«Чтобы всех воедино созвать, и единою черной волей сковать»: Правительство готовит переход на платформу «ГосТех»

#
Общественный уполномоченный по защите семьи
0

Правительство внесло в Госдуму законопроект «О единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех». На самом деле эксперимент по переводу государства в статус «цифровой платформы» был запущен с легкой руки премьера Мишустина еще в ноябре 2020 г. Очевидно, в Правительстве признали эксперимент успешным. По сути, власти переводят все взаимодействие между гражданами, бизнесом и государством на единую цифровую площадку. И создают гигантский сводный реестр персональных данных, объединяя на одной платформе максимум государственных информационных систем, ИС внебюджетных фондов, а также НКО и частных организаций, работающих по госконтрактам. Также предусмотрен платный порядок доступа для ряда участников платформы к массиву данных, который хранится в «ГосТехе». Прежде всего, речь о чувствительных ПД граждан. Координатором всего этого дела (и автором будущего рамочного положения о платформе) будет Минцифры, а среди неназванных в ПФЗ операторов платформы не можем не выделить Сбер трансгуманиста-западника Германа Грефа. По крайней мере, в декабре 2020 г. Сбер выиграл гостендер на обслуживание «ГосТеха» на 900 млн. рублей, будучи единственным участником конкурса. А спустя три года Сбер получил 2,5 млрд. на содержание огромного ЦОД в Саратовской области – полагаем, как раз для «кормления» «ГосТеха». С появлением единой цифровой платформы взаимодействия всех со всеми в стране, которую к тому же будет обслуживать Сбер (пока предположительно) для нас с вами логичным образом растут риски тотальных утечек данных и сбоев критически важной инфраструктуры предоставления госуслуг и проч. Но адепты швабовского подхода останавливаться не намерены…

Прежде чем приводить наиболее важные моменты из законопроекта № 1076648-8 «О единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1076648-8), давайте вспомним предысторию вопроса вместе с «Катюшей».

Март 2021 г.: вышел наш большой материал-разбор (https://katyusha.org/oczifrovka/802958-gosgref-programma-nikityi-mixalkova-o-gosudarstve-v-karmane-u-globalistov-okazalas-prorocheskoj.html?ysclid=mioie7kbcf475674755) о подписанном премьером Мишустиным Постановлении Правительства РФ, согласно которому с 1 ноября 2020 г. по 31 мая 2022 г. в России проходил эксперимент по созданию цифровой платформы «Гостех» (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74658220/), призванной объединить государственные и негосударственные информационные системы и услуги. До конца эксперимента оператор «Гостеха» должен создать IT-платформу, на базе которой будет построена вся ее цифровая инфраструктура.

«А оператором и архитектором этой сверхплатформы, согласно выигранному в декабре 2020 г. госконтракту в 900 млн. рублей, будет… компания «Сбер» главного глобалиста России Германа Грефа, политику которой определяют иностранные топ-менеджеры, а почти 50% акций находится в руках американских и британских банкиров. Только вдумайтесь – ключевая сфера госуправления отдается на откуп персонажу, в отношении конторы которого депутаты подают заявления в ФСБ , который запрещает принимать у граждан наличку , саботирует указы президента , бьет челом перед американскими хозяевами , мечтает убить в России экзамены и физматшколы и т.д. Причем «Сбер» изначально был единственным участником гостендера по «ГосТеху», так что победа Грефа была предрешена заранее. Увы, он остается одним из главных фаворитов верховной власти, что не может не вызывать опасений у всех патриотов и консерваторов страны.

Кадастр недвижимости, аренда госимущества, управление сделками с недвижимостью, здоровье граждан (вся бесплатная медицина в рамках ОМС) оказались в руках «Сбера» в рамках управления «ГосТехом» - и это только начало. Эксперты организации Общественный уполномоченный по защите семьи в своей аналитике проекта «ГосТех» (https://vk.com/@detipeterburg-analiticheskaya-spravka-po-postanovleniu-pravitelstva-o-gost) пришли к выводу, что Правительство решило полностью скопировать не самый удачный сингапурский опыт по созданию электронного города-государства (проект властей Сингапура называется аналогично – GovTech), в котором каждый человек буквально находится под колпаком», - писала «Катюша» два года назад.

Сентябрь 2023 г.: Вице-премьер Дмитрий Чернышенко призвал ускорить перевод (https://ria.ru/20230918/gostekh-1897043432.html) госсервисов на облачную платформу «ГосТех»

На рабочем совещании с руководителями цифровой трансформации регионов и федеральных ведомств, проходившем под руководством зампреда правительства РФ Дмитрия Чернышенко, активно обсуждалась платформа «ГосТех». До конца года на «ГосТехе» должны функционировать госсервисы 24 федеральных министерств, служб и агентств, а также 11 пилотных субъектов РФ.

В той новости от Правительства также говорилось, что «ГосТех» — это облачная платформа с единой средой разработки, сервисными системами, маркетплейсом, созданная для госорганов и бизнеса». Вице-премьер подчеркнул, что, согласно указу Путина, со следующего года регионы должны запустить свои информационные системы на платформе «ГосТех».

Еще раз обратим внимание, что "ГосТех" изначально заточен под обработку хранящихся в нем больших данных не только госорганами, но и частным сектором.

Конец сентября 2023 г.:

"Комиссией Федерального Собрания РФ по перераспределению бюджетных ассигнований одобрено предложение о межбюджетном трансферте для технологического присоединения Центра обработки данных ПАО «Сбербанк» в Балакове к сетям электроснабжения ПАО «Россети».

На эти цели в федеральном бюджете на 2023 год зарезервированы средства в объеме 2,5 млрд. рублей. По сути, деньги были переданы Грефу из бюджета для «кормления» цифрового спрута «ГосТех». Для чего еще использовать огромный ЦОД Сбера в Саратовской области?

Когда контекст происходящего стал более понятен, вернемся к свежему правительственному законопроекту. Начнем с определения – что же за зверь такой этот «ГосТех». В документе это объясняется крайне мутно. Ясно только одно – что это некая платформа с набором сервисов. А развивать ее нужно «в целях развития информационных систем». Буквально так и написано:

«…платформа "ГосТех" - совокупность инфраструктуры платформы "ГосТех" и сервисов платформы "ГосТех", обеспечение предоставления которых участникам платформы "ГосТех" осуществляет координатор платформы "ГосТех" в целях создания, развития и эксплуатации информационных систем».

С обоснованиями своих «инноваций» у цифросекты всегда были проблемы. Так что ничего не изменилось.

«операторы сервисов платформы "ГосТех" - лица, предоставляющие сервисы платформы "ГосТех".

Операторы сервисов платформы "ГосТех" предоставляют сервисы платформы "ГосТех" в соответствии с государственными контрактами, заключенными с координатором платформы "ГосТех"».

Координатор платформы «ГосТех» - это Минцифры РФ, а вот оператором в теории может быть любой частник, с которым Минцифры заключило госконтракт. У нас мало сомнений в том, что оператором номер 1 будет вскоре торжественно объявлен Сбер. Почему – см. выше.

«Положение о платформе "ГосТех", определяющее в том числе порядок создания, развития и эксплуатации информационных систем на платформе "ГосТех", включая вопросы ввода в эксплуатацию информационных систем на платформе "ГосТех", требования к инфраструктуре платформы "ГосТех", перечень полномочий, права и обязанности координатора платформы "ГосТех", права и обязанности операторов сервисов "ГосТех", участников платформы "ГосТех" при создании, развитии и эксплуатации информационных систем на платформе "ГосТех", распределение ответственности между координатором платформы "ГосТех", операторами сервисов платформы "ГосТех" и участниками платформы "ГосТех" в рамках создания, развития и эксплуатации информационных систем на платформе "ГосТех", а также порядок взаимодействия между ними, утверждается Правительством Российской Федерации».

Данный пункт важен потому, что все, что будет появляться на платформе «ГосТех», все наборы наших с вами личных данных и права доступа к ним, все свои и операторов права и полномочия будет определять Минцифры в отдельном Постановлении. Все в рамочном порядке, то есть о реальном функционировании платформы мы пока можем только догадываться, но ПФЗ наделяет Правительство фактически неограниченными полномочиями по ее внедрению.

«В информационных системах на платформе "ГосТех" не допускается обработка сведений, составляющих государственную тайну, служебную тайну в области обороны, тайну следствия и судопроизводства, сведений о лицах, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации принято решение о применении мер государственной защиты, сведений о применяемых в отношении таких лиц мерах государственной защиты».

Важный пункт, свидетельствующий о том, что по крайней мере, наши правоохранители, судьи, силовики и спецслужбисты на «ГосТехе» фигурировать не будут. Правда, простым гражданам от этого не легче. Это только подтверждает, что риски при работе платформы имеются, и немалые. Об этом еще будет ниже. А пока – об участниках платформы, то есть структурах, которые и будут наполнять ее из своих баз данных.

«1. Участниками платформы "ГосТех" могут являться следующие лица, осуществляющие создание, развитие и эксплуатацию информационных систем на платформе "ГосТех":

1) органы государственной власти Российской Федерации;

2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;

4) органы местного самоуправления;

5) государственные внебюджетные фонды;

6) органы публичной власти федеральной территории "Сириус";

7) иные лица, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации на осуществление мероприятий по созданию, развитию и эксплуатации информационных систем на платформе "ГосТех", а также юридические лица, указанные в части 2 настоящей статьи.

3. При наличии согласия координатора платформы "ГосТех" участниками платформы "ГосТех" могут быть коммерческие организации, которым предоставляются средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащие казначейскому сопровождению, некоммерческие организации (государственная корпорация, государственная компания, государственное учреждение, муниципальное учреждение, государственный фонд).

Правительство Российской Федерации вправе определить в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства дополнительные требования к юридическим лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, а также установить для таких лиц плату за предоставление сервисов платформы "ГосТех", случаи, порядок взимания этой платы и ее размер».

Получается, что все взаимодействие госорганов, включая региональный и муниципальный уровень, друг с другом и с гражданами переводится на «ГосТех». Сюда же – Пенсионный и Социальный Фонды, Фонд ОМС, Росреестр, ЗАГС, ФНС и т.д. И сюда же НКО и частные организации, которые получают какие-либо средства из бюджета страны. А это очень и очень немало участников! И тут же возможность введения платы за пользование «ГосТехом». Просто готовая бизнес-модель «в законе».

«Соглашением о предоставлении сервисов платформы "ГосТех" в том числе определяются:

2) обязанности координатора платформы "ГосТех" по обеспечению информационной безопасности при предоставлении сервисов платформы "ГосТех", в том числе в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры РФ в случае создания, развития и эксплуатации значимых объектов критической информационной инфраструктуры с использованием сервисов платформы "ГосТех";

3) условия об ответственности участников платформы "ГосТех" и координатора платформы "ГосТех" за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в том числе за вред, причиненный правам и законным интересам третьих лиц в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей».

Важные пункты, потому что в них прямо говорится, что «ГосТех» является частью критической информационной инфраструктуры страны. И значит, требования к его безопасности должны быть соответствующими. И далее признается, что участники платформы/Минцифры могут причинить вред правам и интересам «третьих лиц» - то есть нас с вами, граждан, чьи ПД и являются основой работы «ГосТеха». Спокойнее от всего этого не становится.

Заметим, что гражданин вообще не фигурирует как субъект правоотношений в тексте ПФЗ, участниками платформы названы только органы власти и юридические лица. Но по факту все это касается нас самым прямым образом! Во всех этих государственных информационных системах ключевым объектом обработки являются именно личные данные граждан. И любые сбои, нарушения защиты, несанкционированный доступ на платформе приводят к массовому нарушению прав неопределенного круга граждан страны. Нанесут огромный урон стране в целом.

Что касается появления новой «прослойки» в части обработки наших ПД –«операторов сервисов платформы», тоже очень интересный момент. Правительство в лице Минцифры фактически передает обработку ПД по поручению органов власти на аутсорсинг. Это увеличивает число субъектов, имеющих технический доступ к массивам ПД, что повышает риски утечек, злоупотреблений и ошибок. Уже почти не напоминаем, что к самим субъектам, от которых непосредственно зависит работа «ГосТех», вроде Сбера, тоже полно вопросов (об этом см. выше).

То есть для гражданина оператором ПД де-факто остается какой-то орган власти (ПФР, МВД и т.д.), но фактическая обработка будет происходить на мощностях оператора сервиса, который не является субъектом непосредственных публичных правоотношений с гражданином. Очень тонкая схема, как будто специально придуманная для того, чтобы, в случае накрытия «ГосТеха» вместе с ПД граждан быстро спрятать концы в воду. При утечке или неправомерной обработке личных данных гражданину (да и прокуратуре со следствием тоже) будет сложно понять, кто именно нарушил его права, и доказать причинно‑следственную связь.

Наконец, при создании государственного суперсервиса возникают вопиющие риски для работы всех госорганов, региональных властей, муниципалитетов и т.д. Создается как бы единый «узел концентрации» всех ГИС и программно-технических средств, через которые проходит огромное количество данных. Естественно, этот узел станет мишенью номер один для вражеских спецслужб, хакеров, злоумышленников и т.д. Неслучайно в ст. 5 152-ФЗ «О персональных данных имеется пункт»:

«Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой».

«ГосТех» же, по своей сути, полностью противоречит этому положению. И да, в тексте ПФЗ постоянно даются ссылки на действующее законодательство, но при этом остается возможность широкого подзаконного регулирования для координатора платформы (Минцифры). То есть подзаконный акт Правительства может де‑факто изменить баланс гарантий, установленных 152‑ФЗ и другими законами.

Что касается прямых гарантий прав и свобод граждан, они в законопроекте прописаны слабо. Какую именно ответственность несут координатор, оператор и участники «ГосТеха» за утечки ПД и другой урон в информационном поле, не уточняется.

Складывается ощущение, что власти, путем внедрения «ГосТеха», сами готовят все условия для «большого взлома», огромной утечки ПД «уважаемым партнерам», либо масштабного блэкаута, который обрушит всю систему госуправления. Тем более, когда главный оператор всего этого – Сбер во главе с Германом Оскаровичем… Иначе объяснить происходящее не получается.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ГосТех
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: