Доклад: «Внешкольное воспитание и развитие ребенка»

#
Меркулова Ирина Михайловна
0

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Тема: «Внешкольное воспитание и развитие ребенка»

 

Докладчик: Меркулова Ирина Михайловна - культуролог, член Всероссийского Союза работников

культуры, специалист в сфере молодёжной политики, организации досуга детей,

подростков и молодежи, представитель ОУЗС

«Организация досуга детей, подростков и молодежи по месту жительства: проблемы и пути решения»

Известно, что воспитание в микросреде – является самым эффективным. Наши соотечественники поняли это еще после Великой Отечественной войны, когда в стране оказалось много беспризорников и неорганизованных детей. Для этого в 50х-60х годах в каждом дворе были открыты домовые клубы. Пока родители были заняты на работе, дети после школы занимались любимым делом, находили себе хобби и увлечения. Не каждый родитель имел возможность возить ребенка в городской Дворец творчества, особенно в больших городах.

Последователи Макаренко точно знали: воспитание детей начинается в микросреде: семья, детский сад, школа, двор. А во дворе - клуб. А в клубе – педагог-организатор.

Именно в свободное время в детях рождается творческое начало, индивидуальность. У ребенка складывается установка: в школе - я как все, а вот после школы я пою, танцую, занимаюсь борьбой и так далее. То есть, ребенок самостоятельно формируется исходя из своих запросов, потребностей, способностей. И в этом проявляется его индивидуальность.

Именно вне школы формируются устойчивые социальные связи.

Профессионалы знали: недооценка воспитательной работы при организации досуга по месту жительства может привести к криминогенной ситуации в микрорайоне, деградации, правонарушениям и преступности несовершеннолетних.

На протяжении десятилетий родители были лично знакомы с работниками клуба. Отношения в клубе были, как правило, неформальны, демократичны, основаны на заинтересованности в судьбе детей, добровольности, взаимном доверии. Такая обстановка способствовала доброжелательной атмосфере, создавала у детей чувство защищённости, внутреннего спокойствия и уверенности. Здесь дети отдыхали от школы. Помнится, что, до 1998 года согласно Санпину детям, учитывая их психологические и физиологические особенности, не рекомендовалось находиться в школе более 8 часов. Чем физиология и психология детей сегодня отличается от детей предыдущих периодов?

Идея создать отдельную структуру из клубов по месту жительства появилась в конце 90-х . Появились ставки педагогов, небольшое финансирование, и вместе с тем армия менеджеров и администраторов. Количество клубов сократилось с 40-50 в каждом районе, до 20, а где то (в провинциях) под шумок помещения выкупили ушлые предприниматели

С 2000-х годов началась активная история с инновациями, реорганизациями.

Многие не поняли важность воспитания детей в клубной микросреде!

Даже родители вяло вступали в дискуссию с чиновниками по отстаиванию традиционных форм досуга в клубах по месту жительства.

Была запущена машина по стиранию лучшего педагогического опыта дополнительного образования.

Возникли искусственно созданные препятствия для посещения клубов. И эти препятствия исходили от чиновников, ориентированных на западные ценности. Сначала запретили находиться в клубе дошколятам, потов детям до 12 лет, до 14 лет, потом родителям. После 2008 года руководители рьяно избавлялись от фольклорных студий, народных промыслов, русских традиционных театров, кружков художественного слова.

Сколько кадров было уничтожено! Теперь в клубах работают не педагоги, а руководители формирований!

Это была война собственными традициями и с будущими поколениями.

После обмена опытом в северных и западных странах чиновники одержимо требовали от педагогов-организаторов зоны свободного общения, брейк вместо русской чечетки, бумбокс вместо русских разливистых песен, восточные единоборства вместо рукопашного боя. Традиционная деятельность не финансировалась. Родителям запретили даже собирать личные средства на пошив костюмов для собственных детей!

На всех уровнях административной власти от работников требовали инновации и толерантность!

А педагогов-организаторов, несогласных с новой политикой организации досуга по месту жительства стали преследовать и даже формировать в отношении них «заказные» дела!

Предатели, прислужники сатанистов-разрушителей отлично знали, что в школе ребенок получает знание, а в свободное время в процессе досуговой содержательной деятельности он формируется как личность, как творец, как Человек с большой буквы, живущий по законам нравственности.

Поэтому надо было убрать всех достойных организаторов детского досуга.

Только в одном из петербургских клубов, где мне посчастливилось работать педагогом-организатором, работало более 20 кружков и секций различной направленности, клуб посещали более 1000 детей, подростков и молодежи! На отчетных концертах клуба в ДК, вместимостью на 1000 мест не было свободных мест. На всех мероприятиях присутствовали родители. Клуб был одной большой семьей!

Далее, система образования, отхватив себе жирный кусок финансирования досуговой деятельности при школах, прекратили сотрудничать с клубами и стали воспринимать их , вы только подумайте - как конкурентов!

Потому что систему накрыла еще одна беда – подушевое финансирование!

И дети вообще стали никому не интересны – началась борьба за души в прямом и переносном смысле!

Хочется спросить чиновников из Минтруда: какие цифры могут быть там, где культура, общение, досуг, образование? Это же фундамент, основа мировосприятия целого народа!

Показатели дошли до абсурда. Сегодня учреждения по делам молодежи, районные администрации в прямом смысле «сгоняют» молодежь из клубов на мероприятия, которые бездарно проводит фирма, выигравшая на электронном аукционе! А все специалисты заняты отчетами, планами, показателями. Детьми заниматься некогда! К тому же настоящей издевкой выглядит требования руководителей клубов предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья подростков даже для занятий в творческих кружках. А теперь развитие ребенка еще и ограниченно Сертификатом.

Кто то решил ограничить развитие детей даже в свободное время!

Гармоничное всестороннее планомерное развитие личности теперь не интересует наше государство? 

Вследствие неоднократных реорганизаций, подростково-молодежных клубы, будучи когда то открытыми для всех детей, стали недоступными для посещения детей до 14 лет. В Домах молодежи, ситуация та же, что и в клубах по месту жительства. Они просто дублируют работу клубов.

В итоге, в клубах стали появляться подростки и молодежь с явными признаками зависимостей, интеллектуальной и эмоциональной деградации и признаками расстройства личности. Этот факт отмечают многие работники клубов. 

Сегодня возраст посетителей данных учреждений: с 14 до 35 лет, что является нелогичным, и даже смешным!

У людей 25-35 лет наступают другие заботы: семейные обязанности, профессиональные интересы. Взрослые молодые люди, работающие, находящиеся, как правило, уже в браке, вполне могут добраться до необходимого учреждения самостоятельно, и для этой категории всегда служили другие культурно-досуговые учреждения: Дома культуры, спортивные комплексы, театры и т.д.

Разумно, если и Дворцы молодежи будут работать для молодежи, а клубы по месту жительства – для детей и подростков с участием родителей.

Получается, дети до 14 лет в основной массе предназначены сами себе, так как школьные кружки и секции посещать не хочется. Они психологически и физически устают от школьной обстановки, а многие воспринимают учебу как работу.

Таким образом, тысячи детей до 14 лет оказались на улице или в зависимости от гаджетов, так как не у всех родителей хватает средств оплачивать недешевые занятия в кружках и секциях.

Логично, что клубы по месту жительства в шаговой доступности удобнее посещать детям младшего школьного возраста из ближайшего микрорайона. Это и безопасно, и дорога времени меньше занимает, да и родители всегда могут пообщаться с работниками клуба.

Поэтому в кратчайшие сроки с целью недопустимости дальнейшей деградации в молодежной среде, необходимо вернуть максимально доступную форму посещения клубов по месту жительства, вернуть уволившихся педагогов или обучить профессиональные кадры, учитывая особенности работы по месту жительства с детьми и подростками, возродить формы работы по месту жительства, об'единяющие детей и родителей. 

Предложения:

1. Провести реорганизацию в работе подростково-молодежных клубов, переименовав их в клубы по месту жительства для детей и подростков с 6 до 18 лет с передачей помещений и должностей в систему Министерства образования. Работу Домов молодежи, студенческих клубов ориентировать на работу с молодежью с 16 до 35 лет.
2. Создать Родительские Советы на базе клубов по месту жительства, как форму общественного контроля
3. Районной администрации обеспечить максимально доступное посещение клубов по месту жительства для детей, подростков и молодежи и их родителей.

4. Вернуть в клубы по месту жительства традиционные формы досуга, в том числе фольклорной направленности.

5. Администрациям районов организовать в каждом Муниципальном образовании, микрорайоне работу комплексов по воспитанию подрастающего поколения с едиными целями и задачами и с участием всех муниципальных, образовательных, социальных, досуговых и спортивных учреждений.

6. Министерству труда пересмотреть систему оплаты и ввести повышенные коэффициенты для педагогов и сотрудников, постоянно работающих по месту жительства в вечернее время.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Культура
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: