Форум в Таврическом вобрал в себя представителей прямо противоположных мировоззрений: и представителей традиционных религий, и фанатов ноосферизма и т.п.
Но особое внимание обратило на себя следующее обстоятельство. В отношении некоторых участников в прямом смысле был создан культ личности. Все три дня форума на пленарных заседаниях возносили учение Ш. Амонашвили как истину в последней инстанции. Критика звучала лишь на круглых столах и в кулуарах.
В работах и выступлениях Ш. Амонашвили много общих, на первый взгляд, правильных слов о важности духовности. Вопрос в том, что именно вкладывается в это понятие в реальности, и какова природа этой духовности.
На самом деле Ш. Амонашвили совместно с другими инноваторами (Днепров, Бим-Бад, Тубельский, в рамках Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «Школа») стоит у истоков либеральных образовательных реформ, которые привели в нашу школу «вариативность», разрушившую единое образовательное пространство.
Амоношвили – гуру для известного разрушителя нашего образования Александра Асмолова (роль которого в сломе традиционной школы широко известна, также как и его плотное сотрудничество с Г. Грефом https://vogazeta.ru/articles/2020/8/11/edpolitics/14287-temnye_vremena_akademii). Асмолов прямо отмечает, что они «вместе с Шалвой лет 50», а Амонашвили называет г-на Асмолова своим «любимым другом» (https://ok.ru/video/2144521687527 ).
Не случайно на инноваторские идеи и авторскую школу Амонашвили (в которой «нет акцента на заучивании материала») в уважительном ключе идет отсылка в Докладе Фонда Сбербанка «Вклад в будущее» (https://ioe.hse.ru/news/309022855.html, с. 294, 304).
Как говорит А. Асмолов, «педагогика достоинства неотделима от второго кита нашей системы образования – педагогики сотрудничества, содействия, сорадования... Невероятно важная линия, она вошла в нашу жизнь благодаря усилиям Симона Соловейчика, Шалвы Амонашвили…» (https://tovievich.ru/news/6775-aleksandr-asmolov-pedagogika-dostoinstva.html ).
Именно Ш. Амонашвили первым провел либеральный эксперимент по отказу от отметок в школе (https://dzen.ru/a/YRJhmZIClDohzL-i). Тема популярная в некоторых западных странах как способ «ненасильственного» обучения (мол оценка – это «психологическое насилие над ребенком»). Но как пишет, например, шведский психиатр Д. Эберхард по опыту Швеции, эта система ведет к демотивации детей (поскольку только зримые оценки дают ребенку понимание уровня своих знаний и мотивацию). Традиционную педагогику Амонашвили считает «авторитарной».
Инноваторские установки Амонашвили развивают ультралиберальный психолог Дима Зицер (https://dzen.ru/a/YRJhmZIClDohzL-i) и еще один борец с традиционным образованием А. Адамский (не понимающий родителей, которые против цифровизации образования, против цифрового портфолио детей как инноваций):
«Александр Адамский: «Я показал этот фрагмент [речь о круглом столе в ОП РФ, на котором родители выступили против цифровизации в школе и секспросвета - прим. авт.], чтобы продемонстрировать одну простую вещь: мы не влияем на сознание широкой родительской общественности. Ни гуманистическая педагогика, ни экспертный круг, который здесь, не влияет на широкие родительские массы. Это очень опасная, на мой взгляд, тенденция, потому что я бы хотел, чтобы позиция Шалвы Александровича и его соратников влияла на общественное сознание, а не только на узкий круг педагогов».
На совещании с Асмоловым и Амонашвили в сентябре 2020 г. Греф сказал: «Сочетание банка с великими учеными… и мы перевернем образование. Мы сделаем это».
А Амонавшили на той же встрече говорил:
«- сейчас поколение детей – индиго, многогранные, дети новые, им нужна новая педагогика …
- не современные дети гиперактивны, а современные учителя гиперпассивны» (https://ug.ru/gumannaya-czifra/.
На следующем совещании с Г. Грефом, А. Асмоловым и М. Раковой «Встреча лидеров школьного образования: гуманная педагогика в цифровом образовании» 24.11.2020 (https://www.youtube.com/watch?v=PecUUTPxCL4 ) Ш. Амонашвили отмечал:
«- традиционное не всегда значит хорошее…. В традиционных вещах сейчас гуляет силовой подход …
- ГЕРМАНА ОСКАРОВИЧА Я БЫ ЗАЧИСЛИЛ В РЯДЫ ПРЕДВОДИТЕЛЕЙ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ… школа должна стать увлекательной, образование – легким и интересным, ученики – успешными… Цифровая техника в этом не мешает…
- Давайте бросим домашние задания, до каких пор этот тяжкий груз будем таскать с собою… из-за домашних заданий мучаются дети…
- дайте детям задание самим поискать законы физики, химии, а потом самим рассказывать…
- учитель сам ученик для своих учеников».
Вот оно «самообучение», которое все больше входит в наше образование «благодаря» реформаторам, ликвидируя классические, «авторитарные», по словам Амонашвили, методы.
На этой же встрече Греф критиковал экзамены и говорил о необходимости перехода от школы знаний к школе навыков, к «софт скилс» (социальные навыки), навыкам 21 века (бизнес и т.п.), «дижитал скилс» (цифровые технологии), и указал, что самое главное – нужна персонализация: каждый человек оставляет свой цифровой след, который позволяет его видеть полностью, препарировать искусственным интеллектом, дать ему комплексную оценку (вместо экзаменов), и это невозможно сделать без цифровых технологий.
Сразу после Грефа Амонашвили заявил, что Греф замечательно говорил против экзаменов…
Греф там же сказал: «важно показать детям, что мы такие же как они, важно сохранить ощущение равенства с детьми… у нас самая большая дискриминация по возрасту»…
Т.н. «гуманная педагогика» Амонашвили представляет собой на самом деле проявление т.н. ювенальной идеологии, которая строится на том, что ребенок - это центр вселенной, это бог.
Именно эта установка лежит в основе ювенальных технологий, проникших в семейное законодательство (с приоритетом прав ребенка), и в образовательные реформы, которые в итоге привели к основательному подрыву авторитета учителя.
По своим корням учение Амонашвили не имеет ничего общего с нашими традиционными духовно-нравственными ценностями.
В нашей традиции ребенок НЕ бог и НЕ центр, поскольку такой подход губителен в воспитании, негативно влияет на иерархию отношений (в семье, школе, обществе), провоцирует нарушение ребенком границ нравственности.
Не случайно на курсах в Центре гуманной педагогики Амонашвили, с его слов: «все переворачивается, дети становятся взрослыми, а взрослые детьми; дети поднимают утром родителей, сдают нам в школу, а сами идут на работу (медиацентр и т.п.) и зарабатывают деньги, на которые водят родителей на мастер-классы по своему решению»; https://ok.ru/video/2144521687527 ).
Что лежит в основе мировоззрения Амонашвили? Он четко указывает базу, на которой строится его «гуманная педагогика», среди прочего прямо называя учение Рерихов (оно же Агни -Йога). (Русская православная церковь считает это учение сектантским, см.: https://pravlife.org/ru/content/antihristianskoe-nasledie-semi-rerihov; https://dzen.ru/b/Y-8k0IkjDyK0OoE6 ).
«Гуманная педагогика поклоняется ребенку, в котором видит чуть ли не нового мессию. То есть она, по сути, не призвана чему-либо научить ребенка. Эта педагогика предлагает нам учиться у своих детей. «Не столько родители воспитывают детей индиго, сколько они, индиго, воспитывают своих родителей» (цитата из Ш. Амоношвили). Единственное, что остается на долю родителей и учителей – это постепенно раскрывать в детях заложенные способности, которые в конечном итоге должны стать для нас очагами мудрости.
А традиционная система образования не справляется с такими «космическими» заданиями. Поэтому неизбежен конфликт между «посланниками мудрости» и образовательной системой. Ведь новым детям попросту скучно на уроках, потому что они с рождения отмечены печатью мудрости….» (https://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post250503916/) .
Преклонение перед ребенком, которое идет красной нитью в работах Ш. Амонашвили, не имеет никакого отношения к традиционным подходам в образовании.
И это лишь один момент, на который стоит обратить внимание. А подобных моментов, которые идут вразрез с настоящими российскими традиционными духовными ценностями, в работах Ш. Амонашвили внушительное количество.
Чтобы вернуть нашей стране качественное традиционное образование важно избавиться и от антитрадиционных мировоззренческих установок в рядах реформаторов школы.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: