Новый порядок налоговой службы фактически закрепляет ИНН как еще один жесткий цифровой идентификатор личности россиян, наряду со СНИЛС. Если раньше многие воспринимали ИНН как «номер для налоговой» или формальный реквизит для работы и деклараций, то теперь подчеркивается его пожизненный, практически нерасторжимый характер: номер присваивается автоматически при первом контакте с налоговой системой, не меняется ни при смене фамилии, имени, места жительства, ни при изменении иных персональных данных, и не может быть повторно присвоен другому лицу. Возможность его изменения оставлена только за государством — через изменение структуры ИНН в нормативных актах, а не по воле самого гражданина. Это приближает ИНН по смыслу к сквозному цифровому идентификатору, который привязан к человеку на всю жизнь.
Раньше роль такого сквозного идентификатора в большей степени выполнял СНИЛС, который использовался в пенсионной системе, социальных службах, на портале госуслуг и в разных реестрах. ИНН при этом оставался более специализированным налоговым номером, к которому относились чуть менее «жестко» и который в отдельных случаях мог фигурировать с ошибками, дубликатами, требовать уточнений. Новый порядок устраняет идею любой «подвижности»: государство фиксирует, что ИНН не подлежит замене при жизненных изменениях, а при наличии нескольких номеров один сохраняется, остальные перестают применяться, но не «освобождаются» и никому более не выдаются. То есть как только гражданин «попал» в систему, связка «он – его ИНН» становится постоянной и неразрывной.
В такой конфигурации ИНН логично превращается в инструмент тотального учета финансовых операций с точки зрения государства. Налоговая служба получает удобный ключ, который позволяет на долгом временном отрезке сопоставлять между собой разные источники информации: доходы от работодателей, операции с недвижимостью и транспортом, деятельность как индивидуального предпринимателя, возможные зарубежные доходы, данные от банков и иных организаций, которые по закону обязаны отчитываться перед ФНС. Чем больше реестров и потоков данных увязаны через единый идентификатор, тем легче для государства выстраивать полную картину финансовой активности конкретного человека.
Это создает предпосылки для максимального налогообложения в том смысле, что становятся технически проще выявление «теневых» доходов, сопоставление декларируемых сумм с реальными движениями средств и активов, анализ расхождений между затратами и официальными доходами. Когда ИНН стабилен и универсален, уход от налогообложения за счет фрагментации данных, разных номеров, «потерянных» записей в реестрах становится сложнее. Государство объективно получает более мощные инструменты давления в случае, если захочет максимально «выжать» налоговый потенциал населения: расширять перечень облагаемых доходов, ужесточать контроль за переводами и покупками, автоматизировать выписку требований и штрафов на основе сопоставления данных.
При этом сам приказ формально не вводит ни новых налогов, ни прямых репрессивных мер: он описывает технический порядок присвоения ИНН и его структуры. Но на уровне системной логики он вписывается в общий тренд: от разрозненных учетных систем и документов к единому цифровому профилю гражданина, где устойчивые идентификаторы (СНИЛС, ИНН и другие) становятся опорой для тотальной финансовой прозрачности. В такой системе гражданин теряет возможность «обнулиться» через смену персональных данных или пересоздание документов: налоговый номер остается тем же, а вместе с ним — и вся история его экономической активности перед государством.
Некоторые СМИ начали преподносить информацию так, что ИНН теперь будет только цифровым и на бумажных носителях выдаваться не будет. Мы не видим для этого оснований. Из текста приказа это никак не следует.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: