Позиция ОУЗС по вопросу дистанта и "электронного обучения" в очном общем образовании

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Что не так с опросом Володина по дистанту?

Многие наши подписчики в комментариях усмотрели подвох или, как минимум, недосказанность в опросе спикера Госдумы Володина по дистанту.

qp2WJtXprIk.jpg

Вопрос ставится интересным образом: "поддерживаете ли вы законодательное ограничение дистанта", чтобы он применялся, дескать, "только в исключительных случаях"?

Тут не обойтись без сжатого обзора законодательства - как выглядит ситуация с дистантом на данный момент. Регулирующая эту историю статья 16 273-ФЗ "Об образовании" звучит как "Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ)".

Как видим из ч.1 ст.16, в этой статье все свалено в кучу. ЭО - это и цифровые образовательные платформы, и онлайн-тесты, и различные программы/приложения, и базы данных с ПД школьников/образовательными материалами, и сами средства обучения - компьютеры, планшеты, интерактивные доски и проч. А ДОТ - это все, что организует удаленное (не живое, в одном помещении), опосредованное взаимодействие учеников и учителей.

В ч.2 ст.16 прописано, что "школы вправе использовать ЭО и ДОТ при реализации обр. программ" - в "порядке, установленном Правительством РФ". Про волеизъявление участников обр. отношений - в частности, родителей, учеников - в самом ФЗ ничего не сказано.

Порядок применения школами ЭО и ДОТ прописан в Приказе Минпросвета от 23 августа 2017 года N 816. Мы обратим внимание из всего его текста на п. 4:

"Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора".

Как видим, тут двусмысленности нет. Если речь идет о обеспечении возможности выбора участников образовательных отношений, значит, без выбора/согласия родителей вводить ЭО и ДОТ для ребенка нельзя. Еще раз - так гласит порядок, установленный Приказом 816 Минпросвета, на который есть отсылка в ч. 2 ст. 16 273-ФЗ.

Теперь по поводу применения дистанта "только в исключительных случаях", о чем спрашивает нас Володин. В июне 2020 г. в 273-ФЗ в ст. 108 "Заключительные положения" была введена новая ч. 17. Процитируем ее целиком:

"17. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части:

1) реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны".

То есть возможность ввести безальтернативный дистант (без согласия/выбора родителей) при реализации обр. программ в школе по закону уже сейчас имеется. Для этого на отдельной территории России (либо в федеральном масштабе) должен быть введен режим ЧС/угрозы ЧС (в том числе - набивший оскомину "ковидный" режим повышенной готовности). Да, мы прекрасно помним, что переводить на дистант всеми неправдами наших школьников начали еще в марте 2020 г. - когда для этого не было никаких правовых оснований. Многие родители буквально выбивали для себя возможность альтернативы дистанту, в т.ч. по инструкциям ОУЗС. Но в июне 2020 г. возможность правового сопротивления оказалась практически закрыта.

С учетом всего перечисленного, не понятно, что собственно подразумевает Володин под "дистантом в исключительных случаях". Правовые возможности для этих самых "исключительных случаев" уже имеются. Причем в случае с "угрозой ЧС/режимом ПГ" выглядят эти случаи весьма мутно, поэтому ОУЗС выступал против внесения поправки в ст. 108, которую все-таки приняли под шумок ковида. 

Еще раз обратим внимание, что в 273-ФЗ собственно "дистант" никак не обособлен, он "свален в кучу" как часть ЭО и ДОТ, эти сочетания постоянно присутствуют вместе. 

Вот почему опрос Володина выглядит нелогичным, неуточненным (как многие посчитали в комментариях - манипулятивным). Иными словами, нам предлагается одним махом решить проблему, которая требует десяти махов. 

ОУЗС по этому поводу неоднократно формулировал свою позицию в разных резолюциях/предложениях Минпросвету. Вкратце повторимся:

1) Сначала надо отделить мух от котлет (в том числе - ЭО от ДОТ) - и дать четкое определение очной форме обучения. Дистанционного (опосредованного/удаленного) взаимодействия между учеником и учителем (через компьютер/иное устройство) в очной форме обучения в общем образовании быть не должно в принципе. 

2) Надо четко прописать, что такое ЭО и ЭСО. Т.н. обр. порталы/электронные библиотеки/различные ФГИС/ИС и проч. - это ЭО? Принудительная регистрация на них, без согласия родителей - недопустима. 

3) В школах также активно внедряются цифровые обр. платформы с "онлайн-курсами" ("онлайн-уроками"). Там нет даже удаленного взаимодействия с живым пед. работником, только "обучение" под контролем программы/нейросети. Интерактивные уроки, задания и проч. - это все может иметь место как внутри школы, так и дома (везде - через компьютер, гаджеты). Исходя из определения ДОТ в ст.16 273-ФЗ, это скорее ближе к ЭО. Считаем, что такое "обучение" при очной форме занятий также недопустимо.

4) Тесты на компьютерах на уроках в школе, которые становятся все более массовыми, на разных предметах (далеко не только на информатике!) - это тоже не имеет никакого отношения к очной форме обучения. Это считаются частью ЭО? Считаем, что их надо полностью запретить.

5) Демонстрация той или иной картинки/информации к уроку детям на интерактивных досках/ЖК-панелях - это же тоже ЭО (точнее - использование ЭСО). Здесь необходим строгий научный подход, ориентир на безопасность для здоровья ребенка (в частности - никаких Wi Fi/радиосетей передачи данных в школах). Если когда-нибудь будут созданы научно обоснованные СанПиНы по электронным средствам обучения, можно говорить о строго дозированной допустимости их использования (проекторы изображения с экрана компьютера учителя, например, относительно безопасны).

Вот от этого и предлагаем плясать в разъяснениях к посту спикера Володина.
Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Дистанционное образование # Володин
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: