В наш адрес поступает множество обращений от родителей обеспокоенных невозможностью отправить детей на летний отдых в лагерь без обязательной регистрации в какой-либо ГИС или ЕГИССО, что сопряжено с нарушением предусмотренных законом прав на выбор оказания государственной (муниципальной) услуги в традиционной (неэлектронной) форме и на добровольное согласие на обработку персональных данных автоматизированным способом.
В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...». Часть 1 статьи 38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:
по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления;
по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;
по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления;
по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Таким образом, организуя детский летний оздоровительный отдых, наше государство выражает на практике заботу о детях.
Между тем, принуждение к регистрации в ГИС и обработке персональных автоматизированным способом для того, чтобы воспользоваться возможностью отдохнуть в летнем детском лагере, противоречит конституционным гарантиям и положениям федерального законодательства.
Статьей 18 Конституции РФ регламентировано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти…».
В соответствии с частью 1 статьи 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрено, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования».
Принуждение к госуслугам в электронной форме недопустимо, как недопустимо и принуждение к согласию на обработку персональных данных автоматизированным способом, поскольку это не предусмотрено законом. Кроме того, в п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" сказано, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг не только в электронной форме, но и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме. Для организации отдыха детей не установлена электронная форма доступа к госуслуге, как единственно возможная для реализации права ребенка на отдых в такой организации.
Также стоит отметить, что ни одним федеральным законом не установлена обязательная регистрация на портале госуслуг в качестве основного условия получения государственных гарантий и реализации своих прав. Напротив, законодательством установлена добровольность регистрации на портале госуслуг. согласно ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" единый портал госуслуг (далее – ЕПГУ) является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о соответствующих услугах. В соответствии с п. 9 Положения о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее – Положение) предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием ЕПГУ осуществляется в отношении заявителей, прошедших процедуру регистрации и авторизации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее – ЕСИА). При этом доступ с использованием ЕПГУ к информации, которая носит конфиденциальный характер, предоставляется как заявителям, зарегистрировавшимся в ЕСИА, так и тем из них, кто прошел процедуру регистрации на ЕПГУ. При этом регистрация на ЕПГУ осуществляется с использованием номера мобильного телефона. В то же время при регистрации заявителя на ЕПГУ внесение сведений о заявителе в регистр физических лиц ЕСИА не осуществляется (подп. 9.1-9.2 Положения). Таким образом, регистрация заявителей на ЕПГУ осуществляется на основании добровольного волеизъявления данных лиц, а не принудительного, под угрозой лишения прав. Тогда как лишение граждан гарантированных им государством прав в связи с отсутствием регистрации на указанном портале, недопустимо.
Кроме того, необходимо иметь ввиду, что несмотря на наличие у органов местного самоуправления расширенных полномочий, тем не менее, федеральное законодательство продолжает действовать, и продолжает действовать принцип иерархии правоприменения: в случае противоречия местного законодательства федеральному, действует, конечно, федеральное. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также указы глав регионов или муниципальных образований не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции России).
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации (в том числе указом мэров и губернаторов), действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции России).
Поэтому мы спросили Минпросвещения РФ в официальном запросе: возможно ли оформление документов на отдых в летнем детском лагере на основании заявления и необходимых документов, представленных родителями в традиционной, неэлектронной форме? Каковы основания для отказа родителям в приеме документов для организации летнего детского отдыха в лагере?
Нам ответили, что согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в Российской Федерации» обеспечение организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Поскольку к нам обращаются родители из разных регионов, имеет смысл выяснять, каким образом осуществляется правовое регулирование в каждом конкретном регионе, где проживает обратившаяся семья, поэтому предлагаем Вам алгоритм действий в случае невозможности отправить ребенка в летний лагерь без регистрации в ГИС:
1. подать жалобу в местный департамент/комитет/министерство образования и местному уполномоченному по защите прав ребенка о невозможности отправить ребенка на летний отдых в связи с оказанием данной услуги исключительно в электронной форме;
СКАЧАТЬ >>> Образец жалобы на незаконный отказ в обеспечении ребенка летним отдыхе в детском лагере.
2. подать такую жалобу в прокуратуру.
СКАЧАТЬ >>> Образец заявления в прокуратуру.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" обращения родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, направляемые в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы указанных органов на эти обращения по требованию заявителя подлежат размещению на официальных сайтах этих органов в сети "Интернет".
Размещенные на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети "Интернет" обращения и ответы на эти обращения не должны содержать персональные данные заявителей и детей.
Законодательством субъекта Российской Федерации могут устанавливаться положения, предусматривающие сокращенные сроки рассмотрения обращений родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, а также иные положения, дополняющие гарантии права граждан на обращение, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Для ускорения рассмотрения жалобы в прокуратуре можно прийти на личный прием с распечатанной жалобой, а не сдавать ее в канцелярию и не отправлять почтой (или даже в электронном виде).
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: