ОГЭ (Основной государственный экзамен), ЕГЭ (Единый государственный экзамен), ВПР (Всероссийские проверочные работы) крайне негативно влияют на образование в России, массово по стране снижают уровень знаний, создавая тем самым угрозы нацбезопасности.
ОГЭ, ЕГЭ разрушают нормальный образовательный процесс, поскольку они:
- исключают качественное освоение детьми школьной программы в связи с необходимостью натаскивания детей по системе этих экзаменов;
В результате тестовые системы проверки стали общим правилом и используются начиная с первого класса на регулярной основе, «чтобы готовить к ЕГЭ», исключают полноценное освоение школьных программ, формирование аналитических способностей и речи детей, не позволяют развивать навык давать развернутые ответы на вопросы, лишают возможности творческого мышления, загоняя его в рамки заранее данных вариантов ответа. Тесты для проверки детей часто не совпадают с содержанием учебного материала в учебниках. Это влечет искусственное снижение успеваемости детей в связи с тем, что даже отлично зная материал по учебным пособиям, они сталкиваются с непонятными заданиями, не освещенными в пособиях. Помимо несправедливости оценок такая система невротизирует детей, лишает мотивации, поскольку вне зависимости от того, как старательно дети изучают материал, они могут получать низкие оценки по причине неадекватности системы проверки знаний.
- требуют для успешной сдачи «правильного заполнения бланка», чтобы «компьютер мог рассмотреть ответы», либо предполагают сдачу устного экзамена «компьютеру» (по иностранному языку) с последующей проверкой ответов, «полученных компьютером», экспертом (такой подход, исключающий педагогов из системы проверки части заданий, представляет собой неуважение к педагогам, заведомо создает условия для технических проблем и сбоев при проверке, то есть, для срыва процесса сдачи экзаменов, что подтверждается практикой);
- несут большую ненужную нагрузку, являются неоправданным сильным стрессом для учителей, учащихся (в том числе в связи с «тюремным» режимом проведения) и родителей;
- содержат вопросы, не совпадающие со школьной программой, что ведет к несправедливости итогов проверки знаний, полученных в школе, и чем доводят детей до нервных срывов и суицидов;
- дискриминируют экзаменуемых детей в связи с качественно отличающимся уровнем сложности заданий, попадающих разным детям;
- позволяют манипулировать истинными результатами выпускных экзаменов в общенациональном масштабе, подстраивая систему подсчета итогов в зависимости от ведомственных интересов и других целей, никак не связанных со справедливой оценкой знаний выпускников;
- исключают возможность полноценного оспаривания результатов, поскольку апелляции подлежит лишь вторая часть экзаменационных заданий, которую проверяют эксперты, а не компьютер. Результаты компьютерной проверки пересмотру не подлежат, даже если ошибка возникла в результате неправильного заполнения бланка;
- лишают ВУЗы возможности проверить знания абитуриентов и набрать тех, кто действительно подготовлен для освоения программы соответствующего ВУЗа: система ЕГЭ ведет к массовому наполнению ВУЗов неподготовленными студентами, которые не способны учиться в соответствующем ВУЗе, в итоге до 75% студентов в ряде ВУЗов отчисляются после первого года обучения, что негативно влияет на жизненный путь студентов, ведет к бездумной трате бюджетных средств и ведет к массовой нехватке специалистов.
ОУЗС ПРЕДЛАГАЕТ:
- отказаться от ЕГЭ, ОГЭ;
- разделить (развести) выпускные экзамены в школе и вступительные в ВУЗы и СУЗы, между ними не должно быть никакой связи;
- в 11 классе восстановить традиционные выпускные экзамены в школе без деления на профиль и базу; обязательные: письменно русский язык (сочинение) и математика, а также один или два экзамена по выбору выпускника (о вступительных экзаменах в ВУЗ см. ниже);
- в 9 классе: два обязательных выпускных экзамена в традиционной форме, письменно русский язык и математика (поступление в колледжи по результатам 9 класса (конкурс аттестатов)); восстановить ликвидированную недавно возможность перехода в колледж после 8 класса);
- обеспечить сдачу детьми выпускных экзаменов в 11 классе в своих школах комиссиям, состоящим из учителей данной школы, при необходимости с включением независимых сторонних экспертов для участия в школьной комиссии;
- исключить «тюремные» условия прохода на экзамен;
- полностью запретить проверку знаний в школах и на экзаменах «компьютерами»;
- обеспечить полное соответствие заданий на выпускных экзаменах в школе содержанию материала, изучаемого в рамках школьной программы; задания для экзаменов формулируются на федеральном уровне на основе школьных программ (как вариант для экзаменов в 9 классе задания компонуются регионом из банка заданий, предоставленного на федеральном уровне);
- темы и задания к государственным выпускным экзаменам должны быть в школьных учебниках по каждому предмету; это должен быть специальный раздел в конце учебника, в том числе темы для сочинений;
- обеспечить возможность ознакомления выпускника, родителей с выпускной письменной работой в случае несогласия с оценкой и апелляции по всему объему работы, а не по какой-либо ее части.
Аналогичные как с ОГЭ/ЕГЭ проблемы связаны с ВПР, которые являются отчетностью для чиновников, содержат вопросы, не соответствующие школьным программам, представляют собой тестовый подход к обучению, отнимают у детей время от освоения школьной программы по предмету, в итоге сильно перегружая их («надо успеть пройти программу»), деструктивно влияют на обучение детей по программе, поэтому от ВПР также необходимо полностью отказаться. Знания детей в школах должны проверять школы. Рособрнадзор должен быть полностью исключен из этого процесса.
Вступительные испытания в ВУЗ должны строиться на принципах общедоступности, равенства, широты возможностей, прозрачности, соответствия уровню ВУЗа.
1 принцип: Общедоступность достигается путем обучения школьников по единым программам и качественным учебникам для всех регионов страны.
(Учебные программы и учебники подлежат проверке и исправлению экспертами, поскольку на текущий момент их качество крайне низкое. В современных учебниках материал подается бессистемно, хаотично, без соблюдения ключевых принципов дидактики («от простого к сложному», доступности с учетом возрастных особенностей детей). Правила в учебниках часто не приводятся в принципе либо не выделены зрительно, или «размазаны» частями по всему тексту параграфа так, что ответить на вопрос о сути правила ребенок после прочтения текста принципиально не может. Отсутствует нормальное закрепление, повторение материала, предмет изучается «галопом». Часто в учебных пособиях встречаются ляпы, ошибки, а иногда информация, причиняющая вред нравственному и духовному развитию детей. В связи с низким качеством учебников образование требует привлечения платных репетиторов начиная с начальной школы, если родители могут себе это позволить, в обратном случае предметные знания у детей плохие. Такое положение дел – смертельный диагноз системе государственного образования, поскольку она не справляется с обучением детей даже азам знаний в начальной школе.
Необходимо обеспечить должную систематизацию образовательных программ, качественную переработку учебных пособий с учетом классических правил дидактики, соответствие заданий проверочных работ и любых аттестаций учебным программам.).
Абитуриент сдает в качестве вступительных экзаменов в ВУЗ: обязательно русский язык (сочинение), а также профильный (-ые) экзамен (-ы), минимум один, но не более трех.
2 принцип: Равенство возможностей.
Вступительные экзамены в ВУЗ сдают все абитуриенты.
ВУЗы зачисляют абитуриентов по результатам вступительных испытаний.
Золотая и серебряная медаль в школе, результаты участия в олимпиадах, спортивные звания и пр. (перечень закрытый) по приоритетности могут усилить решение в пользу абитуриента при равном количестве баллов за вступительные экзамены с другим абитуриентом, но не должны превалировать по количеству баллов над вступительными экзаменами.
ВУЗы предоставляют общежитие всем поступившим в ВУЗ.
3 принцип: Широта возможностей.
ВУЗы проводят вступительные испытания в два потока. Абитуриент имеет право на две попытки поступления в разные ВУЗы в текущем году. Абитуриенты участвуют в основном (первом) и, по желанию, в дополнительном (втором) потоке (в другом ВУЗе), для которого начало испытаний сдвинуто на определенное время относительно первого потока. Например, первый поток с 3 по 15 июля, второй поток - с 17 по 29 июля.
Вариант: во втором потоке ВУЗ самостоятельно может принять общее решение о зачете результатов сдачи абитуриентами обязательного экзамена по русскому языку в период первого потока, но профильные экзамены в ВУЗ во втором потоке сдаются обязательно.
В момент подачи заявления для сдачи экзаменов в ВУЗ абитуриент может не сдавать оригиналы своих документов с тем, чтобы обеспечить возможность участия в двух потоках; оригинал сдается при формировании окончательных списков поступивших в ВУЗ.
Таким образом:
- абитуриенты имеют шанс в случае неудачно сданных экзаменов в первом потоке попробовать поступить в текущем году в другой ВУЗ (чтобы не терять год в ожидании второй попытки); могут пробовать поступить в два ВУЗа и после второго потока принять окончательное решение о выбранном ВУЗе,
- и ВУЗы получают возможность отбирать будущих студентов под свои цели и задачи из большего количества абитуриентов — из двух потоков, формировать списки, выбирая лучших (по количеству набранных баллов) из первого и второго потока.
После формирования списков поступивших, если абитуриент прошел конкурс в два ВУЗа, он выбирает в установленный срок ВУЗ, в который поступает и сдает в него оригиналы документов. Соответственно, из списков поступивших второго ВУЗа он выбывает. При наличии оставшихся свободных мест ВУЗы вправе осуществлять дополнительный набор студентов на базе ранее сданных экзаменов без новых испытаний из абитуриентов, набравших более низкие баллы (из «листа ожидания» в порядке убывания по количеству баллов).
После окончания приема на очную форму обучения в ВУЗ объявляются наборы и начинаются экзамены на заочную и очно-заочную форму обучения. Не поступившие на очную форму (дневное отделение) абитуриенты имеют возможность подать документы о сданных в соответствующем ВУЗе экзаменах для зачисления на обучение на других формах в данном ВУЗе.
4 принцип: Прозрачность
Экзамены в ВУЗе принимает комиссия, созданная из преподавателей ВУЗа, в присутствии независимого стороннего наблюдателя (профессионала по соответствующему предмету), выбранного уполномоченным органом для конкретного ВУЗа методом случайной выборки за день (за несколько часов) до начала вступительных испытаний.
5 принцип: Соответствие уровню ВУЗа
ВУЗ публикует на своем сайте и размещает на своих информационных стендах список вопросов к вступительным экзаменам за год до поступления. Данные вопросы должны соответствовать школьной программе.
ВУЗ разрабатывает и публикует учебник (-и) для поступающих по профильному (-ым) экзамену (-ам), в котором (-ых) ВУЗ может более обстоятельно раскрыть материал школьной программы, и освоение которого должно давать возможность сдачи вступительного экзамена на «отлично».
Не допускается нагружать подготовительную программу материалами обучения в ВУЗе, включать частности как основной учебный материал.
ВУЗ обеспечивает возможность подготовки к вступительному экзамену на подготовительных курсах для желающих: прохождение программы перед вступительными экзаменами как в ускоренном формате очно (в т.ч. для приезжих), например, за две недели до начала вступительных экзаменов (напр., занятия по 4 ч. в день; соответственно, школьные выпускные экзамены должны заканчиваться за две недели до начала указанного периода подготовки к ВУЗу), так и в обычном режиме в течение года на подготовительных курсах (например, по часу раз в неделю).
Такой подход позволит:
- успешно подготовиться и сдать вступительные экзамены в ВУЗ абитуриентам, в т.ч. из других регионов,
- ВУЗам — подобрать подготовленных к специфике данного ВУЗа студентов, которые подходят конкретному ВУЗу и смогут освоить программу соответствующего ВУЗа,
- государству - не терять бюджет на студентов, которые набираются сейчас в ВУЗы как «кот в мешке» и принципиально не способны освоить программу ВУЗа,
- кратно увеличить в стране количество профессионалов, осознанно осваивающих специальность в ВУЗе.
Переходный период (от ЕГЭ/ОГЭ к традиционным экзаменам) может составлять, например, два года с тем, чтобы подготовить систему.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: