Комментарий к письму Комобра от 26.02.2024 по вопросу обязательной регистрации в КАИС

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Как указывает Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, в соответствии с п. 8 Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 года N 1993-р, государственные услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» предоставляются в электронном виде.

То есть из содержания данного письма усматривается, что Комитет ссылается на фактическую невозможность обеспечить функционирование системы образования без ГИС и электронных госуслуг.

Однако следует помнить, что:

- во-первых, федеральным законом не установлены электронные формы получения всех услуг, в частности – муниципальных услуг и госуслуг в сфере образования, как и оформление всей необходимой сопутствующей документации. Указанное право на выбор формы госуслуг корреспондируется обязанности органа, предоставляющего государственные или муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в форме по выбору заявителя (см. пункты статей 4, 5 и 6 Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Ссылки на распоряжения Правительства РФ от 17 декабря 2009 года N 1993-р и от 25 апреля 2011 г. № 729-р в части обоснования обязательного ведения учета успеваемости (журнала и дневника) в электронной форме, несостоятельны, поскольку данная электронная форма не установлена федеральным законодательством в качестве единственной для осуществления услуг по ведению учета успеваемости и прочих услуг в сфере образования.

- Во-вторых, законодательством РФ предусмотрено право на выбор формы госуслуги и исключительно добровольная регистрация на портале госуслуг, при этом принцип добровольности исключает правомерность ограничения или лишения прав тех граждан, которые не хотят или не могут получать электронные госуслуги;

- в-третьих, (и это, пожалуй, главный пункт) реализация гарантированных гражданину Конституцией РФ прав на образование не предполагает таких обязательных условий, как регистрация в ГИС, согласие на обработку персональных данных исключительно автоматизированным способом, ведение «цифрового следа», напротив - право на равный и беспрепятственный доступ к общему образованию гарантировано ч. 1 ст. 43 Конституции РФ.

Конечно, тут еще нужно

добавить, что безальтернативное внесение сведений в ГИС, принуждение к получению госуслуг в электронной форме существенно нарушают права граждан в части распоряжения своими персональными данными.

Безальтернативная автоматизированная обработка персональных данных путем внесения в централизованные цифровые базы сведений о результате оказания услуги и о конкретном ребенке, прямо противоречит части 1 статьи 24 Конституции РФ, согласно которой «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Поэтому принуждение к обработке персональных данных автоматизированным способом, тем более – под угрозой лишения прав и конституционных гарантий, законом не предусмотрено.

Таким образом, мы вправе выбирать форму госуслуг и способ обработки наших персональных данных для реализации вышеуказанных прав и отстаивания наших законных интересов.

Что касается наличия у родителей права на выбор формы учета успеваемости, то неоднократно в ответ на наши запросы Департамент цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ разъяснял, что поскольку в соответствии с пунктом 10 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанностью образовательной организации является осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, но обязательной формы учета (электронной или бумажной) закон не предписывает и не обязывает по каждому из учеников вести одновременно и электронный, и бумажный учет успеваемости, то в отношении тех учеников, чьи родители подали заявление на ведение учета успеваемости в электронном виде, учитель обязан вести электронный журнал и дневник, а в отношении тех учеников, чьи родители не подали или отозвали заявление на ведение учета в электронном формате, учитель обязан вести бумажный журнал и дневник.

Скачать официальные ответы госорганов по вопросу организации учета успеваемости в бумажной форме, а также ознакомиться с алгоритмом отказа от автоматизированной обработки персональных данных, можно по этим ссылкам:

Пошаговый Алгоритм отказа от АОПД, электронных госуслуг в сфере образования, электронного журнала и дневника в ШКОЛЕ

Как отказаться от электронного дневника / журнала и потребовать бумажные?

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Санкт-Петербург # Комитет по образованию # КАИС
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: