Общественный уполномоченный по защите семьи
14:19 / 08.11.2025
Изменен: 08.11.2025
Поддержите ОУЗС если вам был полезен наш материал
Поддержать
Опубликовали текст проекта постановления ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Правил проведения эксперимента по учету сведений о суммах поступивших денежных средств на счета, вклады (депозиты), открытые в кредитных организациях, при определении права граждан на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, установленное Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»»
КРАТКИЙ АНАЛИЗ:
В 2026 году в трех регионах — Московской области, ЯНАО и ХМАО — запустят эксперимент по автоматическому учету всех безналичных поступлений на банковские счета совершеннолетних членов семьи при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Система просуммирует входящие операции за 12 месяцев до обращения и сравнит их с совокупным доходом семьи. Если сумма поступлений равна или превышает 200% совокупного дохода, последует отказ в назначении пособия. С августа по сентябрь 2026 года алгоритм будет обкатываться без влияния на решения, с октября по декабрь — станет обязательным фильтром.
Что именно меняется и как это повлияет на граждан
- Доступ к банковской информации без согласия. Фонд пенсионного и социального страхования (ФПСС) получит от ФНС сведения о счетах, а от банков — данные по операциям (через СМЭВ и Единую цифровую платформу). На период эксперимента согласие граждан на получение и обработку этих данных не требуется (п. 13).
- Новый критерий отказа. Если совокупные поступления на счета семьи за расчетный период равны или выше 200% совокупного дохода семьи — отказ в пособии, даже при выполнении иных критериев нуждаемости (этап с 1.10 по 31.12.2026).
- Что исключается из «лишних» поступлений. Не учитываются переводы между собственными счетами и внутри семьи, кредиты и микрозаймы, поступления с единого налогового счета, счета ИП для бизнеса и детские счета до 18 лет (пп. 14–15). Деньги от продажи недвижимости, автомобиля и техники исключаются только при предъявлении договора и платежных документов (п. 16).
- Что остается «серой зоной». Пожертвования и благотворительность, подарки от третьих лиц, страховые возмещения, компенсации, возвраты долгов и иные разовые поступления не названы в списке исключений — формально они могут «раздувать» сумму поступлений и вести к отказу.
- Бремя доказательств на гражданине. Для исключения законных разовых поступлений (например, от продажи имущества) заявителю придется собирать и предоставлять документы. На практике это означает рост бюрократической нагрузки и риск отказа из‑за неполных подтверждений.
- «Проверяются» даже исключаемые переводы. Хотя внутрисемейные и между своими счетами переводы не включаются в итоговую сумму, операции по ним все равно будут выгружаться и анализироваться государством, что расширяет массив собираемой чувствительной информации.
Риски и нарушения прав и свобод граждан России
- Неприкосновенность частной жизни и банковская тайна. Массовый сбор деталей операций без согласия подрывает гарантии ст. 23 Конституции РФ (право на тайну частной жизни) и режим банковской тайны (ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности»). Формально эксперимент опирается на специальную норму федерального закона, но тест соразмерности не очевиден: собирается максимально широкий массив данных без явных ограничений по объему, срокам хранения и доступу.
- Принципы обработки персональных данных. Закон 152‑ФЗ требует минимизации и целевого характера обработки. Документ детализирует каналы обмена (СМЭВ, ЕЦП), но не устанавливает:
- сроки хранения и правила удаления данных;
- журналирование и аудит доступов;
- ограничения повторного использования и сопоставления с иными базами;
- обязательное уведомление граждан о факте доступа к их банковским данным.
- Перевес «финансового следа» над реальной нуждаемостью. Порог «200% от совокупного дохода» — грубый индикатор. Он уязвим к ошибкам классификации и не различает разовые целевые поступления (помощь на лечение/учебу, страховые выплаты, компенсации). В отсутствие четких исключений семьи могут лишиться пособия из‑за единовременных переводов, не отражающих устойчивого благосостояния.
- Перенос бремени доказывания на граждан. Вместо презумпции добросовестности заявителя вводится обязанность «оправдывать» поступления документами, зачастую задним числом. Это повышает риск формальных отказов и задержек.
- Неравные условия для жителей регионов-участников. В период эксперимента жители трех субъектов фактически оказываются в иных правовых условиях, что может восприниматься как ограничение равенства (ст. 19 Конституции), даже если временно и в рамках пилота.
- Технологические и человеческие ошибки. Алгоритмическая классификация платежей (включая идентификацию кредитов по 455‑му счету и справочникам ЦБ) и качество банковских данных неизбежно дадут сбои. При отсутствии четкого предуведомления и быстрого канала исправления ошибок высок риск неправомерных отказов.
Правовые пробелы документа
- Не прописан специальный порядок уведомления, доуточнения и досудебного обжалования именно по результатам «банковской проверки» (хотя действующие общие процедуры есть, специализированных гарантий для пилота нет).
- Не установлены сроки хранения и режимы обезличивания данных, не описан порядок уничтожения данных по завершении эксперимента.
- Нет отдельных норм об ответственности должностных лиц и кредитных организаций за неправомерный доступ, утечку или повторное использование банковских сведений, полученных в рамках эксперимента.
- Отсутствуют гарантии «права быть услышанным» до вынесения отказа: документ не предусматривает этап предварительного запроса разъяснений у заявителя по спорным операциям.
Что важно знать гражданам в регионах пилота
- Проверьте банковские выписки за 12 месяцев до подачи заявления; сохраните договоры и платежные документы по крупным поступлениям.
- По возможности планируйте разовые сделки (продажа имущества) и получение крупной помощи с учетом «окна» подачи заявления, чтобы избежать автоматических отказов.
- В случае отказа требуйте расшифровку «избыточных поступлений» и используйте право на обжалование, прикладывая подтверждающие документы по спорным операциям.
Вывод
Эксперимент вводит прецедент широкого доступа государства к банковским операциям семей, претендующих на детское пособие. Заявленная цель — адресность и борьба со злоупотреблениями — понятна, но набор средств вызывает серьезные вопросы с точки зрения конституционных гарантий приватности, банковской тайны и принципов обработки персональных данных. Без жестких правозащитных предохранителей — минимизации данных, прозрачности алгоритмов, предуведомления и удобного механизма обжалования — риски для прав граждан и вероятность ошибочных отказов перевесят потенциальную выгоду. Данный шаг со стороны Правительства России никак не способствует повышению рождаемости и усугубляет демографический кризис ведя к вымиранию страны. Все эти идеи – плод наднациональных глобалистический структур ведущих мир к электронному концлагерю и тотальному контролю человечества.
Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
Дорогие друзья!
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой
оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной
семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов
законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной
Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: