Нам регулярно поступают сообщения родителей школьников и дошкольников о принуждении к заполнению различных бланков согласий на обработку персональных данных (ОПД), социальных карт, анкет и прочих подобных документов, где предлагается сообщать личные сведения о ребенке и его семье, условиях жизни, согласии на -фото и видеосъемку без ограничений использования изображений, автоматизированным способом.
Напомним, что на нашем сайте уже есть инструкции для противодействия принудительному сбору ПД детей и семей
- ЗАЯВЛЕНИЕ ПРОТИВ СБОРА ИНФОРМАЦИИ О СЕМЬЕ
- ЕСЛИ В ШКОЛЕ И САДУ СОБИРАЮТ ИНФОРМАЦИЮ О СЕМЬЕ
В настоящее время вопрос возник в связи с формированием различных электронных баз, платформ, АИС и ЕИС типа «Траектория», а теперь еще проект «Подмосковный PRE-SCHOOL: стандарт детского сада», в рамках которого ПД детей предлагают разместить в неких мобильных приложениях и который после внедрения в Московской области, может быть распространен и по всей стране.
Почему мы считаем, что бездумная цифровизация ПД опасна? Потому что никто не дает гарантий сохранности, конфиденциальности предоставленных Вами сведений (или другой вариант, когда эти гарантии поверхностны, без четко обозначенных обязанностей образовательной организации), а также – использования ПД в интересах детей и семей, а не против их прав и законных интересов.
Кроме того, нет критериев «хорошего» или «плохого». Например, Вы уверены, что предоставленные сведения о Вашей семье свидетельствуют о благополучии и надлежащей заботе о ребенке, а в лице какого-либо должностного лица та же самая информация трактуется в противоположном значении, поскольку никаких критериев «хорошей» семьи не существует;
Любая информация может быть использована против Вашей семьи, в том числе – в противоправных, преступных целях, если адрес проживания, -фото или видеоизображения детей, например, попадут в распоряжение преступников.
Теперь к вопросам законности сбора таких сведений о семье. Здесь можно выделить два основных аспекта:
1) Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени предполагает запрет любых форм произвольного вмешательства в частную жизнь со стороны государства, а также гарантирует защиту со стороны государства от такого вмешательства третьих лиц (ст.ст. 23, 24 Конституции РФ).
Под частной жизнью закон понимает физическую и духовную сферы, которые контролируются самим человеком, и которые свободны от внешнего воздействия, то есть это семейная и бытовая сфера гражданина, сфера его общения, отношение к религии, внеслужебные занятия, увлечения и иные сферы отношений, которым сам человек не желает придавать гласность, если этого не требует закон.
Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимущественные отношения, существующие в семье, а также любые другие, непосредственно касающиеся Вашей семьи, сведения.
Содержание права на личную и семейную тайну - это и есть Ваши узаконенные возможности требовать неразглашения соответствующих сведений и правомочия распоряжаться соответствующей информацией по своему усмотрению.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 №152-ФЗ персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.
Регламентация Конституцией РФ уважения к личности, ее достоинству на основе создания и соблюдения правовых норм, направленных на защиту прав и интересов человека и гражданина, в частности права на неприкосновенность частной жизни, коррелирует с положением ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ «О персональных данных» о том, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
Часть 1 статьи 38 Конституции РФ регламентирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Таким образом, сбор персональных данных без согласия субъекта персональных данных, с целью, не отвечающей его интересам, является противоправным деянием и не может быть узаконен для госорганов и образовательных организаций Российской Федерации в отношении собственных граждан.
Кроме того, на основании пунктов 1,2,4 и 5 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и предписывающей соблюдение конфиденциальности информации.
Пункт 8 статьи 9 указанного Федерального закона гласит: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».
Согласно пункту 9 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных».
В пунктах 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано о том, что обладатель информации вправе «разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами».
Персональные данные включенного в единую базу несовершеннолетнего ребенка при распространении посредством публикации на различных электронных сервисах и платформах, предполагают доступ к персональным данным ребенка неограниченного круга лиц.
При этом персональные данные ребенка будут одновременно являться и информацией, которая относится лично к нему, т.е. к таким сведениям, доступ к которым допускается только с письменного согласия гражданина (пункты 3, 4 статьи 6, пункты 1, 2, 4 и 5 статьи 9 ФЗ-149, пункт 1 статьи 8 ФЗ-152).
Кроме того, необходимо иметь ввиду, что положениями статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ предусмотрен запрет на объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. При этом обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
2) Согласие на -фото и -видеосъемку, сбор биометрических ПД может быть только добровольным
Сбор, хранение и прочие манипуляции с персональными данными воспитанников, осуществляемые в рамках проекта «Подмосковный PRE-SCHOOL: стандарт детского сада» как с помощью различных средств автоматизации персональных данных, так и с помощью специально разработанных мобильных приложений, недопустимы без добровольного согласия родителей.
Законодательство РФ защищает граждан от произвольного использования их биометрических персональных данных.
Изображения граждан могут использоваться только с согласия соответствующего субъекта персональных данных (п. 1 ст. 152.1 Гражданского кодекса, ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных"). Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина, в том числе его фотографий, видеозаписей и произведений искусства, в (на) которых он изображен, допускаются только с согласия этого гражданина. Исключениями, то есть когда не требуется согласие, являются случаи использования изображения: в государственных, общественных или иных публичных интересах; полученного при съемке в местах, открытых для свободного посещения или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и т. д.), если такое изображение не является при этом основным объектом использования, полученного при позировании гражданина за плату (п. 1 ст. 152.1 ГК РФ). Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «О персональных данных» «Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи».
В части 2 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» речь идет о том, что обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных только в ряде случаев. Эти случаи регулируются законодательством РФ об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством, о порядке выезда и въезда в РФ, о гражданстве РФ. То есть обработка биометрических персональных данных без согласия субъекта персональных данных возможна только в случаях, прямо предусмотренных законом и тогда, когда это необходимо в целях безопасности государства или защиты жизни и здоровья граждан, поэтому, разумеется, ни один детский сад не относится к операторам персональных данных, которые вправе требовать биометрические данные без согласия субъекта персональных данных.
Еще раз обращаем внимание родителей и на тот факт, что для целей получения образования эти социальные сведения явно избыточны, поскольку всю необходимую информацию для зачисления и обучения Вы предоставили при поступлении в образовательную организацию.
Мы напоминаем, что ограничение прав обучающихся, так же, как и любая дискриминация, недопустимы. И закон защищает нас от этого, наделяя обучающихся и их родителей правами и возлагая соответствующие обязанности на образовательные организации.
Часть 1 статьи 43 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на образование, при этом в силу части 4 настоящей статьи основное общее образование обязательно.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, «Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования».
Пунктом 7 части 1 указанной статьи предусмотрено, что свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.
В силу п.3 ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Таким образом, в своей деятельности образовательные организации обязаны руководствоваться указанными положениями закона.
Поскольку родителям не разъяснены их права отказа от предоставления личных сведений, то указанные действия со стороны образовательных организаций нами были квалифицированы как принуждение к обработке персональных данных детей и семьи в целом.
Как защититься от принудительного сбора и обработки ПД в электронных системах, АИС, ЕИС, мобильных приложениях?:
- отказаться от ОПД автоматизированным способом
- отказаться от сбора биометрических ПД
- отказаться от сбора сведений о семье
- отказаться от сбора сведений о ребенке в автоматизированной системе, направленной на формирование индивидуальной траектории ___СКАЧАТЬ образец «Заявление об отказе от регистрации в системе индивидуальной траектории».
Кроме того, мы направляли несколько запросов в Минпросвещения РФ и др. госорганы с целью подтвердить, что принудительный сбор ПД в рамках проекта «Подмосковный PRE-SCHOOL: стандарт детского сада» недопустим. Ниже прикрепляем документ, где Министерство образования Московской области сообщает, что фото и видеосъемка в ДОО осуществляется только в случаях, предусмотренных законом, или по согласованию с родителями (законными представителями) и персоналом (при наличии письменного согласия на обработку персональных данных). В случае отказа родителя данные ребёнка не могут быть использованы для размещения в мобильном приложении.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: