Экспертная оценка влияния цифровизации обучения на здоровье и развитие учащихся.

Подборка научно-практических данных подготовлена экспертами ОУЗС
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0
ПУБЛИКУЕМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О НЕГАТИВНОМ ВЛИЯНИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ.
 
Подборка данных подготовлена экспертами ОУЗС.
 
Надеемся, публикация указанных материалов поможет пресечь заявления лоббистов оцифровки школы на разных мероприятиях о том, что не знают они «никаких исследований о вреде цифровизации школы» (такое заявление, например, делал Е.А. Ямбург на круглом столе в Общ. палате РФ. И тут см. его смешные заявления в защиту дистанта https://www.pravda.ru/news/society/1659813-jamburg/). 
 
А теперь внимательно смотрим подборку научных, а не «фейковых» данных: 

Содержание:

1. Гарантии безопасностиэлектронного обучения, которые были бы основаны на научных исследованиях,отсутствуют.

2. Результаты «дистанционного обучения» (весна 2020 г.).

3. Данные из рекомендацийНМИЦ здоровья детей при РАН и Минздраве.

4. Существует многочисленные научные исследования, доказывающие вред, причиняемый массовым внедрением электронных средств обучения в образование.

Российские источники

Зарубежные источники

5.  О шлемах виртуальной реальности, внедряемых в школах РФ по рекомендации Минпросвещения

6. Результаты исследований, показавших отрицательныепоследствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей


1. Гарантии безопасности электронного обучения, которые были бы основаны на научных исследованиях, отсутствуют.

Согласно п. 2 ст. 28 ФЗ РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" «программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям». Согласно п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека».

В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами».

Осенью 2020 года Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей при РАН и Минздраве совместно с Всероссийским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья опубликовали "Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования".[1] Согласно документу: «В настоящее время отсутствуют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к ЦОС [цифровая образовательная среда]».

При электронном обучении дети подвергаются высочайшим рискам, отсутствуют гарантии охраны здоровья детей и нарушается ст. 41 Конституции РФ.

2. Результаты «дистанционного обучения» (весна 2020 г.).

Национальный медицинский исследовательский центр гигиены и охраны здоровья детей Минздрава проведен опрос около 30 тыс детей с 5 по 11 класс в 79 регионах. Результаты: на фоне «дистанта» «примерно у 80% российских школьников проявились неблагополучные психические реакции... Депрессивные состояния фиксируются предположительно у 42,2%, астенические состояния — у 41,6%. Более чем у трети (37,2%) обсессивно-фобические состояния, у 26,8% — синдром головных болей, у каждого второго учащегося (55,8%) — нарушения сна; 41, 65 – невозможность концентрации; у 30, 7 % - признаки компьютерного зрительного синдрома, у 4,2% туннельный запястный синдром»[2].

3. Данные из рекомендаций НМИЦ здоровья детей при РАН и Минздраве.

Осенью 2020 года Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей при РАН и Минздраве совместно с Всероссийским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья опубликовали "Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования". [3]

В документе отмечается, что резко возросшая в последние годы информатизация образовательного процесса с использованием электронных средств обучения уже привела к ухудшению состояния здоровья детей. Так, с 1-го по 11-й класс на 15% увеличивается распространенность функциональных отклонений, а хронических болезней - на 53%. Среди выпускников почти каждый второй имеет функциональные нарушения зрения, а хронические глазные болезни (ХГБ) - каждый шестой. Причем частота ХГБ увеличивается в 16 раз за время обучения в школе.

Информация из письма главного внештатного детского специалиста по медпомощи в образовательных организациях Министерства здравоохранения, профессора Ж. Ю. Гореловой: «Новые образовательные цифровые технологии и их влияние на здоровье детей - не апробировано и не изучено».

Т.е., лонгитюдные исследования по данному вопросу в России лишь запланированы, но ЦОС уже внедряется. При том что огромное количество зарубежных исследований и многие научные данные российских специалистов доказывают вред использования электронных средств обучения детей.

Авторы нормативов подчеркивают, что "смартфоны не могут обеспечить отражение учебной информации в соответствии с гигиеническими и офтальмологическими требованиями". («Диагональ экрана этих устройств не позволяет достичь необходимых оптимальных для зрительной работы параметров шрифтового оформления контента учебной информации. При регулярном и длительном использовании в ходе учебных занятий смартфон следует рассматривать как значимый фактор риска развития патологии органов зрения детей и подростков", – отмечают медики»).

При этом, в рекламе системы «Сферум» от Минпросвещения (информационно-коммуникационная платформа для цифрового обучения) дети выходят в «Сферум» через смартофоны, а также пользуются ими в классе.

Cпециалисты отмечают, что WiFi вреден для здоровья детей и может быть использован только на большом расстоянии от роутера, что в школе обеспечить практически невозможно. То же самое касается использования планшетов, которые не работают "через кабель". Между тем, в Стандарте «Цифровая школа» мы обнаруживаем норму о полном покрытии всей территории школы WiFi.

Согласно п. 3.2.12 «Для чтения, выполнения заданий обучающимися всех возрастных групп следует использовать преимущественно учебные издания на бумажных носителях». Между тем, согласно Приказу Минцифры России N 600
доля заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки к 2030 году – 70%.

Следует учесть, что помимо проблем по здоровью (и даже случаев суицида среди детей) на фоне дистанта весны 2020 г. получены катастрофические результаты по уровню освоения программ. По данным педагогов, дети вышли на очную форму обучения осенью 2020 г. «нулевые», на двойки написали ВПР даже отличники и хорошисты.[4]

4. Существует многочисленные научные исследования, доказывающие вред, причиняемый массовым внедрением электронных средств обучения в образование.

Российские источники:

1)           К.м.н. Петренко А.О. Гигиеническая оценка эффективности использования школьниками ридеров // ЗНиСО. – 2015. – № 8 (269):

«В исследовании качества воспроизведения прочитанных слов (функция краткосрочной памяти) на листе бумаге и ридере показано, что более высокие показатели памяти имеют место при чтении с бумажного носителя».

2) Безруких М.М., Иванов В.В., Голландцева А.И. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОКУЛОМОТОРНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТА С РАЗЛИЧНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ У ПОДРОСТКОВ[5] // Новые исследования. – 2019. – №4(60). – С.24:

«В исследовании 2012 года анализ физиологических тестов результатов показал, что у студентов, работающих на компьютере, отмечено большее снижение умственной работоспособности и развитие утомления зрительного анализатора в динамике учебных занятий, чем у тех, кто не использовал компьютерную технику. Причём степень снижения умственной работоспособности и ухудшение функционального состояния зрительного анализатора находились в прямой зависимости от продолжительности нахождения перед монитором».

3) О. А. Догуревич, Г. А. Сугробова «ВЛИЯНИЕ РАБОТЫ НА ПЭВМ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ИНФОРМАЦИИ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ»[6]:

«Работа с видео-дисплейными терминалами (ВДТ) сопряжена с более высоким зрительным напряжением, чем работа с бумажными текстами, так как при работе с бумажными носителями информации на глаза воздействует отраженный свет, а при работе с ВДТ – свет, излучаемый самими ВДТ [8]. Кроме того, изображение на ВДТ дискретно (частота 60 Гц и выше). Эти факторы существенно затрудняют зрительное восприятие и непосредственным образом влияют на психофизиологию человека. …

Во время занятий с персональными ЭВМ происходит функциональное напряжение механизмов восприятия, что выражается в … уменьшении объемов зрительной памяти в значительном проценте случаев…

Функциональное напряжение зрительной системы, выявленное в ходе исследования, возникает при пользовании компьютером и может быть вызвано как необходимостью считывания информации, так и особенностями изображения на экране, и воздействием электромагнитного излучения».

4) Д.м.н., профессор Псковского государственного университета Г.П. Артюнина: «у активных пользователей компьютера формируются специфические симптомы переутомления, после выключения компьютера они ощущают опустошенность, утомление, раздраженность. У активных пользователей компьютера болезни опорно-двигательного аппарата встречаются в 3,1 раза, нарушения нервной системы в 4,6 раза, болезни сердечно-сосудистыми в 2 раза чаще, чем у лиц, не работающих за компьютером»[7].

5) Г. П. Артюнина, О. А. Ливинская «ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА»:

«Все показатели, свидетельствующие о дискомфорте центральной нервной системы (нарушения сна, головокружение, головные боли), имеют тенденцию к нарастанию по мере увеличения времени работы на ПК. Аналогичная тенденция наблюдается с признаками нарушения функции зрения. Из проиллюстрированных данных, видно, что у детей, работающих за компьютером до 3 часов в неделю, чаще всего наблюдаются боли в области кисти, а у детей, работающих за компьютером до 6 часов в неделю, уже чаще возникали признаки нарушения зрения. Дети, которые работали до 8 часов в неделю, чаще отмечали боли в поясничном отделе позвоночника, шеи и надплечий, а также нарушение сна. А вот у детей, работающих за компьютером более 8 часов в неделю, чаще возникали головные боли, боли в грудном отделе позвоночника, головокружения, боли в локтевом суставе. Половина всех опрошенных детей страдали головными болями, болями в области шеи и надплечий, нарушением зрения».

6) Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н. ГАДЖЕТЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ВО ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Новые исследования. – 2019. – №1(57). – С. 18-19:

«Использование экранов задерживает наступление сна, а … стимуляция систем бодрствования при взаимодействии с социальными сетями могут усугубить эти эффекты… Существовала четкая связь между недостатком сна и доступом к экранам и социальным сетям…

Чтение в интернете занимает существенное время, оно связано с непрерывным движением глаз в условиях вынужденной позы. Это приводит к визуальному и физическому утомлению. В ходе исследования на студентах было установлено, что при онлайн-чтении у них возникает утомление глаз и головная боль».

7) Шарапов А.Н., Догадкина С.Б., Кмить Г.В., Ермакова И.В., Рублева Л.В., Безобразова В.Н. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ВЕГЕТАТИВНУЮ РЕГУЛЯЦИЮ СЕРДЕЧНОГО РИТМА, СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ И ЭНДОКРИННУЮ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА // Новые исследования. – 2019. – №1(57). – С. 41:

Приведены примеры исследований в отношении 15- 17-летних подростков. «Результаты показали, что 1 и 2-часовое воздействие света от самосветящихся устройств значительно подавляло мелатонин [гормон сна] примерно на 23 % и 38 %, соответственно»;

«Как показало исследование Green и др. (2017; 2018), даже однократное воздействие коротковолнового света от экрана компьютера в вечернее время нарушает непрерывность и архитектуру сна, приводит к повышенной дневной сонливости, меняет биологический ритм, подавляя нормальное ночное снижение температуры тела и ослабляя ночную секрецию мелатонина, негативно сказывается на внимании следующим утром»;

«Выявлено, что при длительном использовании гаджетов (более 2-х часов в день в течение 7 дней) диастолическое артериальное давление повышалось, также выявлено учащение сердечного ритма. Повышение диастолического артериального давления и частоты пульса авторы связывают со статическим напряжением (существенным напряжением мышц спины и плечевого пояса), вызывающим сужение артерий».

8) Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибалова М.С. ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ // // Новые исследования. – 2019. – №1(57). – С. 30:

«Одним из трендов информатизации является изменение мышления подрастающего поколения: появление так называемого клипового мышления... [Его] отличительной чертой является выраженная способность к многозадачности, которая приводит к рассеянности, гиперактивности, дефициту внимания и творческой пассивности.

По мнению наших ученых в условиях интенсивной информатизации жизнедеятельности у детей отмечались более высокие уровни тревожности (страх не соответствовать ожиданиям окружающих и низкая сопротивляемость стрессу) и гиперактивности. Кроме того, психофизиологическое состояние этих детей характеризовалось снижением уровня интеллекта за счет ухудшения внимательности, воображения, визуального различия, способности к линейной дифференциации и построению умозаключений».

«Повышенные уровни показателей информатизации снижают умственную работоспособность, замедляют интеллектуальное развитие, повышают уровень тревожности и гиперактивности у детей».

9) Кибитов А.О., Трусова А.В., Егоров А.Ю. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ: КЛИНИЧЕСКИЕ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. // Вопросы наркологии. № 2 (173). 2019. С. 22-47:

«В целом нейробиологические исследования интернет-зависимости показывают схожесть ее нейрональных механизмов с зависимостями от психоактивных веществ».

Зарубежные источники:

1) М. Шпитцер, руководитель психиатрической клиники университета г. Ульм (ФРГ), нейробиолог и психиатр[8]:

«В Португалии и США был проведен эксперимент: в период с 2005 по 2009 г к высокоскоростному Интернету подключили более 900 школ. В результате «у учеников 9-х классов обнаружилось тем более заметное ухудшение успеваемости, чем больше они пользовались Интернетом»[9].

«Использование Интернета способствует ухудшению памяти, … снижению способности к самостоятельному поиску информации, а в долгосрочной перспективе нередко приводит к болезненной зависимости от Интернета. Использование цифровых СМИиК[10] в детском саду и в начальной школе в действительности имеет сходство с первой инъекцией наркотика. Например, в Южной Корее, стране с самой высокой плотностью цифровых СМИиК в школах, по данным правительственных органов, уже в 2010 г.12% от общего числа школьников страдали зависимостью от Интернета. Неспроста выражение «цифровое слабоумие» пришло к нам именно оттуда».[11]

«Низость рыночных зазывал, кричащих о настоятельной необходимости компьютеризации в школах, заключается в том, что родители, следуя призывам, покупают пятикласснику компьютер и достигают именно того, чего они не хотят и чего они боятся. Это показал, в частности, анализ данных, полученных в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся… Исследователи комментируют полученные результаты следующим образом: «Само присутствие в доме компьютеров ведет в первую очередь к тому, что дети постоянно играют в компьютерные игры. Это отвлекает их от учебы и отрицательно сказывается на их успеваемости… успехи в чтении и арифметике у тех, кто пользуется компьютером хотя бы несколько раз в неделю, значительно хуже. Такие же результаты выявлены и относительно использования Интернета в школах»[12].

«Только реальная личная коммуникация делает возможной глубокую переработку информации», а «компьютер отбирает у учеников умственную работу»[13]; «дети, пользуясь СМИиК, не могут делать самого главного: учиться и формировать свой интеллект»[14].

Цифровые «тренажеры» в обучении предполагают поверхностную работу с информацией. Между тем чем более поверхностно человек вникает в суть информации, тем меньше синапсов активизируется в мозгу, что отрицательно влияет на обучение.

2) Исследования Энн Манген (Университет Ставангера, Норвегия) показывают, в частности, что качественная обработка информации в мозгу происходит при чтении именно с бумажного носителя информации[15]: «С точки зрения науки чтение - сложный процесс, в котором задействованы органы зрения, воспринимающие визуальную информацию и передающие ее мозгу, где происходит "расшифровка" знаков. …"Фиксированность и постоянство бумаги как носителя текста, тот факт, что текст не исчезнет, дают читателю "якоря" для ориентации в тексте и восприятия прочитанного. Процессы, которые происходят в процессе чтения бумажной книги - удержание книги в руках, восприятие знаков, переворачивание страниц, сама неподвижность текста - все это служит "подпорками", которые облегчают когнитивные усилия при восприятии текста. И эти "подпорки" могут быть особенно важны при чтении сложных для понимания текстов. … разница в восприятии текстов существенна, когда речь идет о больших и сложных материалах"».[16]

3) Доктор Арик Зигман: обширные исследования все чаще показывают, что молодые люди с экранной зависимостью демонстрируют «микроструктурные и объемные различия или аномалии как серого, так и белого вещества по сравнению со здоровыми контрольными группами»; при этом различия в структуре и функциях мозга наблюдаются во многих из тех же самых областей, в которых они проявляются при наркотической зависимости[17].

Расстройства, связанные с экранной зависимостью, провоцируют сидячий образ жизни у детей, тем самым снижая аэробную нагрузку, которая, как отмечает А. Зигман, «играет важную роль в неврологическом здоровье детей, особенно в структуре и функциях мозга»[18].

4) По данным профессора, психолога А. Вайнштейна, психиатра М. Лежуайе, исследования мозга показали, что видеоигры активируют области, аналогичные тем, которые активируются воздействием наркотиков; видеоигры связаны с высвобождением дофамина, аналогичного по величине выбросу при употреблении наркотиков; у людей, зависимых от видеоигр, неправильные тормозящие механизмы контроля[19].

5) «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) Американской психотерапевтической ассоциации включает расстройство от интернет-игр для дальнейшего рассмотрения в качестве формального "психического расстройства"; заявляя, что "исследования показывают, что, когда эти люди поглощены интернет-играми, определенные пути в их мозге запускаются таким же прямым и интенсивным образом, как мозг наркомана подвергается воздействию определенного вещества»[20].

6) Другой важный аспект цифровизации образования – сокращение времени на живое общение и проблемы социализации. М. Шпитцер: «социальные сети ни в коей мере не способствуют ни расширению, ни углублению контактов. Единственный их результат – социальная изоляция и поверхностные контакты. … социальные сети делают наших детей одинокими и несчастными»[21]. Полный масштабный анализ темы см. в приложении: М. Шпитцер «Антимозг. Цифровые технологии и мозг».

7)   Brand M, Young KS, Laier C, lfling K, Potenza MN. Integrating psychological and neurobiological considerations regarding the development and maintenance of specific Internet-use disorders: An Interaction of Person-Affect-Cognition-Execution (I-PACE) model. Neuro-science & Biobehavioral Reviews. 2016 Dec 31;71:252-66. http://dx.doi.org/10.1016/j.neubiorev.2016.08.033.

«Развитие и сохранение расстройств, связанных с экранной зависимостью все чаще рассматривается как дезадаптивное взаимодействие между нейро-логическими структурами и функциями, лежащими в основе центральных компонентов аддикции: вознаграждение, удовольствие, тяга и обработка подкрепления; обучение и память; нарушение эффективного функционирования, ингибиторный контроль, принятие решений и управление эмоциями»[22].

8) Victoria L. Dunckley M.D.[23]. «Результаты исследования сканирования мозга при зависимости от экрана:

Атрофия серого вещества: многочисленные исследования показали атрофию (уменьшение или потерю объема ткани) в областях серого вещества (где происходит «обработка») при зависимости от Интернета / игр (Zhou 2011[24], Yuan 2011[25], Weng 2013[26] и Weng 2012[27]). Затронутые области включали важную лобную долю, которая управляет исполнительными функциями , такими как планирование, расстановка приоритетов, организация и контроль импульсов («выполнение работы»). Потеря объема также наблюдалась в полосатом теле, который участвует в … подавлении социально неприемлемых импульсов. Особую озабоченность вызвали повреждение области, … которая влияет на нашу способность к развитию сочувствия и сострадания к другим и нашей способность объединять физические сигналы с эмоциями. Помимо очевидной связи с агрессивным поведением, эти навыки определяют глубину и качество личных отношений.

Нарушение целостности белого вещества: исследования также продемонстрировали потерю целостности белого вещества мозга (Lin 2012 [28], Yuan 2011[29] , Hong 2013[30] и Weng 2013[31]). «Пятнистое» белое вещество приводит к потере связи внутри мозга, включая связи с различными долями одного и того же полушария, связи между правым и левым полушариями и пути между высшими (когнитивными) и низшими (эмоциональные и выживание) центрами мозга. Белое вещество также соединяет сети мозга с телом и наоборот. Прерванные соединения могут замедлить сигналы, «закоротить» их или сделать их нестабильными («пропуски зажигания»).

Уменьшение толщины коры: Хонг и его коллеги обнаружили уменьшение толщины коры (наиболее удаленной части мозга) у мальчиков-подростков, зависимых от Интернета (Hong, 2013 [32]), а Юань и др. обнаружили уменьшение толщины коры в лобной доле у ​​зависимых от онлайн-игр (у лиц позднего подросткового возраста мужского и женского пола), коррелировавшей с нарушением когнитивной задачи (Yuan 2013[33]).

Нарушение когнитивных функций: исследования изображений показали менее эффективную обработку информации и снижение подавления импульсов (Dong & Devito, 2013[34]), повышенную чувствительность к вознаграждениям и нечувствительность к потерям (Dong & Devito, 2013[35] ), а также аномальную спонтанную активность мозга, связанную с плохим выполнением задачи (Yuan 2011).

Пристрастия и нарушение  функции дофамина: Исследования на видеоиграх показали, что дофамин (вырабатывается … и при зависимостях) выпускается во время игры (Koepp 1998[36] и Kuhn 2011[37]) и что тяга или побуждение к играм производят изменения мозге, которые аналогичные тем, которые возникают при тяге к наркотикам (Ko 2009, Han 2011[38])…)»[39].

9) «Морфометрические исследования показали, что у интернет-зависимых подростков имеется более низкая плотность серого вещества в левой передней цингулярной коре, левой задней поясной коре, левом перешейке и левой лингвальной извилине, по сравнению со здоровым контролем»[40] // См. Zhou Y., Lin F.-C., Du Y.-S., Qin L., Zhao Z.-M., Xu J.-R., Lei H. Gray matter abnormalities in Internet addiction: A voxel-based morphometry study // European Journal of Radiology. – 2011. – Vol. 79. – N1. – P. 92–95.

10) «Анализ фракционной анизотропии белого вещества мозга также показал, что по сравнению с контрольной группой при интернет-зависимости отмечается ее снижение, в том числе в орбито-фронтальной области, в мозолистом теле, поясном, нижнем лобно-затылочном пучке, внутренних и внешних капсулах. Авторы заключают, что при интернет-зависимости имеет место выраженное снижение фракционной анизотропии белого вещества…»[41]// См. Lin F., Zhou Y., Du Y., Qin L., Zhao Z., Xu J., Lei H. Abnormal white matter integrity in adolescents with Internet Addiction Disorder: A tract-based spatial statistics study // PLoS ONE. – 2012. – Vol. 7. – N1. – e30253. doi: 10.1371/journal.pone.0030253.

11) «Исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) показали, что при желании сыграть в онлайн видеоигры активируются те же зоны мозга, что и при возникновении тяги к психоактивным веществам»[42]// См. Ko C.H., Yen J.Y., Chen S.H., Yang M.J., Lin H.C., Yen C.F. Proposed diagnostic criteria and the screening and diagnosing tool of Internet addiction in college students // Compr Psychiatry. – 2009. – Vol. 50. – N4. – P. 378–384.

12) «С помощью фМРТ исследовались различия во внутримозговых функциональных связях у подростков с интернет-зависимостью. Было обнаружено снижение функциональных связей, причем больше всего оно отмечалась в корково-подкорковых связях. Скорлупа была наиболее вовлеченной в этот процесс структурой среди подкорковых ядер»[43] // Hong S.B., Zalesky A., Cocchi L., Fornito A., Choi E.J., Kim H.H., Suh J.E., Kim C.D., Kim J.W., Yi S.H. Decreased functional brain connectivity in adolescents with internet addiction // PLoS One. – 2013. – Vol. 8. – N2. – e57831. – Р. 1–8. – doi: 10.1371/journal.pone.0057831.

13) «Степень вовлеченности в интернет-зависимость … пропорциональна снижению объема серого вещества в дорзолатеральной префронтальной коре, ростральной передней цингулярной коре и дополнительных моторных зонах»[44] // . Yuan K., Qin W., Wang G., Zeng F., Zhao L., Yang X., Liu P., Liu J., Sun J., von Denee K. M., Gong Q., Liu Y., Tian J. Microstructure abnormalities in adolescents with internet addiction disorder // PloS One. – 2011. – Vol. 6. – N6. – e20708.

14) «Подростки, которые имеют негативные последствия Интернет-зависимости, являются уязвимыми мишенями для формирования проблемного употребления алкоголя» // Gámez-Guadix M., Calvete E., Orue I., Las Hayas C. Problematic Internet use and problematic alcohol use from the cognitive-behavioral model: a longitudinal study among adolescents // Addict. Behav. – 2015. – Vol. 40. – P. 109–114. – doi: 10.1016/j.addbeh.2014.09.009[45].

15) Об угрозах цифровизации для детей пишут также, например, нейробиолог, профессор Оксфордского университета С. Гринфилд («Mind Change. How digital technologies are leaving their marks on our brains», Random House, 2014), специалист в области дошкольного образования С. Палмер («Toxic Childhood», Orion, 2007), американский педиатр К. Роун («Virtual Child: The terrifying truth about what technology is doing to children», Sunshine Coast Occupational Therapy Inc., 2010) и др.[46]

Дополнительная литература по теме расстройств, связанных с экранной зависимостью (в т.ч. с зависимостью от интернета и компьютерных игр):

16) Sigman A. Time for a view on screen time. Arch Dis Child       2012;97(11):935-942.       doi:10.1136/archdis-child-2012-302196

17) Henderson M, Benedetti A, Barnett TA, (et al). Influence of Adiposity, Physical Activity, Fitness, and Screen Time on Insulin Dynamics Over 2 Years in Children. JAMA Pediatr. 2016;170(3):227-235. doi:10.1001/jamapediat-rics.2015.3909.

18) Lin L Y, Sidani J E, Shensa A, et al. Association Between Social Media Use And Depression Among U.S. Young Adults. Depress. Anxiety.2016; 33: 323–331. doi: 10.1002/da.22466

19) Sigman A. Virtually addicted: why general practice must now confront screen dependency. Br J Gen Pract 2014;64(629):610-11. DOI: 10.3399/bjgp14X682597

20) Jin C, Zhang T, Cai C, et al. Abnormal prefrontal cortex resting state functional connectivity and severity of internet gaming disorder. Brain imaging and behavior. 2015 Aug 27:1-1.

21) Carter, B, et al. “Association Between Portable Screen-Based Media Device Access or Use and Sleep Out-comes: A Systematic Review and Meta-analysis.” JAMA pediatrics 170.12 (2016): 1202-1208.

22) Sigman A. Risks to children’s brain development today: screen dependency. Plenary lecture, International Congress of Child Neurology. Amsterdam, 4 May 2016.

http://icnc2016.org/plenary-speakers-2/

23) Kuss DJ, Lopez-Fernandez O. Internet addiction and problematic Internet use: A systematic review of clinical research. World journal of psychiatry. 2016 Mar

22;6(1):143. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/

PMC4804263/

24) Pontes, H.M., Andreassen, C.S. & Griffiths, M.D. Int J Ment Health Addiction (2016) 14: 1062. doi:10.1007/s11469-016-9694-y.

25) Andreassen CS, Pallesen S. Social network site addiction - an overview. Curr Pharm Des. 2014;20(25):4053-61.

26) Clark L. Disordered gambling: the evolving concept of behavioral addiction. Ann. N.Y. Acad. Sci. 1327 (2014) 46–61. doi: 10.1111/nyas.125582014

27) Fauth-Bühler M, Mann K. Neurobiological correlates of internet gaming disorder: Similarities to pathological gambling. Addict Behav. 2015 Nov 24. pii: S0306-4603(15)30055-1. doi: 10.1016/j.addbeh.2015.11.004.

28) Wen T and Hsieh S. Network-Based Analysis Reveals Functional   Connectivity   Related   to   Internet   Addiction Tendency. Front. Hum. Neurosci. 2016,10:6. doi: 10.3389/fnhum.2016.00006

29) Brand M, Young KS, Laier C, Wölfling K, Potenza MN. Integrating psychological and neurobiological considerations regarding the development and maintenance of specific Internet-use disorders: An Interaction of Person-Affect-Cognition-Execution (I-PACE) model. Neuro-science & Biobehavioral Reviews. 2016 Dec 31;71:252-66. http://dx.doi.org/10.1016/j.neubiorev.2016.08.033.

30) Sepede, G., Tavino, M., Santacroce, R, et al. Functional magnetic resonance imaging of internet addiction in young adults. World J Radiol.2016, 8(2):210–225. http://doi.org/10.4329/wjr.v8.i2.210.

31) Lorenz RC, Gleich T, Galat J, Kühn S. Video game training and the reward system. Front. Hum. Neurosci.2015, 9:40.doi: 10.3389/fnhum.2015.0004.

32) Kuss, D. J., & Griffiths, M. D. Internet and gaming addiction: A systematic literature review of neuroimaging studies. Brain Sci.2012, 2(3):347-374. doi: 10.3390/brainsci2030347

33) Hou H, Jia S, Hu S, et al. Reduced Striatal Dopamine Transporters in People with Internet Addiction Disorder. J Biomed Biotechnol 2012; 2012:854524. doi:10.1155/2012/854524.

34) Lin F, Zhou Y, Du Y, et al. Abnormal white matter integrity in adolescents with internet addiction disorder: a tract-based spatial statistics study. PLoS ONE. 2012,7:e30253. DOI:10.1371/journal.pone.0030253

35) Takeuchi H, Taki Y, Hashizume H, Asano K, Asano M, Sassa Y, Yokota S, Kotozaki Y, Nouchi R, Kawashima R. Impact of videogame play on the brain’s microstructural properties: cross-sectional and longitudinal analyses. Molecular psychiatry. 2016.Jan 5. 21, 1781–1789.   doi:10.1038/mp.2015.193

36) Zhu Y, Zhang H, Tian M. Molecular and Functional Imaging of Internet Addiction. BioMed Research International. 2015, Article ID 378675. http://dx.doi.org/10.1155/2015/378675

37) Kim SH, Baik SH, Park CS, et al. Reduced striatal dopamine D2 receptors in people with Internet addiction. Neuroreport. 2011, 22(8):407– 411 doi: 10.1097/WNR.0b013e328346e16e.

38) Tian M, Chen Q, Zhang Y, et al. PET imaging reveals brain functional changes in internet gaming disorder. Eur J Nucl Med Mol Imaging. 2014 Jul;41(7):1388-97. doi: 10.1007/s00259-014-2708-8

39) Mick, I., Ramos, A. C., Myers, J., Stokes, P. R., Chan-drasekera, S., Erritzoe, D., Mendez, M. A., Gunn, R. N.,Rabiner, E. A., Searle, G. E., Galduróz, J. C. F., Waldman, A. D., Bowden-Jones, H., Clark, L., Nutt, D. J., and Lingford-Hughes, A. R. (2016) Evidence for GABA-A receptor dysregulation in gambling disorder: correlation with impulsivity. Addiction Biology, doi: 10.1111/adb.12457.

40) Olsen, C. M. Natural Rewards, Neuroplasticity, and Non-Drug Addictions. Neuropharmacology.2011, 61(7):109–1122. http://doi.org/10.1016/j.neuropharm.2011.03.010.

41) Lin F, Zhou Y, Du Y. Aberrant corticostriatal functional circuits in adolescents with Internet addiction disorder. Front. Hum. Neurosci.2015, 9:356. doi: 10.3389/fnhum.2015.00356.

42) Hong SB, Kim JW, Cho EJ, et al. Reduced orbitofrontal cortical thickness in male adolescents with internet addiction. Behav Brain Funct.2013, 9:11. doi: 10.1186/1744-9081-9-11.

43) Weng CB, Qian RB, Fu XM, et al. Gray matter and white matter abnormalities in online game addiction. Eur J Sigman A. - JICNA 2017, 17:119. 11 Radiology. 2013,82(8):1308 – 1312. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ejrad.2013.01.031.

44) Wang H, Jin C, Yuan K, et al.The alteration of gray matter volume and cognitive control in adolescents with internet gaming disorder. Front. Behav. Neurosci.2015,9:64. doi: 10.3389/fnbeh.2015a.00064.

           45) Yuan K, Qin W, Wang G, Zeng F, Zhao, L, Yang X, et al. Microstructure abnormalities in adolescents with internet addiction disorder. PLoS One.2011, 6:e20708. doi: 10.1371/journal.pone.0020708.

46) Kühn S, Gallinat J. Brains online: structural and functional correlates of habitual internet use. Addict. Biol.2015, 20:415–422. doi: 10.1111/adb.12128.

           47) Sun Y, Sun J, Zhou Y, et al. Assessment of in vivo microstructure alterations in gray matter using DKI in internet gaming addiction. Behav. Brain Funct.2014,10:37. doi: 10.1186/1744- 9081-10-37.

48) Ko, C. H., Hsieh, T. J., Wang et al. (2015). Altered gray matter density and disrupted functional connectivity of the amygdala in adults with internet gaming disorder. Prog. Neuropsychopharmacol. Biol. Psychiatry.2015, 57:185–192. doi: 10.1016/j.pnpbp. 2014.11.003

49) Yuan, K., Cheng, P., Dong, T., et al. Cortical thickness abnormalities in late adolescence with online gaming addiction. PLoS One.2013, 8(1):e53055. doi: 10.1371/journal.pone.0053055.

50) Li W, Li Y, Yang, W, et al. Brain structures and functional connectivity associated with individual differences in Internet tendency in healthy young adults. Neuropsychologia. 2015, Apr(70):134–144. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2015.02.019.

51) Cai C, Yuan K, Yin J, et al. Cai, Chenxi, et al. “Striatum morphometry is associated with cognitive control deficits and symptom severity in internet gaming disorder.” Brain imaging and behavior 10.1 (2016): 12-20. http://link.springer.com/article/10.1007/s11682-015-9358-8.

52) Wang Y, Zou Z, Song H, Xu X, Wang H, Uquillas FD, Huang X. Altered gray matter volume and white matter integrity in college students with mobile phone dependence. Frontiers in psychology. 2016;7. doi: 10.3389/fpsyg.2016.00597.

53) Yuan K, Yu D, Cai C, Feng D, Li Y, Bi Y, Liu J, Zhang Y, Jin C, Li L, Qin W. Frontostriatal circuits, resting state functional connectivity and cognitive control in internet gaming disorder. Addiction biology. 2016 Jan 1.

54) Xing L. Yuan K, Bi Y, et al. Reduced fiber integrity and cognitive control in adolescents with Internet gaming disorder. Brain Res. 2014.Oct 24,1586: 109-117.

55) Yuan   K,   Qin   W,   Yu   D,   et   al.   Core   brain   networks   interactions   and   cognitive   control   in   internet    gaming    disorder    individuals    in    late    adolescence/early    adulthood.    Brain    Struct    Funct.2016,   221(3):1427-1442.    DOI    10.1007/s00429-014-0982-7    http://link.springer.com/article/10.1007/s00429-014-0982-7.

56) Zhai J, Luo L, Qiu L, Kang Y, Liu B, Yu D, Lu X, Yuan K. The topological organization of white matter network in internet gaming disorder individuals. Brain Imaging and Behavior. 2016 Nov 4:1-0.

57) Wang L, Wu L, Lin X, Zhang Y, Zhou H, Du X, Dong G. Altered brain functional networks in people with Internet gaming disorder: Evidence from resting-state fMRI. Psychiatry Research: Neuroimaging. 2016 Aug 30;254:156-63.    http://dx.doi.org/10.1016/j.pscychresns.2016.07.001.

58) Wang Y, Yin Y, Sun Y, et al. Decreased Prefrontal Lobe Interhemispheric Functional Connectivity in Adolescents with Internet Gaming Disorder: A Primary Study Using Resting-State fMRI. PLoS ONE.2015, 10(3): e0118733. doi:10.1371/journal.pone.0118733.

59) Zhang JT, Ma SS, Yip SW, et al. Decreased functional connectivity between ventral tegmental area and nucleus accumbens in Internet gaming disorder: evidence from resting state functional magnetic resonance imaging. Behav Brain Funct. 2015,11:37. DOI: 10.1186/s12993-015-0082-8.

60) Zhang JT, Yao YW, Zang YF, et al. Altered resting-state functional connectivity of the insula in young adults with Internet gaming disorder.2016, Addict Biol.21(3): 743–751. doi: 10.1111/adb.12247.

61) Zhang Y, Mei W, Zhang JX, Wu Q, Zhang W. Decreased functional connectivity of insula-based network in young adults with internet gaming disorder. Experimental brain research. 2016 Apr 27:1-8.

62) D’Hondt F, Maurage P. Electrophysiological studies in Internet addiction: A review within the dual-process framework. Addictive behaviors. 2015 Oct 9.

63) Duven ECP, Müller KW, Beutel ME, et al. Altered reward processing in pathological computer gamers – ERP-results from a semi-natural Gaming-Design. Brain Behav.2015, 5(1): e00293. doi: 10.1002/brb3.293.

64) Li W, O’Brien JE, Snyder SM, et al. Diagnostic Criteria for Problematic Internet Use among U.S. University Students: A MixedMethods Evaluation. PLoS ONE. 2016, 11(1): e0145981. doi:10.1371/journal.pone.0145981.

65) Costigan J, Barnett L, Plotnikoff RC, et al. The health indicators   associated   with   screen-based   sedentary   behavior among adolescent girls: a systematic review. Adolesc Health. 2013 Apr;52(4):382-92. doi: 10.1016/j. jadohealth.2012.07.018.

66) Chaddock-Heyman L, Erickson KI, Holtrop JL, et al. Aerobic fitness is associated with greater white matter integrity in children. Front. Hum Neurosci.2014;8:584    doi: 10.3389/fnhum.2014.00584.

67) Reis RS, Salvo D, Ogilvie D, Lambert EV, Goenka S, Brownson RC, for the Lancet Physical Activity Series 2 Executive Committee. Scaling up physical activity interventions worldwide: stepping up to larger and smarter approached to get people moving. Lancet. 2016; . Volume 388 , Issue 10051 , 1337 – 1348.

68) Tremblay, Mark S., et al. Global Matrix 2.0: report card grades on the physical activity of children and youth comparing 38 countries. Journal of physical activity and health 13.11 Suppl 2 (2016): S343-S366.

69) Aarseth, Espen; Bean, Anthony M.; Boonen, Huub; Carras, Michelle Colder; Coulson, Mark; Das, Dimitri; Deleuze, Jory; Dunkels, Elza; Edman, Johan.Scholars’ open debate paper on the World Health Organization ICD-11 Gaming Disorder proposal.

70) Lardieri A (26 December 2017). "Excessive Video Gaming to be Named Mental Disorder by WHO – The World Health Organization will add "gaming disorder" to its International Classification of Diseases in 2018". U.S. News & World Report. Archived from the original on 27 December 2017. Retrieved 26 December 2011.

71) Montag C, Schivinski B, Sariyska R, Kannen C, Demetrovics Z, Pontes HM (October 2019). "Psychopathological Symptoms and Gaming Motives in Disordered Gaming-A Psychometric Comparison between the WHO and APA Diagnostic Frameworks". Journal of Clinical Medicine. 8 (10): 1691. doi:10.3390/jcm8101691.

72) Pan P.Y., Yeh C.B. Internet addiction among adolescents may predict self-harm/suicidal behavior: a prospective study // J. Pediatr.  – 2018. – Vol. 197. – P. 262–267. – doi: 10.1016/j. jpeds.2018.01.046.

73) Rücker J., Akre C., Berchtold A., Suris J.C. Problematic Internet use is associated with substance use in young adolescents // Acta Pediatr. – 2015. –Vol. 104. – N5. – P. 504–507. – doi: 10.1111/ apa.12971.

5. О шлемах виртуальной реальности, внедряемых в школах РФ по рекомендации Минпросвещения.

1). В.А. Тургель, С.А. Новиков «Вергентно-аккомодационный конфликт в шлемах виртуальной реальности» // «Современная оптометрия» [2019. № 9 (129)][47]: «Эксплуатация HMD [head-mounted displays – носимый на голове дисплей] в любых целях должна рассматриваться как потенциально вредная для здоровья».

2). «Пользователи шлемов зачастую обнаруживали у себя такие симптомы, как тошнота, головокружение, головная боль, дезориентация. Случались даже неожиданные флэшбэки. … Джон Кармак, технически директор Oculus VR, открыто признаёт проблему. В Samsung не рекомендуют давать шлем детям до 13 лет»[48].

3). Маянк Мета (Mayank Mehta), ученый-нейробиолог Калифорнийского Университета:

«В реальном мире вы получаете входящие сигналы от нескольких органов чувств, и все они находятся в идеальной согласованности между собой. В виртуальной реальности наш мозг ожидает такой же согласованности. Но по факту различные чувства оказываются не синхронизированы, и происходит разлад…

… доктор Мета провел эксперимент с лабораторными мышами. Оказалось, когда грызуны попадают в виртуальность, 60% нейронов гипоталамуса (область мозга, отвечающая за ориентацию в пространстве, память и сновидения) просто… «отключаются», а остальные проявляют аномальную активность»[49].

4). «Офтальмологическая клиника Focus. Директор о влиянии VR-устройств.

Во-первых, - наибольший вред подобные технологии могут принести человеку, чьё зрение ещё формируется, т.е. детям и подросткам, у которых может развиться близорукость ещё в молодости. Основная опасность кроется в том, что VR-шлемы не дают глазу нормально сфокусироваться.

Во-вторых, - сеансы виртуальной реальности, по своей вредности схожи с лицезрением солнца на дневном небосклоне.

В-третьих, VR-шлемы вызывают синдром сухости глаз и повышенной их утомляемости, при которых оператор VR-устройства вынужден часто моргать.

Использование технологий виртуальной реальности может послужить причиной развития неврологических расстройств»[50].

5). «Среди побочных эффектов шлемов VR, которые указывают сами производители, — головокружение и тошнота, в редких случаях (1 на 4000) — судороги и эпилептические припадки»[51].

6). «До сих пор нет стандарта, который регламентировал бы основные характеристики VR-техники — качество картинки, яркость, частоту смены кадров, габариты и вес. Регламентов  относительно влияния этих гаджетов на здоровье тоже нет». «Кому VR-гаджеты противопоказаны. Инструкции по безопасному использованию Rift и Gear VR, опубликованные на сайте Oculus, официально и категорично запрещают пользоваться устройствами детям младше 13 лет. Похожие ограничения можно найти у других производителей VR-техники. В возрасте до 13-14 лет продолжает формироваться зрительная система. Так что VR-гаджеты лучше не использовать»[52].

7). Врач-невролог, к.м.н. Павел Бранд:

«Наши глаза – это природные фотодатчики. Они фиксируют световой сигнал и отправляют его в мозг. Мозг сопоставляет картинки, полученные от правого и левого глаза, и анализирует полученную информацию. Например, чтобы определить расстояние до ближайшего объекта.  

Когда от правого и левого глаза поступает несогласованная информация — скажем, одна картинка более яркая или менее резкая, или у изображений разный масштаб — для мозга анализ этих картинок превращается в испытание. Если разница небольшая, мозг попытается решить проблему с помощью глазных мышц: заставит нас сместить точку зрения, перефокусировать хрусталики, прищуриться или поморгать. При этом даже небольшой рассинхронизации картинок, если воспринимать ее длительное время, достаточно для появления лопнувших сосудов в глазах, головной боли и прочих «прелестей» быстрого утомления глаз.   

Динамичный и при этом плохо согласованный сюжет VR-контента не оставляет мозгу времени для анализа поступающей информации и адаптации. Результат – мигрени, тошнота, рвота, резь и «песок» в глазах

VR оказывает негативное влияние на орган зрения, а заодно и на все, что с ним связано (может спровоцировать эпиприступ или острое головокружение, например). Кроме того, VR, как и любой игровой гаджет, приводит к гиподинамии.

Влияние на вестибулярный аппарат.

Вестибулярный аппарат  — наш внутренний орган балансировки, он позволяет сохранять равновесие. Это сложный комплекс из многочисленных рецепторов равновесия, дополненный информацией от осязания, зрения и слуха. Симптомы такие же, как при морской болезни. Тошнота и рвота – первые цветочки из этого букета. Может измениться зрительное восприятие, когда изображение размывается или удваивается. Другие симптомы — дезориентация, повышенное потоотделение и/или слюноотделение, головокружение, боли в голове или глазах, вялость»[53].

Несмотря на то, что по виртуальным шлемам нет никаких санпинов, они внедряются в школы.

6. Результаты исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей.

1.         См. Приложение № 1 к Методическим рекомендациям об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях (утв. Роспотребнадзором N МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором N 01-230/13-01 14.08.2019):

 

Исследователи

Отрицательные эффекты

Burnett and Lee, 2005

Использование навигационной системы смартфона ухудшает построение когнитивной пространственной карты

Day J.J et al., 2007

Формирование психологической зависимости

Ophir et al., 2009

Работают хуже в парадигме переключения задач из-за ограниченной способности отфильтровывать помехи

Черненков Ю.В. и др., 2009;

Pagani L.S. et al., 2010;

Nathanson A.I. et al., 2014;

Moreira, G.A et al., 2017;

Григорьев Ю.Г. и др., 2017

Гиперактивность, повышенная раздражительность, снижение умственной работоспособности, долговременной памяти, расстройства сна, нарушения коммуникативных способностей, склонность к депрессивным состояниям

Panda N. et al., 2010

Нарушения фонематического восприятия

Sparrow et al., 2011

Запоминают не саму информацию, а место, где эта информация может быть доступна

Lu M. et al., 2012

L. Hardell et al., 2013

Риски доброкачественных и злокачественных опухолей головного мозга, слухового нерва

Ralph et al., 2013

Более высокие уровни ежедневных сбоев внимания

Thornton et al., 2014

"Простое присутствие" сотового телефона может привести к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с высокими когнитивными требованиями

Lepp et al., 2014

Положительная корреляция между использованием смартфона и беспокойством

Owens, J.A. et al., 2014

Задержка начала сна, сокращение ночного сна, прерывистый сон, дневная сонливость

Stothartet al., 2015

При выполнении задачи, требующей внимания, уведомления по мобильному телефону вызывают сбои в производительности, сходные по величине с активным использованием телефона

Barr et al., 2015

Большее использования смартфона коррелирует с более интуитивным и менее аналитическим мышлением

Moisala et al., 2016;

Lepp A et al., 2015;

Beland L.-P., 2015

При наличии раздражителей, отвлекающих внимание во время задачи постоянного внимания, "многозадачники" работают хуже и больше активности в правой префронтальной коре, отмечается снижение успеваемости

Cain et al., 2016

Связано с более низкой производительностью рабочей памяти и более низкими результатами стандартизированных тестов

(Следует провести прямые аналогии между смартфонами и иными ЭСО, особенно связанными с навигацией в Интернете).

2. Н.И. Хорсева, Ю.Г. Григорьев, П.Е. Григорьев. ОЦЕНКА ОПАСНОСТИ ЭМП МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ИТОГИ ЕДИНСТВЕННОГО В МИРЕ 14 – ЛЕТНЕГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

«Результаты комплексной диагностики указывают на мультивариантность возможного воздействия излучения мобильных телефонов на нервную систему детей и подростков:

- зарегистрировано увеличение времени простой слухо-моторной реакции (ПСМР) у детей-пользователей мобильными телефонами (МТ) по сравнению с контрольной группой и установлены закономерности их латеральных проявлений (регистрация испи- или контралатеральных эффектов может зависеть и от режима пользования МТ);

- впервые описаны эффекты увеличения числа нарушений фонематического восприятия и количества пропущенных сигналов [2], изменения параметров воспроизведения заданного ритма и индивидуальной минуты [4].

- зарегистрировано увеличение времени простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) у детей-пользователей мобильными телефонами (МТ) по сравнению с контрольной группой; установлены однонаправленные изменения показателей простых ПСМР и РЗМР при увеличении длительности пользования МТ. Мы полагаем, что этот факт может быть доказательством системной неблагоприятной реакции органов чувств на электромагнитное излучение мобильного телефона [2].

- в 39,7% случаев было зарегистрировано увеличение показателя утомляемости, причем в 30,3% случаев это увеличение было значительным. Показатели работоспособности снижались в 50,7% случаев. Для детей и подростков 7-11 летнего возраста (1364 измерения) только у 8,5% уровень сформированности мелкой моторики руки находятся в пределах возрастной нормы, что отражается на выполнении письменных работ, подчерке детей и подростков и может быть связано с использованием сенсорных экранов в современных гаджетах.

- выявлен дисбаланс в уровне сформированности произвольного внимания (ПВ) и смысловой памяти (СП): высокий уровень развития ПВ выявлен у 41,03% детей и подростков против 33,6% для СП, а дисгармоничный - для 21% (ПВ) и 36,25% (СП). Данный факт может свидетельствовать о том, что параметры СП для детей - пользователей мобильной связи снизились в бóльшей степени, чем для параметров ПВ»[54].



[1]      https://mosmetod.ru/files/Doshkolniki/ZOS_21.07.2020.pdf

[2]      https://eanews.ru/news/uchenyye-distant-podorval-zdorovye-detey_14-09-2020 ; https://newizv.ru/news/society/30-11-2020/elena-chekan-rasskazala-o-dannyh-o-vrede-zdorovyu-detey-ot-elektronnogo-obucheniya

[3]      https://mosmetod.ru/files/Doshkolniki/ZOS_21.07.2020.pdf

[4]      Причем, есть данные, что по этому поводу учителей вызывали на беседы с кураторами Управления образования, где напрямую обвиняли в плохой работе https://www.mk.ru/social/2020/12/01/rezultaty-koshmarnye-pedagogi-raskryli-istinnye-itogi-distanta.html

[5]      https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-okulomotornoy-aktivnosti-pri-chtenii-tekstov-s-razlichnyh-ustroystv-otobrazheniya-informatsii-u-detey-13-14-let

[6]      https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-raboty-na-pevm-s-raznymi-vidami-informatsii-na-psihofiziologicheskoe-sostoyanie-podrostkov/viewer

[7]      https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kompyutera-na-zdorovie-shkolnika

[8]      На труды М. Шпитцера часто ссылается в своих выступления также доктор А. Курпатов.

[9]      Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг. С.79.

[10]    Средства массовой информации и коммуникации.

[11]    Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг. С. 69, 144-145.

[12]   Шпитцер М. Там же. С. 22, 23.

[13]    Шпитцер М. Там же. С. 64, 65, 74, 93.

[14]    Шпитцер М. Там же. С. 167. Обратим внимание также на проведенные школьниками США протесты (2018 г.), в которых они выступали против принуждения к обучению на цифровых платформах. Внедрение методов обучения, которые оказывают негативное воздействие на учащихся и их возможности в образовании, является угрозой социальной стабильности. См. «Школьники Нью-Йорка вышли на протест против он-лайн платформы» // https://activityedu.ru/News/shkolniki-nyu-yorka-vyshli-na-protest-protiv-onlayn-platformy/

[15]    https://www.youtube.com/watch?v=bMIE8mfzJ0Y

[16]    https://ria.ru/20190502/1553227023.html

[17] Sigman A: Screen Dependency Disorders: a new challenge for child neurology. P. 4.

[18] Sigman A: Screen Dependency Disorders: a new challenge for child neurology. P. 5.

[19] Weinstein A., Lejoyeux M. New developments on the neurobiological and harmaco-genetic mechanisms underlying internet and videogame addiction. Am J Ad-dict.2015, 24: 117–125. doi: 10.1111/ajad.12110. См. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25864599/

[20] American   Psychiatric   Association.   Internet   Gaming   Disorder Fact Sheet. 2013.http://www.dsm5.org/Documents/Internet%20Gaming%20Disorder%20Fact%20Sheet.pdf

[21]    Шпитцер М. Там же. С. 23, 24.

[22]    Sigman A: Screen Dependency Disorders: a new challenge for child neurology. P. 2.

[23] Victoria L. Dunckley M.D. Gray Matters: Too Much Screen Time Damages the Brain. Neuroimaging research shows excessive screen time damages the brain// https://www.psychologytoday.com/intl/blog/mental-wealth/201402/gray-matters-too-much-screen-time-damages-the-brain

[24]    https://www.ejradiology.com/article/S0720-048X%2809%2900589-0/fulltext

[25]    https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0020708

[26]    https://www.ejradiology.com/article/S0720-048X%2813%2900073-9/fulltext

[27]    https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23328472/

[28]    https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0030253

[29]    https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0020708

[30]    https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0057831

[31]    https://www.ejradiology.com/article/S0720-048X%2813%2900073-9/fulltext

[32]    https://behavioralandbrainfunctions.biomedcentral.com/articles/10.1186/1744-9081-9-11

[33]    https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0053055

[34]    https://www.sciencedirect.com/journal/psychiatry-research-neuroimaging

[35]    https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0278584613001486

[36]    https://www.nature.com/articles/30498

[37]    https://www.nature.com/articles/tp201153

[38]    https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0010440X10000374?via%3Dihub

[39]    https://www.psychologytoday.com/intl/blog/mental-wealth/201402/gray-matters-too-much-screen-time-damages-the-brain

[40]    https://psychiatr.ru/download/4042?view=1&name=022-047.pdf С. 34.

[41]    https://psychiatr.ru/download/4042?view=1&name=022-047.pdf С. 34.

[42]    https://psychiatr.ru/download/4042?view=1&name=022-047.pdf С. 34.

[43]    https://psychiatr.ru/download/4042?view=1&name=022-047.pdf С. 34.

[44]    https://psychiatr.ru/download/4042?view=1&name=022-047.pdf С. 34-35.

[45]    https://psychiatr.ru/download/4042?view=1&name=022-047.pdf С. 32, 42.

[46]    Стрельникова Л. Цифровое слабоумие // Химия и жизнь, 2014, №12. https://hij.ru/read/issues/2014/december/5210/

[47]    https://www.ochki.com/articles/7003#Printcipialnoe_ustroistvo_VR_shlemov_i_predposylki_razvitiia_VAK

[48] https://4pda.ru/2015/03/19/209492/

[49]    https://4pda.to/2015/03/19/209492/

[50]    https://gameinonline.com/news/9182.html

[51]    https://optikahrustalik.ru/bolezni/ochki-virtualnoj-realnosti-vredno-li-dlya-glaz.html

[52]    https://hi-tech.mail.ru/review/VR_health_damage/

[53]    https://hi-tech.mail.ru/review/VR_health_damage/#a02

[54]    http://bioemf.ru/conf/conf2/KHORSEVA_NI.pdf


Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Цифровое образование # Электронная школа # Вред здоровью
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: