полагается никакая, даже чисто символическая ответственность. О том, что подобные нормы-пожелания, записанные даже не в обычном, а в Основном законе страны, т.е. Конституции, в нужный момент с легкостью нарушаются, свидетельствует ряд примером. Это и пенсионная реформа, противоречащая части 2 статьи 55 Конституции, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Вспомним и то, как в период борьбы с «пандемией» было нарушено и право на свободу передвижения, гарантированное ст. 27 Конституции. Что же касается Ч. 16 ст. 3 ФЗ, то форму отказа должно определить Правительство Российской Федерации, которое по данному закону обязано это сделать. Поскольку Ч. 16 ст. 3 вступает в силу с 01.06.2023 г., возникает вопрос, почему установлен полугодовой интервал между вступлением в силу данного положения и большей части остального закона? Не для того ли, чтобы собрать в ЕБС максимальное количество биометрических персональных данных? Таким образом, большая часть поправок носят характер косметических, призванных усыпить внимание общественности.

При этом ключевые положения ФЗ, против которых в первую очередь и протестовала патриотическая общественность, остались неизменными. К ним относятся:

- приравнивание идентификации и (или) аутентификации физического лица с использованием единой биометрической системы к проверке документов, удостоверяющих личность такого физического лица, т.е. фактически к паспорту (ч. 1 ст. 11);

- внедрение биометрии на оборонных предприятиях и иных стратегически важных объектах (ст. 13);

- внедрение биометрии на транспорте (ст. 13, 21-24);

- установление обязанности по передаче всех ранее собранных биометрических персональных данные в ЕБС без получения согласия соответствующего субъекта персональных данных на размещение и их обработку оператором единой биометрической системы (ч. 14 ст. 4 ФЗ) в срок до 30 сентября 2023 года (ч. 2 ст. 26).

Все это указывает на планы по самому внедрению ЕБС. Подтверждает этот вывод и ч. 1 ст. 14 ФЗ, согласно которой обработка биометрических персональных данных для идентификации в случаях, «если проведение такой идентификации необходимо для реализации установленных нормативными правовыми актами полномочий государственных органов, органов местного самоуправления» и другими организациями осуществляется с применением единой биометрической системы. Приравнивание биометрии к паспорту создает широчайший простор для мошенников всех видов, а внедрение ее на транспорте и стратегических предприятиях является просто подарком нашим геополитическим врагам.

Ряд других изменений, внесенных в окончательную редакцию, еще более ухудшают этот закон. Расширяется количество признаков, необходимых для аутентификации, что автоматически влечет за собой увеличение количества сведений, собираемых о конкретном человеке. Из текста поправок следует, что ЕБС планируют использовать не только в рамках данного законопроекта, в случае его принятия, но и «в иных правоотношениях в случаях, установленных законодательством Российской Федерации». Создается Координационный совет по развитию цифровых технологий идентификации и аутентификации на основе биометрических персональных данных, который становится постоянно действующим органом. Вектор единой биометрической системы выводится из-под действия не только положений статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», что было и в первой редакции, но к нему теперь не будут относиться и меры по обеспечению безопасности биометрических персональных данных при их обработке, установленные в соответствии со статьей 19 того же ФЗ.

Несмотря на то, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл настаивал на «полном запрете сбора биометрических данных детей», авторы поправок добавили в ПФЗ новую ч. 19 ст. 3, предусматривающую не только отказ от сбора и размещения биометрических персональных данных несовершеннолетних, но и одновременно узаконивающую принципиальную возможность получения согласия на обработку биометрических персональных данных несовершеннолетних от их законных представителей. Поскольку хорошо известно, какими методами добываются подобные добровольно-принудительные согласия, не приходится сомневаться в том, что авторы ПФЗ решили включить в ЕБС и биометрические персональные данные несовершеннолетних. Ч. 20 ст. 3 ПФЗ предусматривает возможность требовать от граждан при использовании ими биометрии еще и некую дополнительную аутентификацию физического лица. Какие способы они для этого установят, можно только гадать, однако теоретически ничто не помешает им вернуться к их ранее излюбленной идее о чипировании. Согласно ч. 4 ст. 3 ФЗ в единой биометрической системе размещаются и обрабатываются два вида биометрических персональных данных: изображение лица человека и запись голоса человека. При этом необходимо иметь в виду, что с 01.09.2024 положения ч. 4 ст. 3 не применяются и действие Закона распространяется на виды данных, определенные Правительством РФ (ч. 9 ст. 26). Поскольку именно Правительство усиленно продвигает цифровизацию всех форм жизни, не исключено, что после указанного срока перечень биометрических персональных данных, включаемых в ЕБС, может быть расширен.

Принятый закон также следует рассматривать в комплексе с другими изменениями, которые планируются ввести в законодательство. В Госдуму недавно внесен законопроект о цифровом рубле, являющийся еще одним шагом к созданию электронно-цифрового концлагеря, а также 25.01.2023 г. она в третьем чтении приняла законопроект № 1048800-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации (в части расширения перечня лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации)» и направила его в Совет Федерации. Нетрудно заметить, что это все элементы единой системы тотального контроля за людьми. Каждый из них пока не носит обязательного характера, но после их создания и окончательной интеграции положение может кардинально измениться.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ЕБС # Электронный концлагерь # Тотальный контроль
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: