Обязательная социально значимая деятельность как инструмент социальной инженерии


#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Есть такая дисциплина в ссузах, которую ныне активно вводят в учебный план – «социально значимая деятельность». Если в школах под СЗД подразумевается общая воспитательная работы, вопросы социализации учеников, то в среднем проф. образовании все это начинает приобретать характер обязаловки. Почему эта история внушает опасения – рассмотрим на примере истории мамы студента училища из Самарской области.

В ответ на запрос мамы Минобр Самарской области пишет, что «СЗД – это «региональный компонент вариативной составляющей образовательной программы в целях формирования общих компетенций, согласно ФГОС среднего профессионального образования». При этом «дисциплина СЗД включается в блок гуманитарных, социально-экономических дисциплин учебного плана образовательной программы за счет объема ее вариативной части». СЗД планируется на весь период обучения, начиная с первого курса. По ней предполагается промежуточная аттестация, а неудовлетворительные результаты по ней признаются академической задолженностью.

СЗД-1.jpg

Минпросвет РФ в ответ на запрос также сообщает, что СЗД «включена в учебный план, с которым обучающиеся знакомятся при поступлении в колледж, и является обязательной к освоению».

СЗД-2.jpg

Самое интересное здесь – это показатель оценки СЗД. Оценка складывается из личного портфолио обучающегося. И получается, что для нормальной оценки становится обязательным участие обучающихся в конкурсах, семинарах, мастер-классах, волонтерской деятельности, членство в студсоветах, посещение концертов, выставок и т.д.

СЗД-3.jpg

СЗД-4.jpg

Конкретно в училище, где мама обучающегося озаботилась этим вопросом, идет речь о недопуске к экзаменам, если не будет набрано определенное количество баллов (20-25) в рамках дисциплины СЗД. Сюда же администрация обр. учреждения отнесла и Разговоры о важном, и «профилактические четверги», и семьеведение, и оформление Пушкинской карты – то есть регистрацию студентов на Госуслугах. Плюс доказательства того, что дети посещали какие-то мероприятия с обязательным фото/видео отчетом до начала мероприятия и после окончания. Теперь все, что было добровольно и необязательно к исполнению, оказалось вдруг в рамках как будто бы обязательной дисциплины. И не как будто, а, исходя из ответом регионального и федерального министерство – действительно обязательной. При этом в Минпросвете РФ напомнили, что ФЗ не предусмотрена установка требований допуска к промежуточной аттестации. Но такой подход, как видим, не всегда является помехой для руководства обр. учреждений.

И тут закрадываются подозрения, что «социально значимая деятельность», возведенная в статус обязательной, очень похожа на предтечу социального рейтинга. Когда не выполняющие определенные общие социальные установки, не идущие в общем русле мероприятий и действий (по сути – внеучебных), поражаются в правах. Пока – в образовательных правах, и их личное портфолио тоже от этого сильно страдать. Далее нетрудно увидеть и проблемы с трудоустройством к серьезному работодателю, ориентирующемуся на цифровое портфолио выпускника училища. Очевидно, что СЗД является инструментом социальной инженерии. В правильных руках и при верном целеполагании она может помочь воспитать «просоциально» ориентированную личность, но в наших реалиях ее легко можно превратить в инструмент подготовки «грамотных потребителей», с развитыми «навыками 21 века», разделяющих «цели устойчивого развития» ООН и прочую глобальную повестку.

Как можно в принципе делать подобную дисциплину обязательной – нам решительно непонятно. Будем готовить запросы и глубже изучать вопрос «социально значимой деятельности», превращаемой в обязаловку для участников обр. процесса.


Социально значимая деятельность образовательной организации (СЗД) – это деятельность участников образовательного процесса, направленная на реализацию социальных целей, решение проблем окружающих (социума), через которую могут реализовываться воспитательные функции образовательной организацией.

СЗД может входить в учебный план образовательной организации (его вариативную часть) в качестве дополнительного курса к основным дисциплинам.

Вариативная часть учебного плана— это часть, формируемая участниками образовательного  процесса (региональными органами управления образованием, образовательными учреждениями, обучающимися).

Основная часть учебного плана – это те дисциплины, направленные на получение знаний, необходимых для получения выбранной профессии.

В вариативную (дополнительную) часть учебного плана могу входить узконаправленные дисциплины, а также иные дисциплины, которые могу стать обязательными по решению администрации образовательной организации   или в случае выбора ее студентом (тебе предоставили выбор из нескольких дисциплины, выбор осуществлен, теперь, на данном этапе дисциплина обязательна).

Чаще всего говоря о СЗД, речь идет не о школах, а о ССУЗах и ВУЗах, хотя она может быть введена и в школе. Но в данном случае имеются существенные отличия в части обязательности прохождения курса (в школе участие в социально-значимой деятельности добровольно), в связи с чем в настоящей статье мы расскажем только про ССУЗы и ВУЗы, где СЗД может быть включено в учебный план и тогда уже иное регулирование и иные последствия отказа от изучения курса.

Иногда студенты ошибочно считают, что необязательная часть учебной программы может быть пропущена. Но это далеко не так. Им все равно придется осуществить выбор из имеющегося перечня дополнительных дисциплин и изучить их. В конце учебного семестра, как и по основным предметам, им предстоит сдать экзамен или зачет.

При этом требования к дополнительным дисциплинам ничем не отличаются от требований к основным дисциплинам.

Вариативная часть учебного плана – это не просто набор интересующих студента дисциплин, выбранных им «с потолка». Выбор ограничен предложениями образовательной организации.

Обычно вариативная часть включается в программу второго или третьего курса. Дополнительные дисциплины могут включаться в учебный план на каждом из курсов (обычно кроме первого).

Требования к дополнительным дисциплинам нисколько не отличаются от основных. Студенты также обязаны выполнять определенный перечень необходимых для изучения дисциплины требований. Это либо посещать лекции, проходить практику, выполнять контрольные и лабораторные работы, либо, как в случае СЗД, обеспечить волонтерство, участие в мероприятиях профессиональной направленности, участие в спортивных, культурно-творческих мероприятиях, в органах самоуправления студентов и т.п..

А в конце семестра студентов ждет аттестация, как по основным профильным дисциплинам, так и по дополнительным.

В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

В образовательных организациях может быть Приказом руководителя ССУЗа или ВУЗа утверждено Положение о социально-значимой деятельности, которое размещается на сайте образовательной организации. Учебный план образовательной организации доступен для ознакомления до поступления в колледж, ВУЗ.

Таким образом, если ваш ССУЗ установил СЗД в качестве дисциплины, являющейся частью учебного плана, при этом студент выбрал ее из числа других из вариативной части учебного плана для освоения, эта дисциплина обязательна. По ней будет, как и по другим дисциплинам, проведена промежуточная аттестация. Без получения зачета или экзамена по СЗД студент не будет переведен на следующий курс.

В связи с чем: будьте внимательны при выборе дополнительных дисциплин в ССУЗах и ВУЗах, чтобы не заниматься тем, что вам не по душе.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ССУЗы # СУЗы # Социально значимая деятельность
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: