Оценки за поведение в школах превратятся в социальный рейтинг учеников

#
Общественный уполномоченный по защите семьи
0

С начала нынешнего учебного года в семи регионах России идет апробация оценивания поведения школьников. В пилотном проекте участвуют 89 школ. Накануне, 18 января, новую информацию по итогам эксперимента сообщили в Минпросвете: разъяснено, что будет создана единая модель оценивания поведения для всех школ. Соответствующие изменения прописаны в проекте приказа ведомства, выложенного на портале правительственных НПА 15 января. С 1 сентября 2026 г. планируется, что такую оценку будут ставить повсеместно. А замминистра просвещения Ольга Колударова заявила, что в будущем она появится и в аттестате выпускника. Фактическое появление в школах новой дисциплины «Поведение», которая оценивается по непрозрачным критериям и имеет непонятные пока последствия для «не успевающих» (включая влияние на их будущее) беспокоит родительское сообщество, педагогов, независимых экспертов. Тем более, на примере того, как это было реализовано в одном из пилотных регионов – Тульской области – на основе анализа положения об оценке поведения учеников одной из местных школ можно сделать самые печальные выводы. И подтвердить опасения тех, кто считает эту «инновацию» предтечей социального рейтинга. Полностью отбросить эту инициативу уже не получится, поэтому ОУЗС предлагает внести ряд конкретных дополнений, нивелирующих риски и негативные последствия при внедрении оценки поведения в школах.

Как рассказали в Минпросвете 18 января, каждая школа выбрала один из трех предлагаемых вариантов оценки поведения. Это система "зачет - незачет", пятибалльная шкала - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно и совсем неудовлетворительно и трехбалльная оценка - неудовлетворительное, удовлетворительное и образцовое поведение.

По итогам эксперимента выберут одну модель для всех школ. Планируется, что оценки начнут ставить повсеместно уже с 1 сентября 2026 года.

При этом в министерстве пояснили: оценивать поведение будут с 1 по 11-й класс, хотя эксперимент проходил только в 1-8-х классах.

Ранее замминистра просвещения Ольга Колударова отмечала: в будущем оценка за поведение найдет отражение в документах об окончании учебного заведения, то есть в аттестатах.

Причем на публичном обсуждении этой темы с президентом России в конце 2024 г. Владимир Путин дал понять, что поддерживает инициативу, и внедрении оценки поведения должно иметь серьезные последствия и закрепление:

«Сейчас я не готов формулировать окончательные решения, но если оценка за поведение будет возвращена, то нужно, чтобы она на что-то влияла. Сейчас не буду вдаваться в детали, но думаю, что вы меня понимаете. Она должна быть равноценной с другими оценками», - отметил президент.

Это к тому, что намерения внедрителей оценки поведения очень серьезны, подкреплены позицией первого лица страны, и вряд ли получится их отменить.

На портале правительственных нормативных актов 15 января с.г. был выложен проект приказа Минпросвета, вносящий изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвета РФ от 22 марта 2021 г. № 115.

Нас сейчас интересует одно положение из этого документа:

«4. Пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания:

«Контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка обучающихся, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения в Организации, может предусматривать выставление оценок поведения обучающихся».

Заметим, что этот проект приказа не раскрывает конкретно критерии при оценивании поведения школьников, никак не прописывает последствия такого оценивания. Основной груз оценивания ляжет на администрацию школы, классных руководителей, педагогов, соцпедагогов и других работников школы, что следует из ссылки в документе на п. 3.1 ст. 43 273-ФЗ «Об образовании», где прописано, кто контролирует «соблюдение правил внутреннего распорядка, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения в организации».

Также непонятно соотношение «оценки поведения» с мерами дисциплинарного взыскания, которые приводятся в той же статьи 43 273-ФЗ. Вроде как очевидно, что низкая оценка за поведение (особенно, стабильно очень низкая) – это маркер несоблюдения дисциплины на занятиях, правил поведения в школе и т.д. В то же время, в проекте приказа Минпросвета прямо не прописано, что при низкой оценке за поведение возможны какие-либо наказания/дисциплинарные взыскания. А так-то по закону перечень взысканий серьезный: «замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность». В общем, каковы последствия низкой оценки за поведение, из проекта НПА не понятно.

Входит ли в компетенцию обр. организации право вводить оценку за поведение – вопрос юридически спорный. По 273-ФЗ, школа вправе «устанавливать правила внутреннего распорядка и меры по обеспечению дисциплины», а в документе Минпросвета сказано, что школа в рамках этой компетенции теперь «может предусматривать оценку поведения обучающихся». Фактически новым нормативным актом Минпросвет предлагает внедрить новый элемент внутришкольного контроля – в рамках тех компетенций школы, которыми она уже наделена по закону. И отбить такой подход очень трудно.

Теперь рассмотрим вкратце, как реализовывался эксперимент по внедрению оценки поведения обучающихся на практике – на примере Положения об оценке поведения обучающихся с 1 по 8 классы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шелепинская средняя общеобразовательная школа №27» муниципального образования город Алексин Тульской области.

Выдержка из Положения:

«…система оценки поведения обучающихся включает 5 критериев и 11 показателей. Критерии:

- дисциплинированность (соблюдение правил внутреннего распорядка обучающихся, установленных в образовательной организации);

- соблюдение норм межличностного взаимодействия с обучающимися (неконфликтность, уважительное, доброе отношение к сверстникам);

- соблюдение норм межличностного взаимодействия со взрослыми (неконфликтность, уважительное отношение ко взрослым);

- социальная активность (участие в социально значимых проектах, программах, в том числе гражданско-патриотической направленности);

- правомерное поведение (отсутствие фактов антиобщественных действий и противоправного поведения)».

В критерии «социальная активность», в частности, следующие показатели:

«участвует в общественной жизни класса и школы, в значимых проектах, в том числе в деятельности и мероприятиях детских и программах, в том числе молодежных общественных объединений;

регулярно посещает внеурочные занятия направленности «Разговоры о важном» (не пропускает без уважительной причины)».

То есть обязательное посещение неоднократно критикуемой род. сообществом и педагогами «официозной» внеурочки, над разработкой которой трудятся, скажем прямо, сомнительные персонажи, в том числе, связанные с ООН, ЮНЕСКО и другими наднациональными структурами сотрудники Института стратегии развития образования (ныне именуется - Институт содержания и методов обучения) и т.д., становится критерием хорошего поведения. Тут уже впору бить тревогу!

Далее нам рассказывают про особенности формирования поведенческого рейтинга:

«Среди перечисленных показателей 8 – имеют положительную модальность (утверждают наличие значимой положительной характеристики поведения обучающегося), 3 показателя имеют отрицательную модальность (2.2, 5.1, 5.2, формулировка отражает отсутствие нежелательных характеристик поведения обучающегося).

Данный подход является обоснованным с точки зрения целостности характеристики поведения обучающихся с учётом показателей риска, которые могут свидетельствовать о наличии признаков девиантного поведения.

Перечисленные показатели являются обязательными для оценки поведения обучающихся всех возрастных групп. Содержание показателей просоциального поведения может уточняться образовательной организацией с учетом возрастных особенностей обучающихся и особенностей организации образовательной деятельности (участие в определенных видах деятельности, в мероприятиях, общественных объединениях).

Для оценки фактического поведения обучающихся по отдельным показателям используется двухуровневая система оценивания поведения обучающихся, включающая две содержательные оценки: «зачтено», «незачтено».

Шкала оценки показателей:

1 балл – поведение обучающегося соответствует показателю. Показатель проявляется в поведении обучающегося всегда или в большинстве ситуаций.

0 баллов – поведение обучающегося не соответствует показателю. Показатель не проявляется или отсутствует в поведении обучающегося. При наличии фактов нарушений по показателям с отрицательной модальностью (2.2, 5.1, 5.2), оценка показателя – «0».

Суммарно максимальное количество баллов при оценке всех показателей просоциального поведения обучающегося составляет 11 баллов.

Оценка «зачтено» выставляется обучающимся в результате суммирования баллов по критериям, получения суммы баллов в диапазоне 4-11 баллов.

Оценка «незачтено» выставляется обучающимся в результате суммирования баллов по критериям, получения суммы баллов в диапазоне 0-3 балла.

Учитывая социально-психологические особенности детей, преобладание визуальных способов восприятия информации, для фиксации результатов используется тепловая карта оценки поведения обучающихся 1 класса.

Тепловая карта предполагает использование цветового «светофора» с обозначением сигнальных (информационных) характеристик каждого цвета:

зеленый – поведение обучающегося соответствует показателю просоциального поведения (1 балл);

красный – поведение обучающегося не соответствует показателю просоциального поведения (0 баллов).

Общая оценка выставляется обучающимся в результате суммирования баллов по критериям суммы баллов в диапазоне 0-11 баллов. зеленый – сумма баллов в диапазоне 4-11 баллов; красный – 0-3 балла.

Тепловая карта является эффективным информационным средством, позволяющим провести анализ фактической поведенческой активности обучающихся и донести соответствующую информацию: обучающимся для понимания проблем и точек роста, вариантов саморазвития;

родителям (законным представителям) обучающихся для понимания рисков, угроз поведенческой активности ребенка и понимания направлений изменения семейного воспитания, поддержки и помощи ребенку;

педагогическим работникам для понимания рисков, угроз поведенческой активности обучающегося и определения необходимых направлений воспитательных, коррекционно-развивающих мероприятий, определения направлений и содержания проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним».

оценка поведения2.jpg

оценка поведения1.jpg

Мы не случайно привели такую большую цитату из алгоритмов расчета «тепловой карты» поведения школьников. Это в чистом виде рейтинговая модель, причем нацеленная на предотвращение рисков, которые только «могут свидетельствовать» о наличии некого девиантного поведения. Эти критерии и способ оценки далеки от прозрачности и очень напоминают способ ранжирования семей по цветовой «шкале риска» в ювенальной системе ГИС «Профилактика» (от того же Минпросвета)/АИС «Траектория», о который было уже немало написано. 

Кстати, есть тут и явно ювенальные закладки, приведем финальную часть Положения об оценивании поведения от школы в Тульской области:

«Результаты оценивания поведения обучающихся могут быть использованы индивидуально для разработки системы:

-поощрений обучающих (подпункт 10.1, подпункт 11 пункта 3 статьи 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

-поддержки обучающихся, нуждающихся в стимулирующем, тьюторском сопровождении наставника;

-индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними (статья 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)».

Фактически низкая оценка за поведение становится основанием для вмешательства органов опеки в семью такого обучающегося. В навязывании ему (а значит, и всей семье) наставничества и т.д.

С уже озвученным Минпросветом намерением ставить оценки за поведение в итоговый аттестат, с предполагаемым наверняка их включением в цифровое портфолио и персональную образовательную траекторию обучающегося, риски печальных последствий при внедрении этой системы резко возрастают. Это уже далеко не старая добрая советская система дисциплинирования с двойками в журнал, а готовый инструмент социальной сегрегации и социальной инженерии.

Кроме того, риски утечки данных, при формировании баз с личными сведениями о характеристиках, поведенческом рейтинге обучающихся очень велики, что может быть чревато новыми масштабными мошенничествами и злоупотреблениями. Уже молчим про коррупциогенный фактор в самой системе образования, если при выставлении обязательной оценки за поведение по вот таким критериям, на усмотрение классного руководителя/администрации школы появится какой-либо корыстный личный интерес родителей/работников школы. А он появится – это лишь вопрос времени.

В связи с этим ОУЗС просит Минпросвет при доработке проекта приказа «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам…», утвержденный приказом Минпросвета РФ от 22.03.2021 № 115 (в части дополнения пункта 25 положением о возможности выставления оценок поведения обучающихся), предусмотреть правовые и организационно‑технические гарантии, исключающие формирование «цифрового рейтинга» обучающихся на основе таких оценок и предотвращающие дискриминацию и стигматизацию детей.

ОУЗС предлагает:

1) Прямо закрепить, что оценка (отметка) поведения не относится к текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации, не является оценкой освоения образовательной программы и не учитывается при выставлении отметок по учебным предметам, принятии решений о переводе в следующий класс и допуске к государственной итоговой аттестации.

2) Установить запрет на использование оценок поведения для формирования рейтингов обучающихся, интегральных балльных показателей, скоринговых моделей, автоматизированного ранжирования либо профилирования обучающихся, в том числе с применением информационных систем и алгоритмов.

3) Ограничить цифровую фиксацию оценки за поведение: при наличии учета оценок поведения в информационных системах исключить их размещение в разделах, предназначенных для отражения результатов освоения образовательной программы (успеваемости), исключить включение в цифровое портфолио обучающегося, а также исключить использование таких сведений для автоматизированного формирования рекомендаций, «персональных траекторий» и иных решений, затрагивающих права и интересы обучающегося.

4) Установить требования к минимизации данных и срокам хранения: хранить сведения об оценках поведения только в объеме, необходимом для целей профилактики и воспитательной работы, с предельным сроком хранения не дольше окончания соответствующего учебного года (либо иного установленного краткого срока), с последующим удалением или обезличиванием.

5) Установить требования к доступу и конфиденциальности: предоставить доступ к сведениям об оценках поведения только обучающемуся, его родителям (законным представителям) и работникам образовательной организации, для которых такая информация необходима для исполнения должностных обязанностей; запретить публичное размещение и распространение таких сведений.

6) Прямо исключить использование оценок поведения в качестве критерия отбора (допуска) обучающихся к получению образования, участию в образовательных мероприятиях, программах, профильном обучении и мерах поддержки, за исключением случаев, заведомо связанных с обеспечением безопасности (законности).

Считаем предложенные меры необходимыми для обеспечения прав и законных интересов обучающихся, недопущения дискриминации и предотвращения создания де-факто «социального рейтинга» и защиты персональных данных детей в условиях продолжающейся тотальной цифровизации образовательной среды. По крайней мере, они способны нивелировать внедрение новой огромной проблемы, которую нам всем подготовили…

Все неравнодушные граждане могут использовать наши тезисы, на их основе приводить собственные аргументы и приводить их в отзывах/оценке проекта приказа Минпросвета на правительственном портале НПА. https://regulation.gov.ru/projects/164026/ Также можно отправлять свое мнение по внедрению единой оценки поведения школьников на почту ответственной сотруднице Минпросвета – Делианиди Луизе Сергеевне delianidi-ls@edu.gov.ru , отправлять письма в Минпросвет по адресу 115093, Москва, Люсиновская ул., д. 51, звонить с личными отзывами по телефону - 8-495-587-01-10 доб.3266. Общественное обсуждение документа продлится до 30 января.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Социальный рейтинг # Оценки за поведение # Тотальный контроль
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: