Вопрос о введении проектной деятельности в учебные планы образовательных организаций в настоящее время является актуальным.
Все больше родителей интересуется, какими нормативными актами регулируется эта деятельность, является ли «Проектная деятельность» является обязательной в школе, сколько часов в неделю на нее выделяется в учебном плане, с какого класса она реализуется, какое количество проектов обязан подготовить ученик общеобразовательной школы, вправе ли ученик самостоятельно выбрать тему проекта, выставляются ли в аттестат за «Проектную деятельность» оценки, является ли отсутствие оценки за индивидуальный проект академической задолженностью?
Индивидуальный проект ранее был предусмотрен п. 11 ФГОС среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 413).
В настоящее время проектная деятельность упомянута и в ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО, как обязательная часть обучения.
Поскольку индивидуальный итоговый проект включен в ФГОС, не выполнение данного проекта считается невыполнением учебного плана. Поэтому выполнение проекта обязательно.
Под проектной деятельностью подразумевается целенаправленно организованная работа педагогов и школьников по разрешению одной из актуальных социальных или учебных проблем (или ее аспектов). Подготовка проекта осуществляется учащимися самостоятельно под руководством учителя. Она направлена на выработку умений самостоятельно поставить проблему, собрать и обработать информацию, осуществить анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления.
Проектная деятельность является обязательной для учащихся (обучающихся) основной, средней школы и для учащихся 4 классов. Она может быть учебной урочной, учебной внеурочной и включаться в учебные планы как начального, так и основного общего, а также среднего общего образования школы.
Виды проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный (направленный на решение проблемы той или иной социальной группы, территориального сообщества или общества в целом), прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой) и т.п.
По содержанию проект может быть монопредметный (по одному из предметов), метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.
По количеству участников он может быть индивидуальный, парный, групповой, коллективный (класс и более в рамках школы), городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете).
По длительности (продолжительности) проекта от может быть от проекта - урока до многолетнего проекта.
Индивидуальный проект представляет собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода: полугодия, года, двух лет.
В п. 31.3. Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" указано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должна включать оценку проектной деятельности обучающихся.
Аналогичные положения содержатся и в ФГОС НОО, и в ФГОС СОО.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (часть 2 статьи 58 Федерального закона).
В силу ч. 6 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ п. 6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
Согласно части 9 статьи 58 Федерального закона обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико[1]педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному план
Таким образом, для допуска к ЕГЭ нужно выполнить вышеуказанный индивидуальный итоговый проект.
Поскольку содержание проектной деятельности подробно не раскрыто в нормативных актах об образовании, мы обратились с конкретными вопросами в Министерство просвещения России.
Письмом от 30.05.2023 г. Министерство Просвещения (прилагается) пояснило, что содержание образовательных программ согласно ст.ст. 12 и 28 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» определяется образовательными программами, которые должны соответствовать ФГОС. В рамках действующих ФГОС (те моменты, что им не регулируются) школы свободны в выборе содержания образования. Учебные планы формируются самими образовательными организациями, т.е. количество учебных часов, распределение их по годам обучения определяется школами самостоятельно.
Учебные планы не должны противоречить примерным основным образовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования, утв. Решениями федерального учебно-методического объединения по общему образованию, а также федеральным основным общеобразовательным программам (далее ФООП), которые утверждаются Минпросвещения России.
ФООП начального образования утверждена Приказом Минпросвещения России от 16.11.2022г. № 992, ФООП основного общего образования – Приказом от 16.11.2022г. № 993, ФООП среднего общего образования – Приказом от 23.11.2022г. № 1014.
Федеральные учебные планы являются частью ФООП.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» основные общеобразовательные программы (далее – ООП) всех общеобразовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года и становятся обязательными для всех школ.
Ранее действовавшим ФГОС также было предусмотрено выполнение индивидуального проекта.
Определение тематики проекта относится к компетенции образовательной организации, т.е. обучающийся может, как выбрать тему проекта из предложенных, так и ему могут выдать заранее установленную тему проекта.
Все нюансы, касающиеся проектной деятельности, в том числе количество проектов, выполняемых обучающимися, могут быть отражены в Положении об индивидуальном проекте обучающихся конкретной образовательной организации.
На вопрос: «вносятся ли сведения о выполнении индивидуального проекта в аттестат», поступил безальтернативный ответ «вносятся, т.к. выполнение обучающимся индивидуального проекта является обязательным требованием к результатам освоения основной образовательной программы на уровне среднего общего образования.»
Напомним эти нормы:
П. 3.4.6 Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
· для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры,
· для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры,
· для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков, для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый, в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут, предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при четвертном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров). Для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в среду или в четверг.
Продолжительность урока не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в которых не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития. Занятия начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16 - 18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: