Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 №152-ФЗ персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.
Частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона предусмотрено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
Поскольку родителям не разъяснены их права отказа от предоставления личных сведений детей для внесения в электронные базы данных, включая КИС «ГУСОЭВ», то указанные действия со стороны оператора ПД должны быть квалифицированы как принуждение к автоматизированной обработке персональных данных детей, информация о которых будет размещена на электронных платформах и в базах, контролируемых, в том числе, коммерческими организациями, при этом о защите персональной информации, а также о порядке и условиях ее передачи третьим лицам, родителям ничего не известно.
Почему это принуждение и почему оно не основано на законе?
Рассмотрим две основных причины.
1) В случае передачи ПД обучающихся для обработки автоматизированным способом согласие родителей (законных представителей) обязательно требуется, а принуждение законом не предусмотрено.
Так, не основаны на законе, а буквально «притянуты за уши» утверждения о том, что при обработке ПД обучающихся согласие не требуется, мотивированные ссылками на п.2 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ, а также – ссылками на положения Пользовательского соглашения КИС «ГУСОЭВ», в соответствии с которыми родитель/ученик, пользуясь любым сервисом (услугой), принимает условия и подписывает договор, давая полномочия школе передавать персональные данные школьников Департаменту информационных технологий города Москвы в систему КИС «ГУСОЭВ», пользователем которой является также Департамент образования и науки города Москвы.
Между тем, при ссылке на п.2 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ не учтено важное положение о том, что указанная норма применяется и трактуется крайне узко, то есть ее применение строго ограничено одной-единственной целью обработки ПД: например, нотариус устанавливает личность наследника; суд рассматривает дело, установив личности сторон и тп.
Тогда как оказание государственных услуг в сфере образования в электронной форме предполагает обработку персональных данных школьника в КИС «ГУСОЭВ», которая представляет собой совокупность систем и сервисов с разветвленными целями и доступом широкого круга лиц к ПД обучающихся.
Исходя из изложенного, ссылка на п.2 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ в обоснование довода о том, что согласие на ОПД от родителей (законных представителей) получать не требуется в ходе оказания государственных услуг в сфере образования в электронной форме, основана на неверном толковании закона.
Выражаясь бытовым языком, это выдача желаемого за действительное.
Нельзя не сказать и о другом существенном нарушении законодательства о ПД при формировании указанных систем и сервисов: закон запрещает собирать все виды ПД и хранить их в одном месте. положениями статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ предусмотрен запрет на объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. При этом обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Кроме того, на основании пунктов 1,2,4 и 5 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и предписывающей соблюдение конфиденциальности информации, тогда как система КИС «ГУСОЭВ» не гарантируют соблюдение данного требования, поскольку отсутствуют унифицированные, прозрачные и четко отрегулированные механизмы в отношении подобных систем для исключения доступа третьих лиц к ПД обучающихся.
Также необходимо помнить, что пункт 8 статьи 9 указанного Федерального закона гласит: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».
Учитывая изложенное, ссылка на п.2 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ в обоснование довода о том, что согласие на ОПД от родителей (законных представителей) получать не требуется в ходе оказания государственных услуг в сфере образования в электронной форме, в данном случае не применима, а согласие родителей (законных представителей) на ОПД автоматизированным способом обязательно требуется.
2) Законом не предусмотрено принуждение к получению госуслуг в электронной форме.
Отвечая отказом на жалобы родителей по поводу неправомерности принуждения к автоматизированной ОПД и ведения учета успеваемости (журнала и дневника) в электронной форме, госорганы ссылаются на положения распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 729-р, мотивируя тем, что этот и иные правовые акты регулируют предоставление госуслуг в сфере образования в электронном виде.
Однако несмотря на то, что положениями распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 729-р (и прочих подобных нормативных актов) регулируется именно электронная форма госуслуги по ведению учета успеваемости и некоторые другие услуги в сфере образования, эта электронная форма не установлена в качестве единственной для осуществления услуг по ведению учета успеваемости и прочих услуг в сфере образования.
Главное, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит обязательного требования о ведении учета успеваемости (и др. услуг) в электронном виде (электронного журнала и электронного дневника), исходя из буквального толкования положений об учете успеваемости.
Учитывая необходимость следовать иерархии законов и нормативно-правовых актов, нельзя утверждать, что законом установлена электронная форма госуслуг в сфере образования.
Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме».
Поэтому не допускается ограничение права родителей (законных представителей) выбрать традиционную, а не электронную форму учета успеваемости и прочих госуслуг в сфере образования.
Таким образом, ведение учета успеваемости, в т.ч. – в части электронного дневника, это госуслуга, связанная с получением основного общего образования (и начального тоже), а навязывание электронной формы оказания госуслуг недопустимо, поскольку законом прямо предусмотрено право граждан выбрать для себя форму госуслуги.
Поэтому родители вправе настаивать, чтобы госуслуга по осуществлению учета успеваемости была предоставлена в традиционной, а не электронной, форме.
Кроме того, целью этой госуслуги является получение информации любым способом, поскольку у ребенка и родителя есть право получать информацию, при этом— любым способом. Поэтому запретить получать информацию в традиционном виде образовательные организации не могут.
Отказ от получения государственной услуги Электронный дневник является правом родителей несовершеннолетних обучающихся. Отказ от услуги, также, как и согласие на нее производится на основании заявления родителя на имя руководителя образовательной организации.
Ссылки на автономность образовательной организации для отказа родителям в удовлетворении требований, связанных с оказанием услуг в традиционной форме, также несостоятельны.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, образовательная организация обязана руководствоваться Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации в своей деятельности, в том числе – при реализации права на автономию, в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.
Поэтому вольное толкование закона, допущенное образовательными организациями, – это не реализация права на автономию, это самоуправство, то есть незаконные действия, которые можно и нужно обжаловать в надзорные органы и суд.
Для противодействия принуждению к регистрации в автоматизированных системах и оспаривания злоупотреблений прав на автономию, рекомендуем воспользоваться нашими инструкциями:
- КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЭЛЕКТРОННОГО ДНЕВНИКА / ЖУРНАЛА И ПОТРЕБОВАТЬ БУМАЖНЫЕ?
- КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ПРИНУЖДЕНИЮ ДАТЬ СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В АИС «ТРАЕКТОРИЯ»
Также можно отдельно подать ЗАЯВЛЕНИЕ Против принуждения к регистрации в автоматизированных системах, в том числе – Против принуждения к регистрации в автоматизированных системах, в том числе – КИС «ГУСОЭВ» (СКАЧАТЬ_____ ЗАЯВЛЕНИЕ Против принуждения к регистрации в автоматизированных системах, в том числе – Против принуждения к регистрации в автоматизированных системах, в том числе – КИС «ГУСОЭВ») . Обратите пожалуйста внимание, что последовательность подачи изложена в «шапке» заявления. Не нужно подавать его одновременно в школу и сразу в надзорные органы! Если в школе и отделе образования Вам откажут, то подаете заявление далее – в надзорные органы, добавив в заявление дату получения отказа.Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: