6 мая 2020 года
6 мая 2020 года по инициативе Информационно-правозащитного центра «ИВАН-ЧАЙ», общественного объединения «Общественный уполномоченный по защите семьи», всероссийского объединения «РОДИТЕЛЬСКИЙ ОТПОР» в условиях запрета на публичные мероприятия в связи с распространением коронавирусной инфекции, в связи с агрессивным срочным продвижением законопроектов, представляющих собой угрозу безопасности частной жизни и государства, проведен первый он-лайн митинг «Против цифровой диктатуры, за безопасность частной жизни и государства».
В митинге приняли участие руководители и эксперты общественных объединений, научные деятели, военные эксперты, юристы, историки, представители духовенства, СМИ, деятели культуры. В митинге участвовало более 5 тысяч человек.
Участники мероприятия обсудили многочисленные проблемы и угрозы, связанные с законопроектом № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» (принят во втором чтении), законопроектом № 922869-7 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», принятием ФЗ РФ от 24.04.2020 N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных", реализацией проекта «Цифровая экономика» в Российской Федерации.
Особое внимание докладчики обратили на недопустимость экстренного принятия законов, направленных на полномасштабную цифровизацию и проведение цифровых экспериментов, без широкого общественного и экспертного обсуждения под предлогом борьбы с коронавирусной инфекцией. В частности, 17 апреля 2020 г. в нарушение Регламента Думы законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» был принят во втором чтении «без обсуждения» в отсутствие соответствующего процедурного решения, которое должно приниматься большинством голосов депутатов (подп. «ж» п. 2 ст. 84 Регламента Госдумы). Также молниеносно и без широкого обсуждения принят и подписан ФЗ РФ от 24.04.2020 N 123-ФЗ «О проведении эксперимента…», который направлен на проведение эксперимента с внедрением искусственного интеллекта в Москве. Все подобные законы, корневым образом меняющие жизненный уклад, формирующие новую цифровую реальность, в том числе через отмену общего нормативного регулирования, требуют публичного обсуждения, проведения парламентских слушаний, серьезного открытого анализа конкретных механизмов реализации и достижения общественного консенсуса, поскольку по сути дела речь идет о проведении принудительных опытов над людьми, которые запрещены по ч. 2 ст. 21 Конституции.
Докладами участников митинга доказано планомерное формирование в России юридической базы для тотального электронного контроля за всеми гражданами, в том числе в связи с продвижением вышеупомянутых законопроектов. Это приводит к нарушению основополагающих конституционных прав, включая неприкосновенность частной жизни и недопустимость использования информации о частной жизни гражданина без его согласия (ст.ст. 23, 24 Конституции РФ).
В частности, вступил в силу Федеральный закон РФ от 1 апреля 2019 года № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который легитимировал (узаконил) СНИЛС в качестве уникального цифрового идентификатора личности в сфере государственных услуг.
Легализована база для детального контроля за здоровьем граждан (Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения, ЕГИСЗ). Создается Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), которая принудительно в нарушение Конституции аккумулирует широкий спектр информации о гражданах. Формируются базы данных в сфере образования, направленные на тотальный ежедневный электронный контроль за обучением граждан (в т.ч. с использованием навязываемых учащимся электронных карт «проход-питание», электронных дневников, журналов, электронного поступления в школы). В имущественной сфере при регистрации прав на недвижимость введено принудительное применение СНИЛС при оформлении прав собственности.
Различные информационные системы являются интегрируемыми через СНИЛС как сквозной идентификатор личности.
На формирование системы тотального электронного контроля также направлен принятый во втором чтении антиконституционный законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации», который легализует принудительный автоматизированный сбор и обработку разнородных персональных данных в одном файл-досье под уникальным номером человека, в постоянном режиме без согласия граждан. Указанный законопроект грубо нарушает Конституцию РФ (в т.ч. ст.ст. 23, 24, 28, 55), а также основополагающие принципы работы с персональными данными, установленные статьей 5 ФЗ РФ «О персональных данных», включая правило о том, что «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой». Это правило обеспечивает защиту конституционного права на неприкосновенность частной жизни механизмом разведения по разным базам персональных данных, касающихся разных сфер частной жизни человека. В случае принятия закона о едином регистре населения указанный механизм будет полностью уничтожен.
Докладчики обратили внимание, что по законопроекту несменяемый уникальный номер будет идентифицировать именно конкретного человека, поскольку исключительно под этим номером будут собираться и обрабатываться все сведения о каждом конкретном человеке из любых государственных и муниципальных информационных системах. Иными словами, именно этот номер будет служить идентификации человека.
Идентификатором в настоящее время является имя человека, позволяющее его индивидуализировать. Согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество». Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ «достоинство личности, честь и доброе имя…, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом». Именно имя должно являться в силу закона индивидуализирующей (идентифицирующей) характеристикой гражданина.
Однако по законопроекту номер записи становится «идентификатором», а ФИО будут лишь «сведениями» Регистра.
Стоит напомнить, что на Нюрнбергском процессе (20 ноября 1945 - 1 октября 1946 г.г.) международный военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям номеров преступлением против человечности, не имеющим срока давности. Поэтому законопроекты, предполагающие идентификацию граждан через номерной идентификатор, преступны, умаляют человеческое достоинство, нарушают неотчуждаемое право человека на имя.
Согласно ч. 1 ст. 21 Конституции РФ «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Поэтому законопроект грубо нарушает указанные положения Конституции РФ.
Законопроект № 759897-7 о регистре населения является аналогом другого опасного законопроекта № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)», о т.н. «цифровом профиле гражданина», по которому также планируется создание единой инфраструктуры на граждан страны с полным электронным информационным досье в отношении каждого.
Федеральная служба безопасности дала резко отрицательное заключение на законопроект № 747513-7, указав, что:
(1) «обработка данных в рамках единой инфраструктуры значительно повысит риски утечек информации»,
(2) у законопроекта нет «конкретных целей, для достижения которых предусматривается обработка персональных данных в предлагаемом объеме».
Однако у законопроекта № 759897-7 абсолютно аналогичные неустранимые правовые дефекты.
Законопроект № 759897-7 о регистре населения лоббируется несмотря на негативный опыт зарубежных стран. В частности, Регистр идентификации населения с ID-картами для граждан (стоимостью 4,5 млрд фунтов) был в 2006 г. создан в Англии. Однако спустя 4 года власти признали Регистр нарушением неприкосновенности частной жизни, угрозой безопасности и уничтожили Регистр. Недопустимым присвоение номерного идентификатора гражданам признано в Венгрии, Новой Зеландии, Португалии. Так, согласно п. 5 ст. 35 Конституции Португалии «Запрещается присваивать гражданам единственный в национальном масштабе номер».
Участники митинга признали неприемлемыми многие положения Паспорта Федерального проекта «Цифровое государственное управление», утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протоколом от 28.05.2019 N 9, (который также направлен на формирование системы тотального электронного контроля с нарушением ст.ст. 23, 24 Конституции РФ), включая следующие нормы:
- исключение участия человека из процесса принятия решения при предоставлении приоритетных государственных услуг,
- формирование Национальной системы управления данными (которое происходит в соответствии с «Концепцией создания и функционирования национальной системы управления данными», утв. Распоряжением Правительства от 03.06.2019 г. № 1189-р),
- обеспечение развития системы "Мир" и введение, функционирование и развитие удостоверения личности гражданина ("электронный паспорт") Российской Федерации.
Неприемлемыми участники митинга признали любые проекты, направленные на принудительное получение всеми гражданами электронного удостоверения личности.
Докладчики указали на необходимость прекратить внедрение Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 г.г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2019 г. № 1189-р), которая подменяет понятие «персональных» данных «государственными» данными и позволяет заниматься их обработкой, включая продажу и доступ к данным третьих лиц, без согласия субъектов персональных данных.
Эксперты указали также на проблему внедрения электронного контроля за передвижением граждан. Программы «Умный город» («Безопасный город»), принимаемые по регионам, предполагают возможность определения геолокации граждан, видеораспознания и т.п.
Неприемлемым признано внедрение «искусственного интеллекта» в сферу госуправления без предварительного широкого экспертного обсуждения этических границ вмешательства программ «искусственного интеллекта» в жизнедеятельность людей.
Докладчики представили материалы правоприменения, которые свидетельствуют о массовых грубейших нарушениях прав граждан в связи с внедрением системы электронных государственных «услуг», в частности, о принуждении к использованию электронной формы госуслуг, к автоматизированной обработке персональных данных. Также эксперты указали на принуждение граждан на практике к биометрической идентификации, в т.ч. банками (это происходит со ссылкой на Федеральный закон РФ от 31.12.2017 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В дополнение к вышеизложенному принимаются меры, направленные на выведение наличного денежного оборота и введение тотального контроля доходов\расходов граждан через банковские карты.
Формирование вышеописанной системы сбора и обработки персональных данных граждан признано участниками митинга грубейшим нарушением многочисленных статей Конституции Российской Федерации о правах человека и гражданина, полной отменой положений о неприкосновенности частной жизни (статья 23), о недопустимости сбора, хранения, использования, распространения информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24), о достоинстве личности (статья 21), о свободе вероисповедания (статья 28), о признании прав и свобод человека высшей ценностью (статья 2), о неотчуждаемости прав и свобод человека и их непосредственном действии (статьи 17, 18) и др. Формируемая система превращает человека в управляемый биообъект и подавляет свободу его воли.
Внедряемая в стране программа «Цифровая экономика» противоречит не только Конституции РФ, но и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203), подпунктом «д» пункта 40 которой предусмотрено «развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий». Пункт 65 указанной Стратегии фиксирует, что положения «Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления».
Экспертами отмечено, что формируемая система подрывает права граждан, установленные ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя» (пункт 6 статьи 4).
Построение обсуждаемой системы в силу доступности детальной информации обо всех гражданах страны внешним недоброжелателям при любом взломе системы признано участниками митинга серьезной угрозой национальной безопасности и суверенитету страны.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих выступлениях неоднократно предупреждал о недопустимости электронного контроля над личностью. Позиция Русской Православной Церкви о развитии технологий учета и обработки персональных данных ясно сформулирована Архиерейским Собором 4 февраля 2013 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации».
Кроме того, следует учесть позицию Администрации Президента РФ, изложенную в ответе на обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой; http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).
В связи с вышеизложенным мы, участники он-лайн митинга, настоятельно просим:
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ И СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
1. Снять с рассмотрения Госдумы РФ законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».
2. Наложить мораторий на любые проекты, направленные на проведение цифровых экспериментов, до проведения широкого, открытого общественного и экспертного обсуждения и анализа целей, содержания, механизмов реализации проектов. В частности:
2.1. наложить мораторий на Федеральный закон РФ от 24.04.2020 N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных" до проведения широкого открытого общественного и экспертного обсуждения, в том числе парламентских слушаний, для детального анализа целей, содержания, конкретных механизмов реализации закона и достижения общественного консенсуса;
2.2. снять с рассмотрения законопроект № 922869-7 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» до проведения широкого открытого общественного и экспертного обсуждения, в том числе парламентских слушаний, для детального анализа целей, содержания, конкретных механизмов реализации законопроекта и достижения общественного консенсуса по законопроекту.
3. Инициировать законопроект, направленный на отмену неконституционных положений ФЗ РФ от 1 апреля 2019 года № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о СНИЛС как идентификаторе гражданина в сфере государственных услуг).
4. Исключить рассмотрение проектов, которыми предусмотрено принудительное получение гражданами электронного удостоверения личности («электронного паспорта»).
5. Исключить рассмотрение проектов, которыми предусмотрено принудительное создание «цифрового профиля гражданина». Снять с рассмотрения Госдумы РФ законопроект № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» (о «цифровом профиле гражданина»).
6. Принять закон об исключении из Федерального закона РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» части 4 статьи 13 о возможности создания «государственного регистра населения».
7. Принять закон о запрете идентификации граждан путем присвоения гражданам единого номера (сквозного идентификатора).
8. Принять нормативные акты, в том числе внести изменения в ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», реально гарантирующие получение государственных и муниципальных услуг гражданами, отказавшимися от подписания согласия на обработку персональных данных и от электронной формы государственных (муниципальных) услуг.
9. Исключить из законодательства подмену понятий, связанную с квалификацией персональных данных граждан как «официального государственного ресурса» либо «государственных данных» в государственных информационных системах, в том числе внести изменения в указанных целях в ФЗ РФ № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
10. Принять закон об административной и уголовной ответственности должностных лиц за принуждение граждан к обработке персональных данных и электронной форме государственных (муниципальных) услуг.
11. Принять закон об ответственности за незаконное ограничение оборота наличных денежных средств, в том числе, за уклонение от приема платежей от физических лиц в наличной форме.
12. Исключить из ФЗ РФ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» норму о внесении в реестр прав на недвижимость сведений о СНИЛС и дополнить нормой об исключении из указанного реестра ранее внесенных сведений об указанных номерах.
13. Принять закон, обеспечивающий полноценное очное образование, а также обязательную фиксацию успеваемости учащихся в традиционной форме с использованием бумажных дневников и бумажных журналов.
14. Внести в ФЗ РФ от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» норму о недопустимости передачи персональных данных граждан в Единую государственную информационную систему социального обеспечения без отдельно оформленного письменного согласия гражданина на указанную передачу.
15. Внести изменения в Трудовой кодекс РФ в целях обеспечения сохранения альтернативы в виде трудовых книжек в бумажной форме в том числе для лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года.
16. Усилить законодательные гарантии обработки биометрических персональных данных исключительно на добровольной основе с введением суровой ответственности за принуждение граждан к сдаче указанных данных.
17. Исключить принятие законов, легализующих избыточные меры по сбору персональных данных граждан в дальнейшем.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
18. Издать нормативный акт для банков о недопустимости незаконно ограничивать оборот наличных денежных средств.
19. Выступить с законодательной инициативой о введении ответственности за незаконное принуждение к безналичным расчетам.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
22. Исключить из законодательства подмену понятий, связанную с квалификацией персональных данных граждан как «государственных данных», в том числе отменить Концепцию создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 г.г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2019 г. № 1189-р).
23. Обязать Министерство просвещения прекратить внедрение цифровых технологий в образовательный процесс без учета мнения родителей, без предварительной экспертной оценки и широкого общественного обсуждения вопросов влияния цифровых инноваций в образовании на здоровье и развитие детей, включая введение моратория на реализацию соответствующих положений Нацпроекта «Образование».
24. Обязать Министерство просвещения принять правовые акты с целью обеспечения допуска к образованию, в том числе к высшему, граждан, отказавшихся подписать согласие на обработку персональных данных, в частности, при прохождении государственной итоговой аттестации.
25. Обязать министерства и ведомства внести изменения в нормативно-правовые акты с целью гарантировать право граждан беспрепятственно получать государственные и муниципальные услуги в традиционной (нецифровой) форме, а также в случае отказа от предоставления согласия на обработку персональных данных, обеспечить указанное право необходимыми юридическими актами и техническими возможностями.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: