Ситуация с профильными классами обучения и с массовыми переводами в другие школы/отказами зачислять ребенка в 10-й класс от школ, которые не создают универсальные профили обучения в 10-11 классах, достигает точки кипения. Конституционные гарантии, постановления КС РФ, федеральные законы игнорируются Минпросветом и локальными школами в регионах. От школьников после 9 класса и прохождения ГИА массово требуют отбираться в 10-е классы исключительно на конкурсной основе. В противном случае – посылают их в СУЗы. Задача завершить общее образование в своей, родной школе становится настоящим квестом.
Минпросвет подкрепляет свою позицию по отчислению детей по окончании 9 класса ссылкой на положения ст. 61 273-ФЗ, а именно – тем, что образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением из школы по завершению обучения. Однако в том же законе, в ст. 10, написано, что после основного общего следует уровень среднего общего образования в школе. И желающий перейти на него школьник никак не может завершить получение образования после 9 класса.
Сама по себе итоговая аттестация, завершающая освоение основного общего образования, никак не влияет на наличие права и обязанности получения среднего общего образования. Если завершение обучения равно «завершению обучения по соответствующему уровню образования», почему же не происходит отчисление обучающихся после 4 класса?
Также из позиции Минпросвета следует, что все профили обучения (в том числе – универсальный) предусматривают обязательное изучение предметов на углубленном уровне. При этом в случае с универсальным профилем обучения комбинация учебных предметов, выбранных для углубленного изучения, может быть индивидуальной (по выбору участников образовательных отношений). Такой подход противоречит более ранним приказам Минобрнауки РФ и постановлениям КС РФ.
Напомним еще раз позицию Конституционного суда (постановление 23.07.2020 N 39-П) в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина:
«Освоение образовательной программы среднего общего образования с универсальным профилем не связано с изучением учебных предметов на углубленном уровне и не требует проведения индивидуального отбора обучающихся».
Законодательно на сегодня у школы действительно нет запрета формировать только профильные 10-11 классы без сохранения возможности обучающихся продолжить обучение без углубленного изучения отдельных учебных предметов. Однако из правовой позиции КС РФ следует, что в правовом социальном государстве, каковым провозглашает себя РФ, при осуществлении правового регулирования законодатель должен соблюдать баланс интересов как непосредственных участников соответствующих общественных отношений, так и иных лиц, для которых эти отношения имеют значение.
Исходя из указанного подхода и требования конституционного равенства права на образование для всех, формирование в отдельных школах профильных классов в условиях отсутствия объективной возможности организовать обучение по универсальному профилю порождает обязанность органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, выступающих учредителями таких организаций, гарантировать получение общедоступного среднего общего образования, предопределяющего, в конечном счете, важные начала равенства стартовых возможностей свободного развития человека.
Дело за малым – чтобы все это осознали в Минпросвете и в школах по всей стране. Пока с этим есть серьезные проблемы, на наши прямые уточняющие вопросы по теме в ведомстве просто не отвечают (мы еще раз задали их черех прокурора).
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: