Ограничение связи во время чрезвычайных ситуаций

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
21:11 / 04.10.2021

Аналитическая справка по проекту постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

13 сентября 2021 г. Правительство Российской Федерации опубликовало проект постановления «Об утверждении положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=120293).

Согласно ему аналогичное Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 895 утрачивает силу, утверждается прилагаемое Положение, которое вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать в течение шести лет.

По сравнению с отменяемым Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. число приоритетных пользователей расширено за счет Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и теперь их перечень выглядит следующим образом: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, а также координационные органы всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера именно эти органы имеют право на приоритетное использование сетей связи и средств связи, т.е. первоочередное по отношению к другим пользователям право на использование любых сетей связи и средств связи независимо от формы собственности, правовых оснований владения и пользования ими, категорий сетей связи, функционального предназначения и технических характеристик средств связи, а также организационно-правовой формы организаций, в ведении которых находятся сети связи (п. 4 проект постановления). Следует отметить, что статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" дает такое определение чрезвычайной ситуации: «это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Исходя из текста данного ФЗ, чрезвычайной ситуацией при желании можно объявить и нынешнюю коронавирусную инфекцию, и другие подобные явления. Согласно п. 3 проекта постановления приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, приостановление или ограничение их использования осуществляется в целях обеспечения проведения приоритетными пользователями неотложных мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, а также обеспечения деятельности в области государственного управления, обороноспособности и безопасности государства, обеспечения правопорядка, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Решение о приоритетном использовании, приостановлении или ограничении использования сетей связи и средств связи принимается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – Минцифры России) во взаимодействии с приоритетными пользователями на основании анализа состояния сетей связи и средств связи в зоне чрезвычайной ситуации, обоснованных предложений соответствующего координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предложения соответствующего координационного органа доводятся до Минцифры России с использованием любых видов связи, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и рассматриваются незамедлительно. Согласно проекту постановления, координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций. При необходимости средства связи приоритетных пользователей могут размещаться в сооружениях связи и антенно-мачтовых сооружениях операторов связи с обеспечением их электропитания. Важным для граждан является и п. 8. проекта постановления, который устанавливает, что решение о приостановлении или ограничении использования сетей связи и средств связи принимается в случаях необходимости:

- удовлетворения потребностей приоритетных пользователей в линях связи, каналах связи и средствах связи;

- ограничения трафика в целях предотвращения перегрузки в сетях связи;

- обеспечения электромагнитной совместимости при работе радиоэлектронных средств, привлекаемых к работе в зонах чрезвычайных ситуаций;

- изменения действующих или открытия дополнительных маршрутов операторами почтовой и специальной связи.

Согласно используемым в данном проекте основным понятиям, приостановление использования сетей связи и средств связи означает полное прекращение их использования другими пользователями (п. 2). П. 11 устанавливает, что проводимые Минцифры России мероприятия по организации обеспечения населения услугами связи в зоне чрезвычайной ситуации, а также в пунктах временного размещения не должны приводить к нарушению использования сетей связи и средств связи приоритетными пользователями.

Операторы связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человека на воде, на земле, в воздухе, космическом пространстве, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, об эпидемиях, эпизоотиях и о стихийных бедствиях, связанным с проведением неотложных мероприятий в области государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Заключительный п. 16 предусматривает проведение Минцифрой России тренировок с операторами связи, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для определения готовности сетей связи к угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и восстановлению сетей связи при чрезвычайной ситуации, организации отработки вопросов приоритетного использования сетей связи и средств связи, приостановления или ограничения их использования.

С одной стороны, при возникновении реальной угрозы жизням людей подобные ограничения оправданы, однако нельзя исключать и возможность того, что под предлогом борьбы с чрезвычайной ситуацией и отсутствием реальной угрозы жизням людей органы власти органы власти могут в своих целях ограничить права населения на использование средств связи и распространения информации. Если будет иметь место последняя ситуация, то это будет означать нарушение статьи 29 Конституции, согласно которой каждый человек имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ЧС # Связь # Коронавирус
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: