Как повлияет изменение размера госпошлин на защиту родительских прав?

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

23 июля 2024 года в третьем чтении был принят один из самых неоднозначных, по нашему мнению, законов (законопроект № 577665-8) о внесении в Налоговый кодекс РФ поправок. Неоднозначным по отношению к гражданам этот законопроект является в части увеличения госпошлин для гражданских, административных и арбитражных дел, рассматриваемых Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями и арбитражными судами.

Так, после принятия поправок, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, искового заявления неимущественного характера размер пошлины для физлиц составит 3 тыс. руб. (вместо 300 руб.), для юрлиц он повысится почти в три раза – с 6 тыс. до 20 тыс. руб.

Увеличение размера госпошлин коснется и подачи апелляционных, даже частных жалоб и кассационных жалоб: для физических лиц – вместо 150 руб. увеличение до 3 тыс. руб.

В своей работе в области защиты прав семей мы чаще всего сталкиваемся со следующими видами судопроизводств:

- подача заявлений по оспариванию постановлений о привлечении к административной ответственности в рамках КоАП РФ (госпошлина не взимается при подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении по п. 5 ст. 30.2 КоАП РФ);

- исковые заявления о восстановлении родительских прав после ограничения/лишения. В этом случае госпошлина тоже не уплачивается, поскольку обращение в суд с требованиями, связанными с защитой прав и законных интересов ребенка, во всех случаях является основанием для освобождения истцов (заявителей) от уплаты государственной пошлины в силу положений п. 15 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ. Исковое заявление о восстановлении родительских прав госпошлиной не облагается (пп. 15 п. 1 ст. 333.36 НК РФ; Обзор, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011).

Какие основные сложности после вступления в силу «закона о госпошлинах» могут возникнуть?

1) Подача административных исков об оспаривании постановлений госорганов. В нашей практике – это в основном, постановления КДН.

Да, в этом случае можно попробовать сослаться на положения п. 15 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ для освобождения от уплаты госпошлины, однако суды могут и отказать, поскольку вопрос освобождения от госпошлины в данном случае будет отдан на усмотрение суда.

По общему правилу требование об уплате государственной пошлины по спорам, связанным с воспитанием детей, является незаконным, поскольку эти споры относятся к делам о защите прав ребенка и пошлиной не облагаются, что вытекает из положений п. 15 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ("Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011). Однако если в оспариваемом постановлении речь идет о последствиях привлечения к ответственности именно родителей, то суд может и указать на необходимость уплатить госпошлину для рассмотрения административного иска.

2) Взыскание госпошлины с ответчика после ограничения/лишения родительских прав.

Несмотря на то, что исковое заявление органа опеки и попечительства подлежит принятию к производству без уплаты госпошлины, поскольку госорганы ее не уплачивают, оно в любом случае содержит в себе требования как неимущественного характера (требование о лишении/ограничении родительских прав), так и требование имущественного характера (требование о взыскании алиментов). Если суд удовлетворяет вышеуказанный иск, то с ответчиков взыскиваются одновременно и алименты, и сумма госпошлины в местный бюджет. При этом суды руководствуются следующими нормами. По смыслу ч.1 ст.103 ГПК РФ и пп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ государственная пошлина взыскивается с ответчика исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобождён от уплаты государственной пошлины (например, см. решение № 2-125/2020 2-125/2020~М-167/2020 М-167/2020 от 29 мая 2020 г. по делу № 2-125/2020).

Даже если истец (орган опеки и попечительства) имущественные требования не заявит, то суд в любом случае разрешит вопрос о взыскании алиментов. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44 “О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав” Ограничение или лишение родительских прав не освобождает родителя от обязанности содержать своего ребенка (пункт 2 статьи 74, пункт 2 статьи 71 СК РФ). С учетом этого при рассмотрении дела об ограничении или о лишении родительских прав суд решает также и вопрос о взыскании алиментов на ребенка, независимо от того, предъявлен ли такой иск (пункт 5 статьи 73, пункт 3 статьи 70 СК РФ).

Таким образом, в вышеуказанных ситуациях, исходя из нашей практики, родители могут столкнуться с негативными последствиями в виде увеличения суммы госпошлины.

В связи с тем, что граждане России вправе рассчитывать на беспрепятственный доступ к правосудию, разрешение дела судом без неоправданных задержек в разумный срок, исходя из положений статей 46 (часть 1) и 47 (часть 1) Конституции РФ во взаимосвязи со статьями 19, 121 и 128 Конституции РФ, от имени ОУЗС мы решили обратиться в Верховный Суд РФ для обеспечения более широкого и повсеместного применения судами положений п. 15 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", чтобы родители во всяком случае могли бы восстановить свои права.

ВСЕ ТАК ЖЕ МОГУТ НАПРАВИТЬ ОБРАЩЕНИЯ ОТ СВОЕГО ИМЕНИ В ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ. ВОТ ОБРАЗЕЦ

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Суд # Верховный суд
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: