В настоящей заметке мы разъясним основные права родителей и детей в вопросе эвакуации из образовательной организации.
Внимание! В наших разъяснениях мы строго следуем буквальному толкованию норм действующего законодательства, ничего не сочиняем от себя, не муссируем слухи и различные теории, а основываем свои разъяснения исключительно на фактах! По этой причине мы ни в коем случае не рекомендуем запрещать эвакуацию ребенка, хотя некоторые напуганные родители именно об этом и просят.
Однако для защиты жизни и здоровья детей при возникновении пожара, стрельбы, угрозы минирования или другой чрезвычайной ситуации в образовательной организации, отказываться от эвакуации не представляется возможным.
Поэтому наша и Ваша задача — обеспечить соблюдение прав ребенка при осуществлении эвакуации детей из детских организаций.
1. Как отрегулирован вопрос эвакуации с точки зрения федерального законодательства
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Вместе с тем Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие поведение людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 9 Правил на объектах защиты с массовым пребыванием людей необходимо предусматривать проведение практических тренировок не реже 1 раза в полугодие.
Вопросы безопасности в образовательных организациях, относящихся к сфере деятельности Министерства, регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее соответственно – Требования, объекты (территории). Пунктом 21 Требований определено, что минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: разработки порядка эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; обучения работников объекта (территории) действиям в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта; проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении.
В соответствии с пунктом 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, вопросы разработки обязательных требований в области антитеррористической защищенности к компетенции МЧС России не отнесены.
Таким образом, как мы видим из содержания указанных норм законодательства, конкретные вопросы, такие как непосредственные инструкции, где расписан порядок действий в той или иной ситуации, регулируются самой организацией.
2. Полномочия образовательных организаций. Как разрабатываются инструкции по безопасности.
В соответствии с пунктом 2 Правил от 16.09.2020 № 1479 в отношении каждого здания, сооружения руководителем организации независимо от того, кто является учредителем или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII. Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе Правил и нормативных правовых актов по пожарной безопасности, исходя из специфики объекта.
В инструкции в том числе отображаются обязанности и действия работников при пожаре, и в данном случае должны учитываться вопросы эвакуации детей из зданий образовательных организаций в зимнее время и дальнейшее их размещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Пунктом 6 статьи 28 Федерального закона определено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Правила) в отношении каждого здания, сооружения руководителем организации независимо от того, кто является учредителем или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил.
С учетом изложенного, эвакуация обучающихся и работников образования, находящихся на объекте (территории), должна осуществляться в порядке, определенном организационно-распорядительными документами (локальными нормативными актами) по вопросам антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объектов (территорий), разработанными в образовательной организации.
В связи с изложенным, первым шагом, который Вам надлежит предпринять в вопросе защиты прав ребенка при эвакуации, это:
1) ознакомиться с инструкциями по вопросам антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, разработанными в образовательной организации, а также — с иными документами, регулирующими данные вопросы.
2) При ознакомлении с указанными документами, следует уделить особое внимание следующим вопросам:
- как часто должна проводиться учебная, тренировочная эвакуация? Каков порядок ее проведения, в отличие от реальной эвакуации? Например, детей в этом случае не должны никуда перемещать от здания образовательной организации; обязательно дать возможность надеть верхнюю одежду и тп.
- Допустимо ли перемещать детей в другую местность или помещение, которое расположено не в непосредственной близости от места эвакуации без ведома и согласия законных представителей (при реальной эвакуации)?
- Каков порядок оповещения родителей при осуществлении реальной эвакуации?
- В каких случаях законным представителям может быть отказано в передаче ребенка или в допуске к нему после реальной эвакуации?
- Каким образом урегулирован вопрос об обогреве, если эвакуация носила экстренный характер, и дети не смогли забрать верхнюю одежду или теплые вещи из помещения? Подлежат ли дети в этом случае перемещению куда-либо и если подлежат, то каков порядок этого перемещения?
Это примерный перечень вопросов, поэтому возможно, у Вас возникнут дополнительные вопросы.
3) Если Вам не удалось найти ответ на свой вопрос, то Вы можете потребовать разъяснений по своему вопросу: «Я____ФИО, являюсь законным представителем несовершеннолетнего___ФИО, гр. Для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в правоотношениях, касающихся действий при эвакуации детей из образовательной организации, мной были изучены соответствующие локальные акты образовательной организации. Изучая инструкцию ___(название) в ГБОУ ____я не усмотрел -(А) в положениях инструкции порядок регулирования следующих вопросов____(перечислить). В связи с изложенным, прошу разъяснить — каким образом урегулированы данные вопросы? Каким локальным или нормативным актом предусмотрено их урегулирование?». Если в школе на эти вопросы ответить не смогут, то Вы вправе обратиться за разъяснениями в местное отделение в территориальное управление МЧС, но не обязательно при этом жаловаться на школу/садик, а просто попросить разъяснений — каким образом должен быть урегулирован тот или иной вопрос, а после получения ответа предложить директору образовательной организации дополнить инструкцию.
4) Если была произведена эвакуация с явным нарушением какого-либо правила, то следует обжаловать данное нарушение, взяв за основу образец против самоуправства руководителя образовательной организации, обжаловав либо превышение должностных полномочий, либо незаконное бездействие.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: