Департамент здравоохранения г. Москвы выпустил 20 декабря 2023 г. Приказ № 1241 «О тиражировании проекта по проведению аудиоконтроля амбулаторного приема врача в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому и детскому населению» (далее - Приказ).
Данным Приказом утвержден алгоритм и критерии оценки приема врача, а также предусмотрено внедрение аудиоконтроля приема врача во всех медорганизациях госсистемы здравоохранения Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому и детскому населению, за исключением учреждений здравоохранения, оказывающих помощь по профилю "Стоматология".
Согласно Приказу должно быть обеспечено:
- «размещение во вверенных медорганизациях информации для посетителей о проведении обезличенной аудиозаписи при посещении врача в целях повышения качества и безопасности ведения амбулаторного приема» (п. 3.4.).
По Приказу должны проводиться:
- «оценка аудиозаписей амбулаторных приемов на основании параметров и критериев оценки качества ведения амбулаторного приема (п. 4.2.)
- «мониторинг динамики оценки обезличенных аудиозаписей амбулаторного приема в разрезе каждой медицинской организации...» (п. 4.3.)
Приказ является и этически, и юридически дефектным. Кроме того, полагаем, его цели не соответствуют формально заявленным.
1. С юридической точки зрения в Приказе речь идет об обработке персональных (причем, наиболее чувствительных) данных - о здоровье человека.
По ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" любые виды обработки такой специальной категории персональных данных как информация о здоровье (включая обезличивание данных) возможны только с письменного согласия человека (ст. 10).
Между тем, Приказ обязывает внедрять аудиозапись приема пациента и дальнейшую обработку данных (на соответствие проведенного приема принятым алгоритмам), абсолютно игнорируя упомянутые положения федерального закона, а также нормы ст. 23 Конституции РФ, согласно ч. 1 которой «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну» и ст. 24 Конституции РФ, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
Аргумент инициаторов данного проекта о том, что мониторятся «обезличенные данные», несостоятелен.
С целом указание на обезличенные данные в Приказе выглядит нелепо, поскольку в самом алгоритме ведения амбулаторного приема, утвержденном Приказом, прямо сказано, что первым делом на приеме врача идет «Установление контакта с пациентом, идентификация пациента». В частности, отмечено следующее: «Устанавливать контакт с пациентом и проводить его идентификацию следует уже после того, как ЭМК [электронная медкарта] открыта и начат прием, так ценная информация от пациента точно попадет в протокол осмотра». Кроме того, врач должен по алгоритму обращаться по имени отчеству. Использование слов «девушка, женщина, молодой человек, мужчина» запрещено (что само по себе удивляет, особенно в свете поворота России к защите традиционных ценностей, включая разделение людей на два пола).
С учетом того, что планируется аудиозапись всего приема, очевидно, личные данные, идентифицирующие пациента, попадут в эту аудиозапись, причем, судя по всему, несколько раз в течение приема.
Но даже если кто-то из чиновников пообещает затирать на аудиозаписи личное обращение врача к пациенту (а этот механизм не прописан в Приказе), понятно, что сопоставление записи с данными о времени приема и ФИО записанного пациента элементарно позволит вычислить человека.
Следует учитывать, что даже «обезличенные» персональные данные — это все равно персональные данные.
По закону «обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных». Таким образом, обезличивание прямо предполагает возможность деобезличивания (путем сопоставления данных).
При этом согласно ст. 137 Уголовного кодекса РФ «незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия» является уголовно наказуемым деянием. А будучи совершенным лицом с использованием своего служебного положения может влечь наказание вплоть до четырех лет лишения свободы.
На что толкают врачей Москвы?
2. Удивляет и обоснование Приказа. Как отмечено в документе, он принят «с учетом положительных результатов проведенного пилотного проекта по ведению аудиозаписей амбулаторных приемов» в отдельных ГБУЗ Москвы.
При этом имеется ссылка на приказ Депздрава Москвы от 23 октября 2023 г. № 1035 "О проведении пилотного проекта по внедрению инструмента "аудиоконтроля амбулаторного приема врача" в ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" и ГБУЗ "ГП N 109 ДЗМ".
Ни текста Приказа № 1035, ни документа об итогах его реализации не обнаружить в публичных источниках. Во-первых, это само по себе ставит под вопрос объявленную «успешность» пилотного проекта. Во-вторых, как видно по дате Приказа № 1035 о проведении пилотного проекта, он был запущен в ОКТЯБРЕ 2023 года. А уже в декабре выпущен новый Приказ, который гласит об эффективности пилотного проекта. С учетом времени хотя бы символически необходимого для «подведения итогов» эксперимента можно сделать вывод, что «эксперимент» проведен за ОДИН месяц. Говорить о возможности полноценных экспериментов (да еще с учетом мнения общественности) в такие сроки не приходится. С общественностью, кстати, этот проект вообще не обсуждался: поставили перед фактом об «успешности пилота» и точка. Хотя Президент всегда призывал обсуждать с народом проекты по чувствительным вопросам.
Очевидно, «пилотный» проект был формальным прикрытием продвижения более глобального добровольно-принудительного эксперимента по сбору аудио-данных о медицинских приемах размером в столицу.
3. В качестве цели Приказа объявлено достижение «удовлетворенности населения при получении медицинских услуг». Такая цель, очевидно, не будет достигнута, поскольку создаются условия для нарушения правил обработки персональных данных граждан, нарушения врачебной тайны и для утечки личной детальной информации о состоянии здоровья.
Разговоры о «полной защите» персональных данных выглядят смешными на фоне постоянных утечек. В результате утечек в 2023 в открытый доступ попали 300 млн записей, по данным РКН. И это только официальная информация. Так что можно не сомневаться, «благодаря» московским инновациям детали информации об анализах и болезнях москвичей могут стать предметом и хорошим подспорьем для угроз, в делах шантажа, мошенничества и прочих преступлений.
4. Отметим главное. Этот Приказ показатель пренебрежительного, уничижительного отношения к медикам страны. О каком уважении к врачу может идти речь, если мы опускаемся до регулирования конкретных выражений человека (причем, даже вполне адекватных)? По алгоритму «Не рекомендуется завершать прием следующими фразами и формулировками: "Выздоравливайте!", "Не болейте" и тому подобное». Это что же — пожелать выздоровления нельзя? Примечательно, что запрещено критиковать руководство. Судя по Приказу, любая личная благая инициатива врача или особый подход к лечению, не соответствующий заданным алгоритмам, должны уйти в прошлое. Мы наблюдаем движение к роботизации врачебной помощи в целом.
Аналогичные процессы обнаруживаем в сфере оказания госуслуг (постепенное уничтожение традиционного формата их оказания в пользу исключительно цифрового), в образовании (нормативно закрепляются планы по проверке заданий учащихся искусственным интеллектом, детей и родителей добровольно-принудительно загоняют на цифровые платформы типа «Сферум» и т.п.). По приказу Минцифры у 100% граждан должны к 2030 г. появится цифровые профили в образовании и цифровые медкарты в здравоохранении.
Все это напоминает о реализации в России проекта Всемирного банка по тотальной цифровизации всех сфер жизнедеятельности. Кому-то за рубежом очень нужно, чтобы Россия со всем ее населением была «абсолютно прозрачна». Будет ли это полезно России и ее гражданам? Отнюдь.
К сожалению, до сих пор, несмотря на СВО, у нас продвигается вполне глобалистский проект, имеющий целью тотальный цифровой контроль за людьми, хотя он и преподносится для наивных под разными благими соусами (удобства и борьбы за технологическое лидерство в мире). Просто напомним, что Всемирный банк прямо указывает России в своем докладе «Конкуренция в цифровую эпоху...» следующее:
«Для достижения существенного прогресса правительству необходимо будет решить следующие взаимосвязанные задачи: ...
- внедрить подход «правительство как платформа» …
- принять руководящие принципы проектирования цифровых услуг, включая ... «цифровые по умолчанию»
- определить как приоритет цифровую трансформацию сферы образования, здравоохранения ..., в том числе путем использования технологий аналитики больших данных и искусственного интеллекта...».
А ведь мы не обнаруживаем в Приказе никаких исключений даже для детей. Под угрозой все население столицы.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400) достижение цели обеспечения информационной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение, в частности, следующих задач: снижение до минимально возможного уровня количества утечек информации ограниченного доступа и персональных данных, а также уменьшение количества нарушений установленных российским законодательством требований по защите такой информации и персональных данных; обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, в том числе с использованием информационных технологий (подпункты 6, 8 пункта 57).
Напомним и про Поручение Президента Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года, в котором сказано: «В целях повышения информационной безопасности государственных информационных систем в Российской Федерации и защищённости персональных данных граждан Российской Федерации обеспечьте внесение изменений в федеральные законы, предусмотрев следующие принципы обработки данных в государственных информационных системах:
минимизацию состава обрабатываемых персональных данных, необходимых для решения возлагаемых на информационные системы задач...».
Как видно, московские новшества игнорируют и поручение Президента, и Стратегию нацбезопасности, утв. Президентом, создавая почву для нарушения Конституции РФ, федерального законодательства и для массовых утечек чувствительных данных граждан. Правоохранительным структурам стоит вмешаться в ситуацию и помочь свернуть опасный эксперимент.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: