Какие системы оценивания сегодня используют в образовательных учреждениях?
Их множество. Самые распространенные из них:
- среднеарифметическая (оценка за четверть/триместр/год выставляется после сложения всех оценок, полученных ребенком по предмету, и разделения их на количество оценок);
- средневзвешенная (каждая оценка имеет свою «весовую категорию»; например, оценка по контрольной — это три балла, самостоятельная работа — два балла, домашняя работа или ответ у доски — один балл. Таким образом, если ученик написал контрольную работу на тройку или двойку в конце четверти, то исправить надо будет не одну тройку, а целых три тройки или двойки);
- округление в пользу бОльшей оценки в пользу ученика осуществляется не средне-арифметически (например, 4,5 балла это оценка 5), а иначе (чтобы получить оценку 5, нужно набрать в среднем 4.65 баллов или 4.75 баллов);
- иные сложные конструкции (например: начальные классы (2-4) кроме музыки, ИЗО, технологии и физической культуры: оценка «5» ставится, если средний балл составляет от 4,65 до 5 при условии выполнения 50% и более итоговых, контрольных, проверочных, самостоятельных, практических, тестовых работ на «отлично» и при отсутствии оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» за вышеуказанные работы; оценка «4» ставится, если средний балл составляет от 3,65 до 4,64 при условии выполнения 90% итоговых, контрольных, проверочных, самостоятельных, практических, тестовых работ на «хорошо» и «отлично» и при отсутствии оценок «неудовлетворительно» за вышеуказанные работы и так дальше или, например, оценки на уроках и за домашние задания не ставятся вообще, отметки дети получают только за контрольные работы, причем по 15-балльной системе, которая переводится по установленным школой правилам в 5тибальную шкалу в конце периода обучения).
Системы оценивания могут быть разработаны отдельно для какой–то группы предметов, например, музыка, ИЗО, технология, физическая культура: Оценки за четверть выставляется по среднему баллу по правилам математического округления (в пользу обучающегося), оценивание по гуманитарным предметам может регулироваться отдельно от системы оценивания по точным наукам.
Нормативные акты, регулирующие системы оценивания образовательной деятельности
Пункт 13 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.12. № 2673-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ) однозначно относит к компетенции образовательной организации требования по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования.
В Порядке проведения самообследования образовательной организацией, утвержденном приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462, предписано включать в отчет о самообследовании данные по результатам оценки качества функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации.
Соответственно, каждый руководитель образовательной организации должен руководствоваться вышеуказанными нормами законодательства об образовании. Законодательством об образовании определена самостоятельность образовательных организаций в осуществлении образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с требованиями законодательства и уставом образовательной организации (часть 1 статьи 28 273-ФЗ).
Статьей 30 273-ФЗ к компетенции образовательной организации отнесены полномочия по принятию локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном ее уставом.
В образовательной организации в соответствии с установленной Законом «Об образовании в РФ» компетенцией должны быть:
— в уставе организации отражены вопросы оценки и контроля качества образования;
— разработана внутришкольная система оценки качества образования;
— определена система оценки знаний обучающихся: пятибалльная или какая либо другая (при наличии системы оценивания отличной от пятибалльной должна быть шкала перевода);
— разработаны и приняты локальные акты, согласно которым выставляются текущие отметки, отметки за четверть, полугодие, год и в которых содержится подробная инструкция по выставлению этих отметок (как правило, в них прописываются критерии выставления отметок от единицы до пятерки за устные ответы, письменные, творческие работы,, порядок выставления отметок за контрольные работы, условия оценивания в случае пропуска занятий, сроки для оспаривания оценки с момента сообщения об отметке и т.д.);
— принято Положение о промежуточной аттестации, в котором указаны порядок и формы её проведения, подготовки проверочных материалов, критерии выставления отметок, состав и полномочия комиссии для повторной аттестации, содержатся указания на порядок пересмотра отметок и др.;
— разработан план внутришкольного контроля, в том числе и контрольно-оценочной деятельность деятельности педагогов.
Локальные акты организации должны быть размещены на школьном сайте, а родители с ними должны быть ознакомлены.
В каждом образовательном учреждении принимается свое Положение, согласно которому ставятся итоговые оценки за год, за четверть. В нем содержится подробная инструкция, которую и используют в своей работе учителя.
Причем, согласно п. 29 статьи 2 ФЗ № 273-ФЗ качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Критериями снижения качества образования являются: нарушение требований ФГОС, неудовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг.
На основании части 3 статьи 11 273-ФЗ ФГОС включают в себя помимо прочих требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Учитывая это, для оценки качества образования школа должна определить критерии системы оценки качества образовательной деятельности, в том числе качества подготовки обучающихся, показатели и направления контроля, показатели эффективности образовательной деятельности.
Внутренняя система оценки качества образования образовательной организации включает помимо показателей качества обучения социологические опросы участников образовательных отношений с целью установления степени удовлетворенности деятельностью образовательной организации.
Согласно ч. 7 статьи 28 Закона «Об образовании в РФ» образовательная организация несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом; качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье обучающихся.
Критерии оценивания результатов обучения должны быть справедливы и объективны, а также разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Качество образования на сегодняшний день является стратегическим приоритетом для Российской Федерации. Соответственно, вопросы объективной оценки образовательных результатов обучающихся являются ведущими векторами развития российской системы образования. Повышение объективности оценки образовательных результатов обучающихся может быть достигнуто только в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне образовательной организации.
Что делать, если вас не устраивает система оценивания в вашей школе?
В большинстве своем родители выступают на «советскую» систему оценивания – среднеарифметическую и против введения средневзвешенной. По мнению родителей, эта система не является оптимальной для объективной оценки полученных знаний, является лишь еще одним стрессовым фактором для неокрепшей психики детей школьного возраста. По мнению родительского сообщества, привычный среднеарифметический метод более универсален и объективен, чем средневзвешенный.
В случае, если вы возражаете против введенной в школе новой средневзвешенной системы оценивания или иной системы, которая кажется родителям несправедливой, нужно иметь ввиду положения статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ», которая гласит, что обучающиеся и родители являются важнейшими участниками образовательных отношений (п. 31).
Статья 3, п.10 Закона гарантирует «демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями».
В связи с этим, до принятия Положения о порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в школе этому должно предшествовать обсуждение проекта Положения с родителями/Советом родителей, которые имеют право выразить свое мнение по этому поводу.
Совет родителей\родители имеют не решающий, а совещательный голос при принятии локальных нормативных актов в школе.
Но при этом способ «продавить» нужное для родителей решение есть.
Это коллективные либо массовые обращения на имя директора образовательной организации с протестами против новой системы оценивания, в Управление образования и Рособрнадзор, а также с требованиями провести в вашей школе внутренний мониторинг результатов оценки качества функционирования системы оценки качества образования в образовательной организации (ее эффективность, справедливость выставления оценок, влияния на результаты обучения детей).
Могут сработать и индивидуальные жалобы родителей против оценивания своего ребенка по конкретному предмету.
В образовательном учреждении существуют следующие инстанции, в компетенции которых анализ объективности оценки результативности работы участников образовательного процесса:
1. Администрация школы
2. Совет школы
Обращение рассматривается в течение недели с момента подачи на имя директора ОУ и регистрации письменного обращения с изложением сути конфликта.
Важно знать! В спорных случаях за учителем закреплено окончательное решение выставления итоговой оценки с учетом учебной деятельности и прилежания обучающегося в течение четверти, триместра и с учетом выполнения зачетных работ по предметам (контрольные, тестовые, зачеты, проверочные, лабораторные, практические работы). Неудовлетворительные итоговые оценки выставляются при согласовании с зам. директора школы по учебно-воспитательной работе и обсуждаются на педагогическом совете.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: