Тема реорганизации школ и присоединения «слабых» или малочисленных к «сильным» и успешным, в настоящее время является актуальной, в связи с чем, предлагаем ознакомиться с порядком реорганизации или ликвидации школ/детских садов.
Любое образовательное учреждение является юридическим лицом (т.е. организацией, которая имеет закрепленное за собой имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам), а соответственно законодательством РФ предусмотрена процедура создания и ликвидации юридического лица. Существует две формы прекращения деятельности образовательного учреждения – реорганизация и ликвидация. Реорганизация может быть в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.
Решение о реорганизации или ликвидации образовательного учреждения принимается учредителем этой организации. Если это бюджетная организация, то решение принимает муниципалитет, который и является ее учредителем на основании Устава.
Если же школа принадлежит частным лицам, то такое решение принимает собственник — это организации.
Ликвидация образовательного учреждения также может быть принудительной, на основании вступившего в законную силу судебного решения.
В соответствии с п. 11 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» орган местного самоуправления принимает решение о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации на основании положительного заключения комиссии, по оценке последствий такого решения.
До принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации создается комиссия по оценке последствий принятия такого решения, а также подготавливается Заключение по вопросу реорганизации бюджетного образовательного учреждения.
Заключение составляется в соответствии с Приказом Министерства образования соответствующего региона «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации», а также на основании решения комиссии по оценке последствии принятия решения о реорганизации конкретной образовательной организации.
Заключение состоит из блоков:
1 Оценка необходимости и целесообразности реорганизации образовательной организации.
2.Финансово-экономическое обоснование намеченных изменений.
3. Оценка социально-экономических последствий реорганизации.
4. Оценка доступности предоставления услуг населению реорганизуемой организацией.
5. Оценка влияния реорганизации на штатную численность работников реорганизованной образовательной организации.
По результатам оценки всех упомянутых критериев комиссия дает положительное или отрицательное заключение о возможности принятия решения о реорганизации образовательной организации.
Обычно в качестве цели объединения школ продекларировано обеспечение потребности в доступном качественном образовании в непосредственной близости от места проживания, а также:
- обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования;
- бесстрессовый переход детей из дошкольной группы в 1 класс той же школы;
- внедрение широкого спектра образовательных программ;
- ликвидация в школе 2ой смены, увеличение кружков;
- наличие нескольких учителей-предметников;
- полноценная нагрузка педагогов в 1 школе;
- освобождение от лишнего административного персонала;
- эффективное использование экономических и финансовых ресурсов для оснащения каждого здания школы высокотехнологичным оборудованием.
Для реализации проекта, в целях предупреждения «бунта» родительской общественности, обычно проводится предварительное обсуждение с педагогами и родительской общественностью в каждой образовательной организации. Довольно часто на местах «обсуждения» с родительской общественностью проводятся формально, «для галочки». В школах и детских садах не проводятся общешкольные (общие) собрания на тему объединения школ и детских садов, например, собрания проводятся только с представителями родительских комитетов классов, что не составляет большинство родительской общественности школ.
Вот именно в этот момент необходимо создание сплоченной группы активных родителей, подключение к обсуждению возможности реорганизации/ликвидации школы Совета родителей объединяемых образовательных организаций, подготовка и направление коллективных обращений родителей в Управление образования, Администрацию муниципального образования, прокуратуру в случае, если вы хотите помешать этому процессу и считаете, что он принесет больше вреда, чем пользы.
В соответствии с п. 14 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» утверждается порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключения.
Главное, чтобы этот порядок не отражал только формальный подход к оценке, как необходимости, так и последствий реорганизации образовательных организаций.
Родительская общественность должна быть проинформирована, должна проводиться правдивая разъяснительная работа с родителями. В противном случае имеет место нарушение закона.
Остановимся на наиболее типичной цели объединения школ/детских садов.
Целью объединения школ декларируется обеспечение потребности в доступном качественном образовании в непосредственной близости от места проживания.
При этом, в рамках реализации проекта объединения школ строительство новых школ\детских садов, чаще всего не предусмотрено.
Возникает закономерный вопрос: Каким образом после объединения уже существующих школ в образовательный комплекс они (школы) «приблизятся» к месту проживания детей?
С нашей точки зрения, иные заявляемые цели также не имеют ничего общего с необходимостью реорганизации образовательных организаций.
В частности:
1) обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования – очевидно и общеизвестно, что цели пребывания детей в детском саду и школе абсолютно разные. В детском саду первостепенным является уход за детьми, присмотр за ними, а также развитие отдельных навыков детей, в том числе творческих. Школа же сконцентрирована на процессе обучения детей по утвержденным образовательным программам, развитие творческих и иных навыков ребенка не является основной целью обучения;
2) бесстрессовый переход детей из дошкольной группы в 1 класс той же школы – учитывая значительную разницу в условиях обучения, пребывания в образовательной организации, объема требований к ребенку, объема ответственности, бесстрессовый переход из детского сада в школу – это фантазии чиновников, утвердивших такой проект. Задачи у детского сада и школы изначально разные, поэтому школьные учителя не могут «психосохранно» заниматься с дошколятами;
3) внедрение широкого спектра образовательных программ – возникает закономерный вопрос: А почему эти образовательные программы нельзя ввести в уже существующих образовательных организациях? Почему их нельзя адаптировать именно по действующие школы?;
4) ликвидация в школе 2-ой смены, увеличение кружков: поскольку появление новых зданий школ не запланировано, то непонятно, откуда появятся новые помещения для реализации этой цели;
5) наличие нескольких учителей-предметников: педагог работает на ставку, более полутора ставок педагог просто «не потянет», он не сможет разорваться на все объединенные классы; «недозагрузка» учителей предметников настолько невероятна, как возможность имеющимся составом педагогов «обработать» все классы объединенного комплекса;
6) полноценная нагрузка педагогов в одной школе - в данном случае, скорее всего, это будет превышение всех нормальных пределов загруженности в пределах прежнего размера оплаты труда, вследствие чего создание текучки кадров;
7) освобождение от лишнего административного персонала – это единственная цель, с которой можно согласиться. При этом, если оценить экономию бюджета на оплате труда нескольких сотрудников административного персонала и расходы на проведение процедуры реорганизации, как юридически (открытие, закрытие юридических лиц, получение необходимых лицензий, разрешений на новое лицо), так и фактически, то ни о какой экономии речи идти не будет, наоборот, эту идею с реорганизацией школ следует признать, как способ нерационально потратить бюджетные деньги.
8) эффективное использование экономических и финансовых ресурсов для оснащения каждого здания школы высокотехнологичным оборудованием: предположим, что за счет бюджетных средств в образовательном комплексе организован высокотехнологичный кабинет информатики, физики, химии. Количество детей от объединения школ в один комплекс, не уменьшилось, а наоборот возросло. Нагрузка на этот «высокотехнологичный кабинет» возрастет в разы. Рабочее время не изменилось. По ночам кабинет, безусловно, работать не будет.
Таким образом, все заявленные цели можно оценить весьма критически.
При этом, результатом такой реформы, наиболее вероятно будет следующее:
1) нерациональное расходование бюджетных средств.
2) разрыв преемственности начального, среднего и старшего звена в школах,
3) разрыв многоуровневости образования,
4) разрыв возрастного взаимодействия школьников,
5) разрыв психосохранности жизни в одном классе в течение всего периода обучения,
6) многократное увеличение нагрузки на учителей, повышение их занятости, обязанностей, увеличение отчетности, работа с трудными учениками, координация внеурочной деятельности, составление расписания или планов мероприятий – все это за прежнюю оплату труда,
7) перевод детей в значительной степени на дистанционное обучение и цифровое образование (поскольку иначе «обработать» всех детей имеющимся штатом педагогов не представляется возможным);
8) распространение профильного обучения на 5-6классников, когда у детей еще не проявлено никаких возрастных/личных особенностей для определения профиля образования, еще не сформировалась профориентация. Вследствие этого дети переживают шок при переводе в новые классы, далее они учатся с повышенной тревожностью. Раннее разделение на профильные классы – это не улучшение качества образования, а подрыв фундаментальности школьного образования. Неверный выбор ребенка направления обучения в 11 лет может сломать этому ребенку жизнь, т.к. изменить профиль будет крайне сложно в связи с разницей в программах обучения.
Все это можно остановить только протестами родительской общественности, созданием петиций, обращениями в прокуратуру, Рособрнадзор, Администрацию соответствующего муниципального образования, в региональную Администрацию.
Хотелось бы отметить: мы не призываем к блокировке всех инициатив по объединению образовательных организаций, поскольку в отдельных случаях (малокомплектные школы) это может быть оправдано при создании условий для доступа детей к образованию. Мы разъясняем порядок возможных действий в случае, если такое объединение не отвечает целям улучшения доступа к образованию детей в вашем регионе.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: