Поправки, предлагаемые к проекту Кодекса РФ об административных правонарушениях

«В связи с обсуждением проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – Проект) предлагаем ряд поправок, связанных с необходимостью решить некоторые актуальные проблемы практики в сфере защиты семьи, а также в области оказания государственных услуг».

#
А.В. Швабауэр, к.ю.н., эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи
0

А.В. Швабауэр, к.ю.н., эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи

«В связи с обсуждением проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – Проект)[1] предлагаем ряд поправок, связанных с необходимостью решить некоторые актуальные проблемы практики в сфере защиты семьи, а также в области оказания государственных услуг».

Практика показывает, что законодателю следует обеспечить большую защиту институту семьи. За последние годы в России с подачи прозападных некоммерческих организаций (НКО) произошло широкомасштабное внедрение в правоприменение антисемейных технологий, которые создали условия для неоправданного вмешательства в жизнь любой семьи, для осуществления контроля за действиями членов семьи, для изъятия детей у родителей и передачи их в замещающие условия. В частности, на основании методических материалов НКО в практику внедряется неадекватное понятие «жестокого обращения» с детьми (вмещающее обычные воспитательные меры, не причиняющие вреда здоровью), муссируются ложные статистические данные о семье как об «особо опасном месте» для ребенка, продвигаются принципы «компетентный ребенок» (который может самостоятельно решать вопросы в семье и в обществе), «некомпетентный родитель» (которого надо учить «воспитательным навыкам») и т.п. Наличие неопределенных формулировок в кодексах и федеральных законах наряду с параллельным внедрением антисемейных инструктивных материалов в регионах привело к избыточному вмешательству в дела семей и весьма высокому числу изъятых у родителей детей. Причем, нередко изъятия отличаются особым цинизмом по отношению к детям и родителям[2],  иногда заканчиваются смертельными исходами для отобранных малышей[3]. Представители «детозащитной» системы в таких случаях в оправдание своих действий, как правило, ссылаются на нормативно-правовую базу, что дает основания для обсуждения криминогенности действующих в обсуждаемой сфере правовых норм.

По данным доклада члена Совета Федерации Е.Б. Мизулиной в России в 2015 году из кровных семей было изъято более 300 тысяч детей[4].

Построенная система подрывает базовые принципы семейного законодательства, которое согласно статье 1 Семейного кодекса РФ «исходит из необходимости укрепления семьи,… недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав».

В целях преодоления сложившейся ситуации необходимо системное изменение законодательства, включая внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

Статья 9.1. опубликованного для обсуждения Проекта КоАП является аналогом действующей ч. 1 ст. 5.35 КоАП и звучит следующим образом: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.».

Неопределенность формулировки о «ненадлежащем исполнении» позволяет крайне субъективно трактовать норму. На практике приходится сталкиваться с наказанием родителей по указанной статье за плохую успеваемость ребенка в школе, за применение традиционных воспитательных методов к детям и т.п. Вместе с тем несколько протоколов по указанной статье может привести к лишению родительских прав и (или) отобранию ребенка у родителей. Кроме того, следует учитывать, что в ряде случаев «неисполнение родительских обязанностей» может быть вызвано объективными уважительными причинами (болезнь, потеря работы, командировка и т.п.). Указанные обстоятельства следует учесть в обсуждаемой норме. Предлагаем изложить статью 9.1 в следующей редакции: «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, за исключением случаев, когда неисполнение вызвано стечением тяжелых жизненных обстоятельств либо иными уважительными причинами, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.».

Для противодействия незаконному вмешательству третьих лиц в дела семьи актуально внесение соответствующего запрета в КоАП. Следует отметить, что Проект наследует норму действующего КоАП о запрете действий родителей (иных законных представителей), выразившихся в лишении ребенка права на общение с родителями или близкими родственниками, ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание, образование детей, защиту их прав (ст. 9.2 Проекта). Между тем Проект (и КоАП) не содержат нормы о запрете третьим лицам препятствовать родителям в осуществлении родительских прав. На практике такие действия могут выражаться, например, в следующем:

-   В уполномоченные органы сообщается ложная информация о якобы некорректных действиях родителей по отношению к детям, что становится основанием для проверки родителей и постановки семьи на контроль. Такие действия против семьи нередко провоцируются местью либо недовольством родителями по причинам, никак не связанным с воспитанием детей.

-  Чиновники или сотрудники учреждений образования (здравоохранения) принуждают родителей к сообщению информации о частной жизни семьи, которая впоследствии становится доказательственной базой для «легализации» отобрания детей или лишения родителей родительских прав.

-  Чиновники принуждают родителей подписать согласие на направление ребенка в специализированное учреждение для детей под угрозой подачи иска о лишении родительских прав или отобрания ребенка. При этом родителям нередко указывают на необходимость «исправления» за время нахождения ребенка в соответствующем учреждении (провести ремонт, устроиться  на работу и т.п.). Между тем, такие действия бывают связаны с финансовым интересом в заполнении койко-мест в соответствующих учреждениях, а не с истинной заботой о ребенке.

-  Чиновники принуждают родителей подписать согласие на получение социальных услуг (психологических, педагогических и др., что приводит к установлению контроля над семьей) под теми же предлогами, что указаны выше. Между тем, и эти действия бывают связаны с необходимостью «отработать бюджет» и оказать социальные услуги.

Наличие такой практики означает необходимость введения в законодательство нормы, защищающей родителей (иных законных представителей).  С учетом изложенного предлагаем дополнить главу 9 Проекта КоАП нормой «Воспрепятствование родителям в осуществлении родительских прав» и изложить ее в следующей редакции: «Воспрепятствование родителям (иным законным представителям) в осуществлении родительских прав, в том числе предоставление должностным лицам заведомо недостоверных сведений, являющихся основанием для вмешательства в осуществление родителями (иными законными представителями) родительских прав, принуждение родителей (иных законных представителей) к предоставлению информации о семье (членах семьи), к направлению ребенка в специализированное учреждение для несовершеннолетних, к получению социальных услуг, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей».

Второй блок поправок, который считаем актуальным, связан с проблемой постепенного незаконного вымещения на практике права граждан на выбор неэлектронной (бумажной) формы оказания государственных (муниципальных) услуг, на личный прием в госструктурах. В частности, подача заявлений о зачислении ребенка в школу, согласно сайтам образовательных учреждений Санкт-Петербурга, производится исключительно в электронной форме несмотря на то, что по закону граждане имеют право выбрать бумажную форму заявления (ч. 8 ст. 55 ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. 5, 9 Порядка
приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32, п. 6 ст. 4, п. 3 ст. 5, п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Это лишь один их тысяч примеров. Указанная проблема, судя по всему, будет нарастать, поскольку в планах проекта «Цифровая экономика» (паспорт программы утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24.12.2018 г. № 16) прямо предусмотрена «цифровая трансформация государственного управления» и «исключение участия человека в процессе принятия решения при предоставлении приоритетных государственных услуг» (см. федеральный проект «Цифровое государственное управление», утв. Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол 28.05.19г. № 9).

В связи с изложенным предлагаем дополнить статью 6.8 Проекта КоАП запретом на отказ от принятия и рассмотрения бумажных обращений граждан и изложить норму в следующей редакции: «Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, отказ от принятия и (или) рассмотрения обращений, подаваемых лично либо направленных по почте в бумажной форме должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.9 и 6.10 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей».

Помимо принуждения к электронной форме заявления об оказании государственных (муниципальных) услуг граждан нередко вынуждают подписывать согласие на обработку персональных данных. Между тем, для оказания государственных услуг исходя из ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» подписания такого документа не требуется (п. 4 ч. 1 ст. 6). Необходимо дополнить часть 2 статьи 6.11 Проекта «Нарушение права на получение государственных и муниципальных услуг» запретом на требование указанного согласия. Также в этой статье важно закрепить право граждан на выбор неэлектронной формы государственных (муниципальных) услуг. С учетом изложенного предлагаем следующую формулировку состава правонарушения в части 2 статьи 6.11 Проекта: «Требование лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, для предоставления государственных или муниципальных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами, принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или правовыми актами субъектов Российской Федерации, включая согласие на обработку персональных данных, оформления заявления о предоставлении государственных или муниципальных услуг в электронной форме, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - …».

Предложенные два блока поправок позволят гарантировать конституционные права граждан на защиту семьи государством (ст. 38 Конституции РФ), на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ), а также иные связанные с указанными права.


[1] https://regulation.gov.ru/projects#npa=102945

[2] https://rvs.livejournal.com/770603.html; https://www.youtube.com/watch?v=g05Hl8Gf5Kc

[3] https://ivan4.ru/news/yuvenalnaya_yustitsiya/detozashchita_rf_ispytyvaet_sereznyy_udar_po_imidzhu_/

[4] https://regnum.ru/news/society/2281767.html



Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#КоАП
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: