Президенту Российской Федерации
В.В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
Разрушительные тенденции в нашем образовании набирают обороты, теперь они в полной мере распространились на Всероссийскую олимпиаду школьников.
В текущем году фонд «Талант и успех» и Минпросвещения организовали проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсоШ) на компьютерах, на цифровой платформе «Он-лайн-курсы Образовательного центра «Сириус» в сети Интернет по 6 предметам (математика, физика, биология и др.) для детей начиная с 4 класса. В рамках рекламы данного типа олимпиады его организаторы сообщают об удобстве решения заданий он-лайн олимпиады в любом месте, на дому, в том числе со смартфона, в любое время. Во многих школах раздают информационные листки следующего содержания: «Задание ребенок дома выполняет со своего компьютера. Накануне будут даны пароль и логин», без пояснений об операторе проведения мероприятия и о причинах кардинальных изменений.
Между тем в результате радикальной ломки традиционной, отработанной системы проведения Всероссийской олимпиады школьников происходит подмена организатора олимпиады и ее незаконный перевод из сферы государственной функции в сферу тотального контроля и управления цифровой платформы сомнительного происхождения, управляемой частным фондом с уставным фондом 10 тыс. рублей с 7 учредителями – физическими лицами.
Вы многократно отмечали важность обеспечения государственными органами обратной связи с гражданами, необходимость общественного консенсуса при принятии чиновниками решений по чувствительным для людей вопросам. Несомненно, к таким вопросам относится образовательная сфера и Всероссийская олимпиада школьников как существенная ее часть, позволяющая детям развиваться интеллектуально, раскрывать свои таланты, получать в случае успехов особые возможности при поступлении в высшие учебные заведения, укреплять авторитет педагогов, которые готовят детей к олимпиаде и участвуют в ее проведении. Вместе с тем, в текущем году решение об отмене традиционного формата Всероссийской олимпиады принято тихо, без проведения общественно-экспертной дискуссии, без научной оценки нового формата, с грубым нарушением законодательства.
Чем мотивирован отказ от традиционной формы проведения олимпиады? Как отметил на пресс-конференции 15.09.21 г. директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Е. Е. Семченко, мир становится глобальным, олимпиада также меняется под глобальные тенденции, поэтому переходит на компьютерный формат проведения.
Такой подход абсолютно игнорирует суверенные интересы Российской Федерации в сфере образования, не говоря о нарушении федеральных законов и санитарных правил новым форматом мероприятия. Как справедливо отмечала председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко зимой 2021 г., у руководства Минпросвещения обнаруживается излишняя увлеченность международными системами оценки в сфере образования и отсутствует системное понимание целей нацпроекта "Образование". Необходимо учитывать, что именно по причине следования сомнительным международным системам оценки мы получили ломку некогда качественного российского образования для подгона его под неадекватные формальные признаки успешности, навязываемые зарубежными структурами. То, что считается успешным с точки зрения разного рода иностранных систем оценки (например, PISA), вынуждает снижать уровень нашего образования и превращает его в натаскивание к тестам с примитивными задачками уровня бытовой сложности («на какую кнопку нажать, чтобы…»). Сфера образования не должна превращаться в опасный для здоровья детей цифровой эксперимент с антинаучной направленностью, лишь прикрытый мощной дорогостоящей рекламой.
Нас вталкивают на путь бездушных, нечеловеческих отношений в образовании. Такое образование не даст хорошие плоды. Дети, вовлекаемые в эксперимент (очевидно, не без помощи организаторов), выступают в целях рекламы ВсОШ с речами о том, что только цифровой формат ВсОШ якобы вызывает доверие: «Ты знаешь, что твою работу будут проверять не какие-то учителя из соседней школы, а цифровая платформа», звучало из уст юных участников пресс-конференции от 15.09.21 г. Что это как не дискредитация наших педагогов? Несмотря на обертку в виде речей о важности учителей, нас ведут к мертвой машинной системе в обучении, в которой со временем учителя не будут значить ровным счетом ничего: не случайно и подготовиться, и поучаствовать в ВсОШ, и получить разбор работ детям предлагается на цифровой платформе.
Перевод Всероссийской олимпиады школьников на он-лайн формат, в Интернет является незаконным, дискриминационным и деструктивным с точки зрения интеллектуального и физического развития детей России по следующим причинам.
1. Перевод олимпиады в Интернет повлечет дальнейший обвал уровня образования в связи с расширением сферы «он-лайн – обучения».
Решение заданий олимпиады при грамотном подходе требует работы участников олимпиады на бумажных носителях. Выполнение задач на компьютере в таком ключе исключено по естественным причинам. Компьютерный вариант предполагает тестовый характер системы, выбор из представленных вариантов ответа для постановки «галочки» или для указания итогового результата (без записи хода решения, аналитической составляющей), является профанацией с научной точки зрения, лишает олимпиаду истинной ценности по развитию способностей детей, исключает возможность выявления хода их мысли при решении задач.
Между тем, перевод ВсОШ в интернет-формат приведет к тому, что и подготовка к ней, и анализ результатов также потребует погружения детей в аналогичные интернет-версии заданий. Не случайно в рекламных материалах по ВсОШ сказано о том, что «для подготовки школьников приглашают … поучиться онлайн в системе «Сириус.Курсы»», а «по результатам олимпиады школьники … будут приглашены к участию в дистанционных программах…»[1].
«Он-лайн – обучение» для детей представляет собой скольжение мозга по поверхности темы, лишает их времени и возможности для глубокого освоения предметов, которое требует работы с книгами, бумажными носителями, ручкой, карандашом и осуществления записей. В России и за рубежом имеется огромное количество научных исследований, доказывающих пагубность внедрения электронных средств обучения для когнитивных, аналитических способностей детей и их здоровья, которые игнорируются чиновниками, грубо ломающими систему образования в целом и ВсОШ, в частности, под цифровой формат. Приведем несколько цитат из научных статей по данной теме:
(1) «В исследовании 2012 года анализ физиологических тестов результатов показал, что у студентов, работающих на компьютере, отмечено большее снижение умственной работоспособности и развитие утомления зрительного анализатора в динамике учебных занятий, чем у тех, кто не использовал компьютерную технику. Причём степень снижения умственной работоспособности и ухудшение функционального состояния зрительного анализатора находились в прямой зависимости от продолжительности нахождения перед монитором» [2].
(2) «Работа с видео-дисплейными терминалами (ВДТ) сопряжена с более высоким зрительным напряжением, чем работа с бумажными текстами, так как при работе с бумажными носителями информации на глаза воздействует отраженный свет, а при работе с ВДТ – свет, излучаемый самими ВДТ [8]. Кроме того, изображение на ВДТ дискретно (частота 60 Гц и выше). Эти факторы существенно затрудняют зрительное восприятие и непосредственным образом влияют на психофизиологию человека. …
Во время занятий с персональными ЭВМ происходит функциональное напряжение механизмов восприятия, что выражается в … уменьшении объемов зрительной памяти в значительном проценте случаев…
Функциональное напряжение зрительной системы, выявленное в ходе исследования, возникает при пользовании компьютером и может быть вызвано как необходимостью считывания информации, так и особенностями изображения на экране, и воздействием электромагнитного излучения». [3]
Имеется обширный научно-практический материал о вредоносности перевода сферы образования в цифровой формат. Как отмечают специалисты, «только реальная личная коммуникация делает возможной глубокую переработку информации», «компьютер отбирает у учеников умственную работу»[4]; дети, пользуясь электронными средствами обучения, не могут делать самого главного: формировать свой интеллект[5].
В связи с изложенным переход к интернет-олимпиаде приведет к падению уровня знаний учащихся в целом, даже при формально высоких баллах, даваемых интернет-площадками за прохождение ВсОШ.
2. Дискриминация школьников.
ВсОШ проводится на основании ст. 77 ФЗ РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). Согласно ч. 2 ст. 77 ФЗ № 273 «В целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний проводятся всероссийская олимпиада школьников и олимпиады школьников. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, утверждаются порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников…».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ №273-ФЗ государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. П. 7 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 273 предусмотрены свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения. Согласно ст. 34 указанного закона всем «обучающимся предоставляются академические права на: развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах…».
Между тем в 2021 году организаторы Всероссийской олимпиады школьников полностью ликвидировали традиционный формат проведения олимпиады (на бумажных носителях) по 6 предметам, тем самым создав условия для жестокой дискриминации детей (начиная с 4 класса), которые не могут либо не желают принимать участие в электронной ВсОШ на компьютерах в Интернете. Таким образом, дети, желающие развивать свои знания и проверять себя в олимпиаде на бумажных носителях, лишены существенного права в сфере образования.
3. Принуждение к электронному формату Всероссийской олимпиады школьников.
Согласно ст. 5 ФЗ РФ от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - ФЗ № 210) «При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме». Проведение Всероссийской олимпиады школьников, предусмотренной ч. 3 ст. 77 ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», проходит в рамках предоставления государственной услуги. Ни одним федеральным законом не установлена обязанность граждан, желающих принять участие во Всероссийской олимпиаде школьников, осуществлять это право в электронной форме. Граждане имеют право выбора формы госуслуги в силу ФЗ № 210. То есть, даже если игнорировать антинаучность компьютерного формата олимпиады и в нарушение санпинов идти на цифровой эксперимент при проведении ВсОШ, у всех граждан должна быть альтернатива по форме участия в олимпиаде в традиционной форме (на бумажных носителях).
4. Нарушение порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников.
Правила проведения Всероссийской олимпиады школьников утверждены Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 27.11.2020 года № 678 «Об утверждении Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников» (далее - Приказ № 678). Проведение олимпиады с использованием компьютера на дому нарушает многочисленные положения Приказа № 678, а также ряд норм федеральных законов.
4.1. Согласно п. 5 Приказа № 678 «Форма проведения олимпиады – очная». Между тем в нарушение указанного пункта Приказа № 678 задания для олимпиады выполняются в любом месте, в т.ч. «дома», то есть, заочно.
4.2. Согласно п. 18 Приказа № 678 «Оргкомитет соответствующего этапа олимпиады:…
обеспечивает организацию и проведение соответствующего этапа олимпиады в соответствии с Порядком, нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение соответствующего этапа олимпиады, и действующими на момент проведения олимпиады санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных организациях».
Речь идет о необходимости соблюдения Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (далее - СП 2.4.3648-20).
СП 2.4.3648-20 предусматривают большой перечень требований к организации учебного процесса, в том числе в отношении обустройства помещений для обучения и т.п. В случае с проведением олимпиады «за компьютером в любом месте» все указанные нормы игнорируются.
Согласно СП 2.4.3648-20 «Общая продолжительность использования ЭСО [электронных средств обучения] на уроке не должна превышать для … компьютера - для детей 3 - 4 классов - 25 минут, 5-9 классов – 30 минут, 10-11 классов – 35 минут» (п. 2.10.2). Эти нормы имеют целью защиту здоровья детей, в частности, зрения.
Очевидно, что при проведении олимпиады на компьютере, которая длится от 45 минут и более (в зависимости от класса), то есть, существенно больше обозначенных в СанПинах нормативов, указанные нормы будут нарушены. То есть, организаторы олимпиады заведомо идут на создание условий, причиняющих вред здоровью детей при проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Обратим внимание на то, что уже сейчас школьники имеют серьезные проблемы зрения. Согласно данным НИМЦ здоровья детей при Минздраве, изложенным в документе «Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования», «резко возросшая в последние годы информатизация образовательного процесса с использованием электронных средств обучения привела к ухудшению состояния здоровья детей. … Среди выпускников каждый второй (!) имеет функциональные нарушения зрения, а хронические глазные болезни (ХГБ) - каждый шестой. Причем частота ХГБ увеличивается в 16 раз за время обучения в школе».
Действия организаторов олимпиады по переводу ее на компьютерный формат исполнения усугубят ситуацию со здоровьем детей в масштабах страны. Кроме того, и в рамках подготовки к новому формату олимпиады детям придется также сидеть за экраном компьютера, сажая свое зрение уже в начальной школе.
Обратим внимание также на то, что имеет место попытка противозаконного снятия организаторами олимпиады с себя ответственности за соблюдение СанПинов и Приказа № 678 путем перевода проведения олимпиады на дом. Между тем согласно п. 18 Приказа № 678 «Оргкомитет соответствующего этапа олимпиады:… несет ответственность за жизнь и здоровье участников олимпиады во время проведения этапа олимпиады».
На счет предложения некоторых организаторов ВсОШ детям решать задачи олимпиады на смартфоне, следует указать на грубое нарушение таким предложением позиции Роспотребнадзора и Рособрнадзора, которые выпустили документ с научными материалами об угрозах здоровью, психике и развитию детей, связанных с использованием ими смартфонов (см. Приложение № 1 к Методическим рекомендациям об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях, утв. Роспотребнадзором N МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором N 01-230/13-01 14.08.2019).
4.3. Согласно п. 21 Приказа № 678 «При проведении олимпиады каждому участнику олимпиады должно быть предоставлено отдельное рабочее место, оборудованное с учетом требований к проведению школьного этапа олимпиады на школьном этапе олимпиады, утвержденными протоколом муниципальной предметно-методической комиссии по соответствующему общеобразовательному предмету, требований к проведению муниципального этапа олимпиады на муниципальном этапе олимпиады, утвержденными протоколом региональной предметно-методической комиссии по соответствующему общеобразовательному предмету, требований к проведению регионального этапа олимпиады на региональном этапе олимпиады и требований к проведению заключительного этапов олимпиады на заключительном этапе олимпиады, утвержденными протоколами соответствующих предметно-методических комиссий.
Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения олимпиады, должны обеспечивать выполнение олимпиадных заданий в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологическими требований к условиям и организации обучения в образовательных организациях».
Перевод олимпиады «за компьютер в любое место, в т.ч. на дом» является грубым нарушением вышеуказанного пункта и снятием с себя обязательства по обеспечению рабочего места участникам олимпиады.
Кроме того, создаются условия для дискриминации детей в зависимости от наличия возможности выполнения олимпиады на дому и от наличия «своего компьютера». Во-первых, многие семьи живут в условиях одной комнаты на всех членов семьи, что исключает возможность сосредоточения для выполнения заданий ребенком, во-вторых, многие семьи являются многодетными, и наличие дома маленького ребенка, который шумит или играет, также исключает возможность концентрации при участии в олимпиаде «на дому». В-третьих, родители не обязаны покупать детям компьютеры, более того, многие родители осознанно в интересах детей ограничивают их доступ к экранам и интернету, учитывая тот вред, который причиняет развитию когнитивных и аналитических способностей проведение времени перед экраном. В-четвертых, государство обязано заботиться о духовно-нравственном развитии детей, между тем, любое включение детей в Интернет для выполнения тех или иных задач всегда (!) сопряжено с риском хакерских атак или сбоев, выражающихся в том числе в появлении на экране ребенка порнографии и прочей растлевающей информации. Возможность такого развития событий доказана опытом «дистанционного обучения» в 2020 г. и может быть подтверждена родителями детей, пострадавших от растления..
4.4. Согласно п. 22 Приказа № 678 «участие в олимпиаде индивидуальное, олимпиадные задания выполняются участником самостоятельно без помощи посторонних лиц».
Между тем при выполнении заданий на компьютере «в любом месте, в т.ч. на дому» участник олимпиады становится анонимным лицом, поскольку исключена проверка того факта, что именно конкретный ученик выполняет задания. В большинстве случаев очевидно выполнение задач не будет индивидуальным, что подрывает справедливость в определении результатов.
Если же предполагается слежка за ребенком при выполнении заданий олимпиады через камеру компьютера, то данный факт сам по себе будет грубым нарушением закона - принуждением к согласию на обработку биометрических персональных данных как условию участия в олимпиаде, а также нарушением неприкосновенности частной жизни семьи учащегося (нарушения статей 23, 24 Конституции РФ, а также положений о добровольности обработки персональных данных, предусмотренных ФЗ РФ № 152-ФЗ «О персональных данных»).
4.5. Согласно п. 26 Приказа № 678 «В месте проведения олимпиады до момента окончания времени, отведенного на выполнение олимпиадных заданий, запрещается:
участникам олимпиады выносить из аудиторий и мест проведения олимпиады олимпиадные задания на бумажном и (или) электронном носителях, листы ответов и черновики, копировать олимпиадные задания».
Этот пункт Приказа также будет заведомо нарушен в силу непредставления организатором олимпиады аудиторий для ее проведения и физической невозможности проверки соблюдения данного положения.
5. Вред здоровью детей.
Согласно п. 2 ст. 28 ФЗ РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения… для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям».
Санитарно-эпидемических заключений, основанных на научно-экспертном анализе, в отношении проведения Всероссийской олимпиады школьников на компьютерах не имеется. Наших детей, желающих получать глубокие научные познания и участвовать в олимпиадах, добровольно-принудительно включают в сомнительный цифровой эксперимент с явной угрозой для здоровья, с нарушением СанПинов и ФЗ РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
6. Принудительный сбор персональных данных детей и угроза нацбезопасности.
Перевод олимпиад на информационные платформы Интернета по умолчанию требует внесения на соответствующие платформы персональных данных детей, причем, всех детей начиная со школьного этапа, а в нем принимают участие миллионы школьников.
Происходит сбор данных о детях на информационной платформе неизвестного происхождения негосударственной структуры с 7 учредителями. При этом, территория «Сириуса», на платформу которого собираются данные, фактически выведена из общего правового поля (ФЗ РФ № 473-ФЗ от 22.12.2020 г. «О федеральной территории «Сириус»), а Фонд, который организует ВсОШ и собирает данные детей, осуществляет в силу Устава также международное сотрудничество. Во-первых, для многих родителей принципиально неприемлема передача данных о детях в различные фонды, между тем в текущем году участие в государственной ВсОШ без передачи данных частному фонду запрещено, что само по себе незаконно, поскольку исключает свободу выбора при принятии решения о согласии на обработку персональных данных. Во-вторых, сложившаяся ситуация может привести к утечке персональных данных детей в неизвестном направлении, в т.ч. за рубеж, и к манипуляциям с ними, то есть, при таком объеме сбора данных о школьниках России представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Согласно Стратегии национальной безопасности (утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400) «расширение возможностей для получения качественного образования», «повышение уровня образования населения», «повышение качества образования», а также «снижение до минимально возможного уровня количества утечек информации ограниченного доступа и персональных данных» отнесены к важным целям государственной политики (п.п. 29, 32, 33, 57). Настоятельно просим Вас в целях обеспечения достойного уровня образования в нашей стране, информационной безопасности, защиты здоровья детей принять меры для сохранения традиционной формы Всероссийской олимпиады школьников (на всех этапах), исключив ее перевод в Интернет-формат.
[1] http://k-obr.spb.ru/o-komitete/news/54632/
[2] Безруких М.М., Иванов В.В., Голландцева А.И. «Возрастные особенности окуломоторной активности при чтении текста с различных электронных устройств отобрания информации у подростков»// https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-okulomotornoy-aktivnosti-pri-chtenii-tekstov-s-razlichnyh-ustroystv-otobrazheniya-informatsii-u-detey-13-14-let
[3] О. А. Догуревич, Г. А. Сугробова. Влияние работы на ПЭВМ с разными видами информации на психофизиологическое состояние подростков// https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-raboty-na-pevm-s-raznymi-vidami-informatsii-na-psihofiziologicheskoe-sostoyanie-podrostkov/viewer
[4] Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг. С. 64, 65, 74, 93.
[5] Шпитцер М. Там же. С. 167. Обратим внимание также на проведенные школьниками США протесты (2018 г.), в которых они выступали против принуждения к обучению на цифровых платформах. Внедрение методов обучения, которые оказывают негативное воздействие на учащихся и их возможности в образовании, является угрозой социальной стабильности. См. «Школьники Нью-Йорка вышли на протест против он-лайн платформы» // https://activityedu.ru/News/shkolniki-nyu-yorka-vyshli-na-protest-protiv-onlayn-platformy/
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: