Доклад О.Н.Баранец на круглом столе в ОП «Совершенствование законодательства в области социальной работы для людей с особенностями развития»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Сразу бы хотели оговориться: в докладе будет идти речь не о тяжелых заболеваниях несовместимых с очным обучением в школе, и не о запущенных случаях девиантного поведения, речь в первую очередь о поддержке и социализации детей способных и нуждающихся в полноценном школьном образовании. Высказали свои предложения по системе поддержки.


ДОКЛАД

Я бы хотела акцентировать ваше внимание на трех аспектах.

1. Пунктирность программы социализации детей с ОЗВ. Если вообще в нашем государстве существует такая единая программа. Эта программа должна включать не только социальную поддержку, но и сразу социальную адаптацию причем с детского сада до момента, когда человек с ОВЗ адаптирован к самостоятельной жизни. На практике все заканчивается с окончанием учебного заведения или снятия инвалидности по медицинским показаниям. Но может ли человек с ОВЗ самостоятельно при этом жить, работать и пр. никого не волнует.

В детском саду должна реализовываться программа для здоровых детей на принятие детей с ОВЗ, отдельно программа для родителей здоровых детей на принятие ребенка в ОВЗ в коллективе. Разумеется, все воспитатели должны проходить специальную подготовку. Такая же программа по принятию детей с ОВЗ должна быть продолжена в школе. Учителя жалуются, что в классы принимают детей с ОВЗ, а как с ними работать обычный учитель не знает. За границей такие программы работают с детского сада и до полной социальной реабилитации и адаптации человека с ОВЗ в общество.

До 16-17 лет в школе ребенок с ОВЗ идет хоть с каким-то сопровождением, но приходя в колледж уже на стадии поступления оказывается на общих основаниях со здоровыми детьми. Лозунги про равноправие вызывают недоумение. Дети изначально с разными возможностями и это признается в школе вдруг оказываются в равном положении в колледже.

С колледжами вскрылась вообще беда. Учебные заведения с освоением профессии были созданы умными людьми как раз для слабых детей. Но неумная политика в сфере образования привела к тому, что в колледжи ринулись хорошисты и отличники. Проходной бал в СПб в колледж начинается от 4 и выше. А дети со средним балом и разумеется с ОВЗ оказываются выброшенными, причем некоторые выброшенными вообще и без образования и без профессии. Мы обратились с этой проблемой в Минпросвещения и департамент образования СПб, но это был разговор слепого с глухим.

Что дальше? В СПб я нашла один колледж для детей ОВЗ, но только для детей с определенными ограничениями. Существует только один специальный техникум для детей с ОВЗ. Но для него нужно как-то получить среднее образование – либо в школе через ЕГЭ, либо через колледж, в который все места заняты хорошистами и отличниками. Замкнутый круг.

А дальше опять все хорошо – в ВУЗах предусмотрены льготные места для особых категорий. Вот такая пунктирность.

Отрадно, что партия Ед Рос включила пункт о выделении льготных мест для детей с ОВЗ в колледжах в список своих предложений по улучшению образования. Предлагаю поддержать эту инициативу и направить свои предложения в экспертную группу Ед.России Елене Шмелевой.

Но мне кажется, в первую очередь мы, родительская общественность должны решить – должны ли мы создавать отдельную систему помощи детям с ОВЗ, отдельные траектории, отдельные сады, колледжи. Или все-таки стремиться к полной инклюзии. Основная проблема заключается в том, что в нашем обществе не выработано коллективное отношение к инвалидам как к норме. Дело в неприятии людей с ОВЗ. Устроиться на работу инвалиду крайне тяжело. У людей в голове клише – инвалид – ну нет.

Пример из соседней Эстонии – у девушки с тяжелейшими нарушениями, которые никуда не денутся никогда, сняли инвалидность потому что девушка признана адаптированной к самостоятельной жизни – получила образование, работу, взяла жилищный кредит. Где маленькая Эстония и богатая Россия!

Я хотела бы акцентировать внимание на формулировке – «полностью адаптирована к самостоятельной жизни». Вот что должно быть целью любой реабилитационной программы и критерием ее выполнения. А не только окончание учебного заведения или снятие инвалидности по мед.показаниям.

Отвечая на поставленный вопрос – отдельная система помощи или полная инклюзия я считаю родителям должен быть предложен компромиссный вариант – безусловно полная инклюзия с отдельными механизмами помощи детям на каждом жизненном этапе. Это невозможно, пока с детского сада не будет проведена воспитательная работа со всеми детьми и не выращено общество, которое принимает инвалидов любой формы как полноценных граждан общества. Для этого программа должна начинаться с детского сада и с работы со здоровыми детьми.

3) Тема детей-инвалидов и о помощи им – благодатная для паразитирования. Легко получить гранты, потому что необходимость помощи таким детям очевидна, все лучшее детям, тем более ослабленным. Тем, кто не осваивает бюджеты, а реально занимается выстраиванием системы помощи что делать понятно. Но когда дело доходит до реальности родители и общественники вынуждены пробивать стены.

Я предлагаю создать рабочую группу и выработать четкую программу с конечной целью – программа по полной адаптации людей с ОВЗ к самостоятельной жизни. В третьей колонку такой программы должно быть прописано какие законопроекты, какие поправки в з\ты или подзаконные акты должны быть приняты. И далее уже требовать от ГД и правительства принять эти документы.

Наша организация готова принять участие в такой рабочей группе.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Баранец # ОПРФ # ОЗВ
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: