Когда невозможно отказаться от ОПД?

Вы часто задаете нам вопрос: «можно ли отказаться от ОПД?» в той или иной ситуации.
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Настоящей заметкой мы хотели бы разъяснить вопрос о том, когда Вы вправе отказаться от ОПД, а когда от ОПД отказываться нецелесообразно.

Государственные (муниципальные) услуги в деятельности органов государственного и муниципального управления непосредственно связаны с осуществлением гарантированных Конституцией РФ прав граждан, необходимостью учета социальных нужд населения, направленной на удовлетворение тех или иных потребностей людей в разных сферах, наконец - стремлением к созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь.

Поэтому Ваше право на получение той или иной госуслуги возникает на различных основаниях, связанных с Вашей личностью или особенностями Вашей жизни, оно не может быть ограничено по формальным основаниям.

Вместе с тем, мы неоднократно разъясняли, что анонимно мы в правоотношения не вступаем, а действуем от своего имени. Вы обращаетесь в госорган и предоставляете паспорт/свидетельство о рождении ребенка – документы, которые подтверждают Вашу личность или личность Вашего ребенка. А эти действия – уже обработка персональных данных.

В соответствии со ст. 19 Гражданского кодекса РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Отсюда следует недопустимость отказа от ОПД тотально, поскольку предъявляя свои документы, Вы уже инициировали обработку персональных данных.

И это обстоятельство не является нарушением Ваших прав в силу вышеуказанного положения ст. 19 ГК Р.

Таким образом, сама по себе обработка персональных данных не является чем-то противоправным или невыгодным с т.зр. законных интересов, она представляет из себя комплекс необходимых действий для вступления в какие-либо правоотношения.

Другое дело – способ обработки персональных данных.

В нашей деятельности мы руководствуемся рекомендациями по получению госуслуг в традиционной форме на бумажном носителе, а от электронной формы рекомендуем воздержаться в связи с отсутствием гарантий соблюдения прав и законных интересов заявителей при автоматизированной ОПД (опасность утечки и хищения данных, незаконное межведомственное взаимодействие, создание различных «индивидуальных траекторий», которым гражданин вынужден следовать, даже если не желает или это не в его интересах).

Таким образом, при принятии решения о согласии или об отказе от ОПД, мы исходим из того, каким способом будет произведена ОПД и при каких условиях.

Если мы выбираем традиционную форму обращения за госуслугой, обращаемся лично, то есть оказание услуги происходит в традиционной форме на бумажном носителе, то и ОПД должна быть произведена на бумажном носителе, и нарушением Ваших прав такая ОПД не является, а напротив, является необходимой, как уже было сказано выше.

Но если мы обращаемся за получением госуслуги в электронной форме, то независимо от согласия или отказа от ОПД, должны осознавать риски цифровизации (опасность утечки и хищения данных, незаконное межведомственное взаимодействие, создание различных «индивидуальных траекторий»). При этом даже если Вы откажетесь от ОПД, госорган может не принять во внимание Ваш отказ, сославшись на то, что в данном случае ОПД производится без согласия гражданина.

Итак, когда допускается ОПД, в том числе - без согласия субъекта ПД?

Согласно ч. 1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 

Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:


1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;

3.1) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);

4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

9.1) обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных" и Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанными федеральными законами;

10) утратил силу с 1 марта 2021 года. - Федеральный закон от 30.12.2020 N 519-ФЗ;

11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Прежде всего, следует разъяснить положения пункта 4 настоящей статьи.

Именно с разъяснения вопроса о получении госуслуг началась данная заметка.

В пункте 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» идет речь о ситуациях, когда субъект инициативно, вследствие необходимости реализации того или иного права (например, получение пособий) или исполнения возложенной на него обязанности (например, получение паспорта) предоставляет свои персональные данные оператору. Это могут самые разные жизненные ситуации: участие в выборах, трудоустройство, постановка на воинский учет, постановка на очередь в детский сад и тд.        

А что означает фраза о том, что ОПД может быть произведена, если предусмотрена законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей?

Для понимания этого положения приведем другой жизненный пример.

В письме ФНП (Федеральной нотариальной палаты) от 23 декабря 2011 года N 2515/07-17 "О применении ряда положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" порядок применение указанной выше нормы рассматривается на примере обработки ПД, осуществляемой нотариусом. В указанном письме отмечается, что обработка ПД нотариусом осуществляется в обязательном порядке при установлении личности обратившегося для совершения нотариального действия лица согласно ст.42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11 февраля 1993 года N 4462-1 (далее по тексту - Основы законодательства РФ о нотариате), внесении записей в реестр при регистрации нотариального действия. Невозможность (в силу непредоставления гражданином документов) выполнения нотариусом указанных действий является основанием для отказа гражданину в совершении нотариального действия в соответствии со ст.48 Основ законодательства РФ о нотариате. Учитывая изложенное, действия нотариуса по обработке ПД обратившегося гражданина осуществляются в целях выполнения возложенных законодательством РФ на нотариуса полномочий, что соответственно не требует согласия этого гражданина на обработку его ПД.

Что касается положения рассматриваемого пункта 4 части 1 статьи 6 ФЗ № 152-ФЗ в части регистрации субъекта на портале госуслуг, то как было разъяснено выше, если субъект ПД принимает решение обратиться за получением той или иной госуслуги в электронной форме, а не в традиционной, то он принимает на себя все риски цифровизации данных и автоматически обязуется следовать правилам оказания электронных госуслуг, включая согласие на ОПД.

Таким образом, при получении госуслуг или обращении в различные госорганы и учреждения, мы должны руководствоваться способом ОПД и условиями обработки, а не воспринимать бланк согласия на ОПД как нечто противозаконное априори.

Если способ ОПД традиционный, на бумажном носителе, при этом не содержит условий о трансграничной передаче ПД, или передаче третьим лицам, непосредственно не связанным с целями обработки, то такая ОПД не затрагивает Ваши права и законные интересы.

Для минимизации рисков нарушения прав и законных интересов при ОПД мы рекомендуем обращаться в различные госорганы и учреждения в традиционной, а не в электронной форме, путем обмена традиционными документами на бумажном носителе.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ОПД
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: