Правительством РФ было утверждено Постановление от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (далее – ПП).
Утвержденным ПП определены следующие общие понятия:
"информационные системы" - государственные информационные системы, региональные информационные системы и информационные системы образовательных организаций, эксплуатируемые при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; (т.е. любые информационные системы)
"онлайн-курс" - учебный курс, реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций и образовательных платформах, доступ к которому предоставляется через сеть "Интернет", и направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения;
"цифровой образовательный контент" - материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, компетенции и достижений обучающихся; (включая системы прокторинга)
"цифровое индивидуальное портфолио обучающегося" - структурированный набор данных обучающегося о его персональных достижениях, компетенции, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и документах, подтверждающих освоение онлайн-курса.
Постановлением декларируется, что реализация образовательных программ или их частей в образовательной организации может осуществляться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, разрабатываемых самостоятельно.
В целях ухода от основных возражений родительской общественности о различии форм образования и праве выбора их обучающимися (их родителями) Постановлением декларируется, что при применении электронного обучения организуется как отложенное во времени, так и в режиме реального времени взаимодействие обучающегося с педагогическим работником посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет задания в порядке, определенном педагогическим работником, в том числе – для осуществления контроля усвоения материала.
При реализации образовательных программ высшего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных профессиональных программ с применением исключительно ЭО, ДОТ предполагается режим обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу удаленно, взаимодействуя с педагогическим работником исключительно посредством цифровых образовательных сервисов и ресурсов электронной информационно-образовательной среды, и допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
Особое внимание также следует обратить на изменения в организации учета успеваемости ВУЗов:
Организован учет успеваемости в высших учебных заведениях посредством "Единого портала государственных и муниципальных услуг», а именно: посредством портала появляется понятие «цифровой зачетной книжки». Для этого образовательные организации обязаны направлять в государственную информационную систему "Современная цифровая образовательная среда" сведения об обучающихся, включая ФИО, данные о том, где обучается студент, результатах его обучения и т.п.
Эти сведения подлежат передаче Минобрнауки РФ из ГИС "Современная цифровая образовательная среда" во ФГИС.
На откуп образовательным организациям (п.8 Постановления)отдано не только принятие решения о применении образовательных программ с использованием электронного обучения, но и принятие решения об основных средствах обучения и цифровом образовательном контенте, видах используемых дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ или их частей, способах применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, образовательных программах, реализуемых с применением исключительно электронного обучения.
Пунктом 11 ПП предусмотрено, что образовательные организации при принятии решения о реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в следующем учебном году (за исключением дополнительных профессиональных программ и основных программ профессионального обучения) доводят до сведения участников образовательных отношений эту информацию не позднее 1 мая текущего учебного года путем ее размещения в открытом доступе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
При наличии заявления обучающегося, достигшего возраста 18 лет, родителя (законного представителя) обучающегося об отказе в применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, за исключением случаев, когда реализация таких образовательных программ предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, образовательная организация обязана осуществлять обучение по таким образовательным программам такого обучающего без применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Порядок обучения такого обучающегося определяется локальными нормативными актами образовательной организации.
Естественно, обращает на себя внимание оговорка - «за исключением случаев, когда реализация таких образовательных программ предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». А с учетом того, что именно образовательная организация имеет право определять, какие образовательные программы будут реализованы с применением ЭО и ДОТ, смысл п. 12 Постановления попросту теряется.
В качестве слабого успокоения родителям имеется тот самый п. 12:
«Решение о реализации образовательных программ и проведении промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий принимается образовательной организацией совместно со всеми участниками образовательных отношений путем издания локального нормативного акта образовательной организации в установленном ею порядке».
То есть для школы будет важно подать свое решение о переходе на ЭО и ДОТ таким образом, как будто все участники обр. отношений его поддержали. Понятно, что учителя – люди совершенно подневольные, ученики вряд ли будут активно выражать свое мнение, ну а активных разбирающихся в теме родителей, понимающих, какой вред принесет их детям цифра, увы, пока не большинство. Вопрос в том, будут ли собирать согласие (подписи) с каждого родителя на утверждение программы с применением ЭО и ДОТ. И как будут учитывать мнение отказников – станет ли школа прописывать для них отдельную программу обучения без ЭО и ДОТ, издавать отдельный локальный нормативный акт? Такое обязательство школы прямо не прописано в НПА, что не дает родителям-отказникам никаких гарантий.
Учтут ли реально интересы всех детей, их родителей в локальном НПА, который примет школа? Как их намерены учитывать? Если будет одно-два возражения от немногих находящихся в теме родителей, как их учтут? Очень похоже на профанацию. Но… в тоже время у родителей появляются возможности для объединения и отстаивания позиции на традиционное образование в отдельно взятой школе.
Вызывает недоумение п. 13 Постановления Правительства (п. «з»):
«При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательные организации: обеспечивают соблюдение установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами) санитарно-эпидемиологических требований, за исключением случаев, когда реализация образовательных программ предусмотрена с применением исключительно ЭО, ДОТ».
Каким же образом будет происходить обеспечение соблюдения Санитарных правил, если обучающиеся будут обязаны целиком самостоятельно усваивать образовательную программу, включая выполнение домашних заданий? Очевидно, в этом случае школа просто умоет руки – и ей даются правовые основания для этого.
Наиболее жестко «гайки» в части автоматизированной обработки ПД обучающихся закручиваются в ВУЗах и ССУЗах:
«В целях проведения промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости, итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам среднего профессионального образования, программам дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять идентификацию и аутентификацию обучающихся с использованием ЕСИА и ГИС «ЕБС» (далее - единая биометрическая система) и получать из единой системы идентификации и аутентификации сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) и идентификаторе учетной записи единой системы идентификации и аутентификации».
«Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и программам среднего профессионального образования, вправе осуществлять проведение промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации с использованием дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию физического лица посредством единой биометрической системы в соответствии с ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, а также посредством других информационных систем, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию личности».
При этом пунктом 17 ПП установлено:
«Предоставление обучающимся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, и (или) в их филиалах или законным представителям таких обучающихся сведений из зачетной книжки посредством личного кабинета обучающегося на едином портале осуществляется с их согласия, выраженного с использованием единой системы идентификации и аутентификации».
Если перевести на русский язык: данные студентов в любом случае будут собраны, но при этом, если вы сами хотите получить оттуда сведения, то дайте на это согласие с использованием ЕСИА.
Сама по себе «обработка биометрических персональных данных обучающегося с использованием единой биометрической системы» допускается с согласия обучающегося или с согласия родителя (законного представителя) - в случае, если обучающийся не достиг совершеннолетия, при соблюдении следующих условий: завершение обучающимся прохождения процедуры регистрации в ЕСИА; размещение биометрических персональных данных обучающегося в ЕБС.
Примечательно, что о добровольности регистрации обучающихся в ЕСИА в ПП ничего прямо не прописано. Она что, уже не является для каждого добровольной? Заметим, что в предыдущей версии проекта НПА этот момент был прописан четко:
«Решение об использовании ОО ГИС ЕСИА и ЕБС в соответствии со 149-ФЗ «Об информации…» в целях идентификации или аутентификации принимается при наличии согласия обучающегося (законных представителей) и педагогического работника на использование ЕСИА и ЕБС».
Этот пункт худо-бедно, но защищал бы права родителей, детей и педагогов на отказ от «цифровой школы», потому что ее основой должна быть федеральная цифровая платформа. А доступ туда – только через Госуслуги. Но момент с добровольностью регистрации гражданина в ЕСИА почему-то решили убрать. Как будто от этого добровольность куда-то улетучилась! Тут можно еще раз подчеркнуть, что регистрация в ЕСИА (как и в ЕБС) подразумевает согласие на автоматизированную обработку ПД, что невозможно делать в принудительно порядке, без согласия гражданина.
Право определять способ идентификации и (или) аутентификации обучающихся; порядок использования сервиса контроля условий проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации в целях фиксации нарушений (сервис прокторинга); порядок действий обучающихся и лица (лиц), проводящего промежуточную аттестацию, текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию, при возникновении технических проблем, препятствующих проведению промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости с применением дистанционных образовательных технологий; порядок, сроки и способы информирования обучающихся о порядке проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации, а также о способе ознакомления с их результатами отдано на откуп образовательным организациям.
Таким образом ПП как будто намеренно порождает правовую коллизию. Что же будет, если вуз, к примеру, воспользуется своим правом проводить удаленный прокторинг/идентификацию студентов/их промежуточную аттестацию и т.д. по биометрии, а сами студенты при этом откажутся от передачи своих биометрических ПД в ЕБС – на совершенно законных основаниях? Об обязанности вуза/ссуза предоставить альтернативу обучающимся в документе ничего не сказано, что не внушает никакого оптимизма.
Выводы: Очевидно, что в рамках этого ПП, которое начнет действовать в будущем году, руководство школ по разнорядкам сверху будет активно пересаживать учеников из-за парт за компьютеры, от общения с живыми учителями – на автоматизированные цифровые платформы с «цифровым обр. контентом», заводить на всех «цифровые портфолио» для дальнейшего построения каждому «персональной образовательной траектории» с использованием рекомендаций нейросети.
Но если многие родители школьников будут массово изъявлять желание обучаться традиционно, школам будет сложнее продавливать ЭО и ДОТ и изображать при этом публичный одобрямс. Однако по ПП выходит, что последнее слово в этом вопросе все равно остается за обр. организациями – так что без правовых гарантий защиты традиционного образования продолжится дискриминация его сторонников. Считаем, что в этом ПП заложен правовой инструментарий для дискриминации участников образовательных отношений в части лишения их базовых прав на отказ от автоматизированной обработки ПД, от регистрации на цифровых платформах (в том числе – в ЕСИА, ЕБС), от обработки биометрических ПД, от иных форм получения образования, кроме традиционной очной формы – занятия в школьном классе с живым педагогом. Без четкого прописывания свободы выбора для обучающихся/их законных представителей вводить его в действие – недопустимо.
На данный момент мы не прогнозируем массовых нарушений. Очень много законов и НПА на стороне родителей. На каждую ситуацию мы будем разрабатывать более совершенные инструкции!
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: