Соцконтракт – это прежде всего, мера поддержки для граждан, уровень доходов которых по причинам от них независящим, ниже установленного законом уровня. Направлена эта мера для активного преодоления трудной жизненной ситуации, то есть это не пособие и не выплата. Что это, зачем и кому полагается – расскажем в этой заметке.
ВНИМАНИЕ! Соцконтракт никакого отношения не имеет к признанию семьи находящейся в социально-опасном положении, трудной ситуации и тп, то есть органы опеки и субъекты профилактики тут не причем. Эта мера гос поддержки рассчитана не только на семьи с детьми, но и на фермеров, ИП, самозанятых, людей, которые не могут найти работу и хотят выучиться на новую профессию- это виды соцконтракта «на открытие бизнеса», назовем его так, чтобы отграничить от иного вида, который подразумевает именно соц помощь в виде закупки предметов первой необходимости.
Соцконтракт могут заключить одинокие граждане, семьи без детей или со взрослыми детьми – любые граждане, но, если они относятся к следующим категориям.
Перечень граждан, которые могут воспользоваться указанной мерой господдержки установлен ст. 7, ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее- Закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ). Речь идет о:
· малоимущих семьях,
· малоимущих одиноко проживающих гражданах
· и иных установленных категориях граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины регионального прожиточного минимума.
Социальный контракт - это соглашение между гражданином и органом соцзащиты населения по месту его жительства или пребывания, в соответствии с которым последний обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации и направленные на преодоление им трудной жизненной ситуации. При этом оказание помощи на основании социального контракта не влечет прекращение оказания помощи без него или отказ в назначении помощи (абз. 8, 9 ст. 1, ч. 8 ст. 8.1 Закона N 178-ФЗ).
То есть основные условия его заключения уже включены в данное определение.
Заключение с гражданином соцконтракта – это не просто выделение денег. В данном случае определена конкретная цель оказания помощи: стимулирование активных действий ее получателей по преодолению трудной жизненной ситуации.
Официально цель заключения соцконтракта провозглашена в п.3 Приказа Минтруда России от 29.03.2024 N 159 "Об утверждении методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта": «Целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является повышение качества жизни малоимущих граждан за счет совершения ими собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение заявителя (семьи заявителя)».
Какие именно «активные действия» должен предпринять гражданин? ВИДЫ СОЦКОНТРАКТА
Условно разделим соцконтракт на: «соцконтракт на открытие бизнеса» и «соцконтракт на оказание соц помощи в виде закупки предметов первой необходимости».
I. «Соцконтракты на открытие бизнеса»:
1) Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Под индивидуальной предпринимательской деятельностью понимается коммерческая деятельность, в том числе деятельность в рамках ведения крестьянско-фермерского хозяйства гражданина, с которым заключен социальный контракт, в статусе индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого).
2) Ведение личного подсобного хозяйства. В рамках указанного основного мероприятия оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта при наличии в соответствующем субъекте Российской Федерации утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
II. «Соцконтракт на оказание соц помощи в виде закупки предметов первой необходимости»
Осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Социальный контракт, направленный на реализацию указанных мероприятий, заключается с одним и тем же гражданином (с одной и той же семьей) не чаще одного раза в год со дня окончания срока действия предыдущего социального контракта.
Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона № 178-ФЗ, в целях удовлетворения текущих потребностей семьи, одиноко проживающего гражданина в приобретении товаров и услуг в соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 года N 1931, далее – Правила).
Данный вид соцконтракта может предусматривать следующие условия. В случае наличия у органа социальной защиты населения обоснованного сомнения в достоверности представленных гражданином сведений проводится дополнительная проверка (комиссионное обследование) материально-бытового положения заявителя и его семьи, в результате которой составляется акт материально-бытового обследования условий проживания семьи гражданина согласно форме, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом акт материально-бытового обследования может являться основанием для отказа в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта при условии несоответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащему ему (им) на праве собственности, его (их) жилищно-бытовым условиям.
При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) орган социальной защиты населения должен уведомить гражданина о проведении такой проверки. Указанное решение должно быть принято не позднее чем через 30 календарных дней после подачи заявления с учетом проведенной проверки (комиссионного обследования) материально-бытового положения.
Такие проверки предусмотрены законодательством для ряда льгот и пособий, поэтому ничего нового и удивительного в этом нет. Возможно, не все отнесутся с радостью к такому условию, но и заранее отказываться на надуманных основаниях и опасениях (в тч – ювенальных) все же не стоит.
Судебная практика по делам о соцконтрактах (всех видов) свидетельствует о том, что произвольных отказов или незаконных действий органы соц защиты при проведении таких проверок, в целом, не допускают.
III. Отдельно можно выделить еще один вид соцконтракта - Поиск работы.
Предполагает помощь в поиске работы, смены профессии, обучении, прохождении стажировки.
Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год со дня окончания срока действия предыдущего социального контракта. С другими членами семьи такого заявителя социальный контракт может быть заключен со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта с указанным заявителем
Соцконтракт всегда содержит существенные условия, которые как раз и характеризуют конкретные меры господдержки для гражданина. Эти условия не придумывает отдельно взятый чиновник, они установлены законом, а именно.
Так, в социальном контракте должны быть, в частности, указаны срок его действия, виды и размер помощи. К контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для получателей помощи мероприятия, например поиск ими работы или прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (ч. 2, 3, 5, 7 ст. 8.1, ст. 12 Закона N 178-ФЗ).
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания заявителя (ч. 1 ст. 8 Закона N 178-ФЗ).
Заявление о назначении помощи, оказываемой на условиях софинансирования из федерального бюджета, может быть подано следующим образом (ч. 2 ст. 8 Закона N 178-ФЗ):
· в электронном виде посредством Единого портала госуслуг, а также регионального портала госуслуг (если это предусмотрено региональным законодательством);
· через МФЦ (при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между органом социальной защиты населения и МФЦ);
· лично.
По общему правилу не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов ему будет направлено уведомление о назначении помощи (об отказе в ее назначении). При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о доходах в указанный выше срок дается предварительный ответ с уведомлением о проведении проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан не позднее чем через 30 дней после подачи заявления (ч. 3 ст. 8 Закона N 178-ФЗ).
ВАЖНО: порядок назначения помощи, оказываемой за счет средств регионального бюджета, и форма социального контракта устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ (ч. 2.3 ст. 8 Закона N 178-ФЗ).
Если для оказания субъектами РФ помощи на основании социального контракта привлекаются средства федерального бюджета, Правила оказания помощи, в том числе Примерный перечень документов для ее назначения, форма заявления о ее назначении, определяются на федеральном уровне.
При этом субъекты РФ издают региональные НПА, устанавливающие условия и порядок назначения помощи с учетом этих правил. Однако, если субъекты РФ оказывают помощь исключительно за счет средств регионального бюджета, они могут устанавливать иные и (или) дополнительные условия оказания такой помощи на своей территории, а также особенности ее оказания (ч. 1.1, 1.2 ст. 5, ч. 1.1 ст. 8.1 Закона N 178-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 16.11.2023 N 1931).
Алгоритм получения соц помощи в рамках соцконтракта
Для получения государственной социальной помощи конкретные требования, как уже было выше сказано, установлены региональным законодательством, но можно выделить следующие общие шаги алгоритмы для получения господдержки в виде заключения соцконтракта:
1) Сначала определяем – сможет ли гражданин заключить соцконтракт.
Общими основаниями для получения данного вида господдержки являются статус малоимущей семьи и статус малоимущего одиноко проживающего гражданина, у которых по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в регионе для соответствующей группы населения.
2) Собираем необходимые документы и пишем заявление.
Для этого, в основном, региональным законодательством предусмотрено предоставление следующих сведений: информация о заявителе, членах его семьи; а также: сведения о доходах заявителя (семьи заявителя), представленных при подаче заявления на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта; информация о среднедушевом доходе заявителя (семьи заявителя) при заключении социального контракта и по окончанию срока действия социального контракта; информация о мероприятиях программы социальной адаптации и ходе их исполнения; сведения о доходах заявителя (семьи заявителя) документов:
Также могут потребоваться: справка Росреестра о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи недвижимого имущества; справка о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи транспортных средств; справка об оказании социальной поддержки государственной службой занятости заявителю и членам его семьи за последние три года, предшествующие дате обращения за помощью.
Если целью оказания помощи является ведение личного подсобного хозяйства, то потребуется предоставить правоустанавливающий документ на земельный участок, расположенный в регионе, где оформляется соцконтракт, для получения помощи на ведение личного подсобного хозяйства.
Если речь идет о подтверждении нетрудоспособности, то нужно предоставить документы, подтверждающие болезнь и длительную потерю трудоспособности.
В любом случае потребуется согласие на обработку, хранение и передачу персональных данных заявителя и персональных данных членов семьи заявителя, указанных в заявлении.
При этом некоторые из указанных документов (например, справки Росреестра, ГИБДД, справка об оказании социальной поддержки) могут быть получены территориальным подразделением Министерства социального развития в порядке межведомственного взаимодействия в случае, если это предусмотрено региональным законодательством.
3) Все вышеперечисленные документы подлежат подаче в Министерство социального развития региона
О принятом решении о назначении помощи (об отказе в ее назначении) гражданина уведомят в письменной или электронной форме способом, указанным в заявлении, не позднее чем через 10 дней с даты регистрации заявления и документов.
4) Подписываем соцконтракт и начинаем выполнять его условия
Соцконтракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации оформляется в двух экземплярах и подписывается заявителем и руководителем территориального подразделения Минсоцразвития региона.
Срок соцконтракта, в зависимости от мероприятий программы социальной адаптации, составляет 3, 6, 9 или 12 месяцев.
Согласно п. 7 Приказа Минтруда России от 29.03.2024 N 159 "Об утверждении методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта" Государственную социальную помощь на основании социального контракта рекомендуется оказывать в приоритетном порядке гражданам, проживающим в многодетных семьях и семьях с детьми. Под приоритетностью рекомендуется понимать необходимость в первоочередном порядке заключения социальных контрактов с многодетными семьями и семьями с детьми в случае ограниченности бюджетных ассигнований на заключение новых социальных контрактов в текущем финансовом году в случае одновременного рассмотрения нескольких заявлений о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - заявление), а также при информировании граждан о социальном контракте.
Что означает оказание помощи на условиях софинансирования из федерального бюджета?
В зависимости от мероприятия, предусмотренного программой социальной адаптации в рамках соцконтракта, устанавливаются срок и иные его условия.
Например, у нас основание для заключения соцконтракта – поиск работы. Вот какие условия и сроки у нас будут в этом случае.
Соцконтракт с одним и тем же гражданином, по общему правилу, заключается не ранее чем со дня окончания мониторинга условий его жизни (если он является одиноко проживающим) или условий жизни его семьи по завершении ранее заключенного контракта. Срок контракта ограничен девятью месяцами. Однако он может быть продлен органом соцзащиты населения по основаниям, установленным НПА субъекта РФ (ч. 7 ст. 8.1 Закона N 178-ФЗ; пп. "а" п. 4, п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 1931).
Для успешной реализации данного мероприятия в программу социальной адаптации может быть включено мероприятие по прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования, срок которого не может превышать три месяца (п. 37 Правил).
Условия:
- получателю помощи может быть назначена денежная выплата, равная 1/2 величины регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения, на период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, но не более трех месяцев (п. 40 Правил);
- денежная выплата в размере величины регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения в течение месяца со дня заключения контракта и трех месяцев с даты подтверждения факта дальнейшего трудоустройства на основании контракта.
В случае прерывания трудовой деятельности в период действия контракта (расторжение трудового договора по инициативе работника - не более чем на месяц) денежная выплата, предоставляемая со дня подтверждения факта трудоустройства, продолжает осуществляться, но общий период ее выплаты не может превышать три месяца.
А могут ли взыскать обратно?
Только в случае в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) мероприятий программы социальной адаптации и только по причинам, не являющимся уважительными, необходимо вернуть полученную денежную выплату в полном объеме (пп. "а" п. 10, пп. "и" п. 49 Правил). Это делается исключительно по суду, причем практика, в основном, в пользу граждан (примеры ниже).
Как реализация соцконтракта осуществляется на практике? Какова судебная практика?
Мы нашли в интернете отзывы, комментарии и заметки людей, которые делились опытом заключения соцконтракта. В основном, отзывы положительные, особенно от тех, кто использует соцконтракт для своей предпринимательской деятельности, то есть по прямому назначению, как было обозначено в самом начале заметки – соцконтракт предполагает активные действия получателя господдержки. Не очень позитивный отзыв был у семьи, которые получили материальную помощь для закупки предметов первой необходимости. Но такое мнение может быть только субъективным, тк у всех людей разные потребности, разные представления о достатке и разные способы заработка.
Приводим скриншоты отзывов


Судебная практика
В целом, суд. практика в пользу граждан и не очень обширная, что не может не радовать. Денежные средства соцзащита может взыскать только в том случае, если со стороны получателя средств были допущены существенные нарушения условий контракта, допущены нарушения закона, в остальных случаях, даже если у гражданина «бизнес не пошел» - во взыскании суд отказывает.
Суды руководствуются в этом вопросе правовой позицией Конституционного Суда РФ.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, применительно к спорным правоотношениям следует, что судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств бюджета, выплаченных на социальное обеспечение, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена соответствующая социальная выплата. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
А вот несколько примеров из судебной практики судов общей юрисдикции.
1) Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья, с выводами которого согласился районный суд, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходил из отсутствия в деле доказательств недобросовестного поведения П. в получении в рамках социального контракта суммы в размере 14 991 рубль.
(Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.10.2025 N 88-15958/2025)
2) С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, с гражданина, которому назначена мера социальной поддержки, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности в действиях такого гражданина. При этом бремя доказывания недобросовестности со стороны гражданина при получении им денежных сумм лежит на органе социального обеспечения, принявшем решение об их возврате (удержании).
(Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.09.2025 N 88-13070/2025).
Таким образом, соцконтракт показывает себя как перспективная мера господдержки, особенно для людей, у которых есть свое небольшое дело, в том числе – фермерское хозяйство.
Мы продолжим освещать основные вопросы, а пока напомним, что их можно задать юристу для получения бесплатной консультации в рубрику «Народный юрист. Детские вопросы» https://vk.com/topic-91280223_36819870?offset=26100
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: