В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также учитывая положения ст.ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", где сказано об обеспечении охраны здоровья обучающихся, принят и действует Приказ Минздрава России от 05.11.2013 N 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях".
Школьный медкабинет создан и работает, прежде всего, для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи детям. Но на школьный медкабинет возложена также часть профилактических функций, согласие на осуществление которых в отношении каждого ребенка родители дают индивидуально, если считают нужным, в письменной форме (согласие на мед. вмешательство).
Целью деятельности отделения медицинской помощи обучающимся является оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний (п. 3 Приложение N 1 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, утв. Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н).
Важно понимать: эти цели четко определены Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н, поэтому в данном случае не может быть никакого простора для фантазии отдельных должностных лиц для самостоятельного придумывания дополнительных целей.
Школьный медработник, чаще всего, является сотрудником отделения медицинской помощи обучающимся при учреждении здравоохранения, на территории которого находится школа, реже – входит в штат сотрудников школы, о чем речь пойдет ниже.
Пунктом 4 настоящего Приказа установлено, что образовательные организации (школы и садики) осуществляют организацию охраны здоровья детей в период обучения и воспитания, за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации (это уже обязанности органов исполнительной власти в сфере здравоохранения).
Этим же Приказом предусмотрено, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Медицинские кабинеты образовательных учреждений всегда приведены в соответствие с лицензионными требованиями.
Лицензия на занятие медицинской деятельностью в обязательном порядке есть у медицинской организации, осуществляющей медицинскую деятельность и оказывающей медицинскую помощь несовершеннолетним. Поликлиник и больниц без медицинских лицензий не существует, поэтому никаких вопросов с наличием лицензии на мед. деятельность в части оказания медпомощи несовершеннолетних обучающимся возникнуть не должно.
Если в медкабинете ведут прием медицинские работники районной медицинской организации, у которой, как уже сказано выше, в обязательном порядке есть лицензия на осуществление медицинской деятельности, то школа никакой отдельной, «школьной» лицензии на медкабинет оформлять не обязана.
Согласно п.п. 2, 3 Приложение N 1 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях Отделение организации медицинской помощи обучающимся является структурным подразделением медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и оказывает медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы.
Приложением № 2 к Приказу № 822-н закреплены рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников в образовательных учреждениях.
В соответствии с данными нормативами определяется обязательно ли включение в штат образовательной организации медицинского работника. В населенных пунктах с низкой плотностью населения, как правило, в штатном расписании не предусмотрена должность медицинского работника.
Для справки. Верховным Судом РФ сформулирована позиция относительно необходимости образовательной организации иметь в штате медицинского работника. При рассмотрении административного дела Верховный Суд пришел к выводу, что ч. 1 ст. 52 Закона об образовании предусматривает возможность включения в штат образовательного учреждения медицинских работников. Однако законодательство не устанавливает обязанность образовательного учреждения, даже в случае получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности, включать в штатное расписание должность медицинского работника. Для организации работы медицинского кабинета школа может воспользоваться услугами организаций и учреждений здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию. В этом случае медицинские работники с фактическим местом работы в образовательном учреждении являются штатными сотрудниками учреждения здравоохранения (см. Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.01.2017 N 56-КГ16-43).
Таким образом, мед. обслуживание в образовательной организации – школе или садике - может осуществляться медицинскими организациями, в штате которых состоят медицинские работники (физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности (п. 13 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Данное лицо на основании договора, заключённого между образовательной организацией и медицинским учреждением, может осуществлять медицинскую деятельность на территории медицинской организации согласно договору.
Когда родители спрашивают нас о том, на имя кого – главврача районной поликлиники или на имя директора школы - следует подавать заявления медицинского характера (например, заявление об отказе от профилактических медосмотров в школе), мы отвечаем, что такое заявление нужно подавать именно директору школы, поскольку вопрос о мед. вмешательстве в данном случае возникает именно в связи с вышеуказанной обязанностью школы в части обеспечения охраны здоровья обучающихся, а вовсе не в связи с обращением в поликлинику или местную ГБУЗ.
Тут также следует учитывать то обстоятельство, что ребенок может получать профилактическое мед обслуживание где угодно, по выбору его родителей (ст.ст.5, 20, 21, 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), поэтому районное учреждение здравоохранения к этому ребенку может не иметь никакого отношения. Обязанности получать мед. помощь в районных учреждениях здравоохранения закон не содержит, о чем мы неоднократно писали:
- Как отказаться от медицинского вмешательства в образовательных организациях?
- Как отказаться от медицинского вмешательства в школе/колледже/техникуме за ребенка от 15 до 18 лет
Таким образом, любой вопрос, который возник в связи с работой школьного медкабинета, в отношении каждого учащегося решает именно директор, а не главврач районного мед. учреждения. Для осуществления взаимодействия с директором школы/заведующей детским садом в рассматриваемом вопросе мы рекомендуем использовать алгоритмы наших инструкций по указанным ссылкам.
Также хотим напомнить: если вам отказывают устно, то требуйте письменный мотивированный отказ. Оставьте письменное заявление у секретаря, она обязана его зарегистрировать в любом случае, и также в любом случае должен последовать письменный ответ, даже если по устному мнению директора «это не мне надо подавать, а главврачу». Как правило, подобную устную мотивировку директор точно не сможет использовать в письменном ответе на ваше заявление. Если все-таки сможет, то рекомендуем подать жалобу «на самодурство», то есть на самоуправство директора/ заведующей
ЖАЛОБА НА САМОУПРАВСТВО ДИРЕКТОРА
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: