СПРАВКА ПО ПФЗ № 820310-8 "О порядке проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге..."

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

17 января 2025 года в Госдуму внесен законопроект № 820310-8 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, Республике Северная Осетия-Алания в 2025 году» (далее - ПФЗ) https://sozd.duma.gov.ru/bill/820310-8.

Законопроект регулирует особым образом порядок сдачи ОГЭ в общеобразовательных организациях (далее также — ОО, школах), расположенных на территории пяти субъектов РФ, а также прием за счет регионального/муниципального бюджета в государственные/ муниципальные профессиональные образовательные организации (далее — организации СПО). 

Первое, что следует сказать о законопроекте — он имеет ярко выраженный дискриминационный характер, раздавая разный объем прав и возможностей детям, которые учатся в разных субъектах России. ПФЗ вводит дискриминационное регулирование в субъектах по вопросам, которые должны регулироваться единообразно по всей стране в силу принципов и норм ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — ФЗ № 273). Речь о нарушении, в частности, п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 273 «Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:... обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования».

Ниже приведен разбор иных недостатков особого регулирования в субъектах эксперимента.

По проекту получение аттестата в 9 классе становится возможным при сдаче двух обязательных ОГЭ (русский и математика), при этом для поступления в 10 класс по-прежнему необходимо сдать четыре экзамена (включая два предмета на выбор).

1. Законопроектом вводится минимальное количество баллов по двум обязательным предметам ОГЭ для получения аттестата, которое устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ (далее — ОИВ субъекта) (ч. 3 ст. 2 ПФЗ).

Во-первых, посредством этой нормы субъект РФ может сколько угодно увеличивать количество выпускников 9-х классов без аттестата, поднимая «минимальный балл» на свое усмотрение. Мы однозначно получим рост детей без аттестатов.

Во-вторых, возникает вопрос, куда пойдут дети, лишенные через систему «минимального балла» шанса поступить в 10-е классы школ. Законопроект формирует почву для роста количества социально незанятых и незащищенных детей, что несомненно приведет к росту правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

2. По ПФЗ для приема учащихся в 10 класс школ вводятся следующие дополнительные сложности:

- ОИВ субъектов «могут быть установлены перечни учебных предметов, результаты государственной итоговой аттестации по которым учитываются при приеме на обучение по отдельным общеобразовательным программам» (ч. 2 ст. 4 ПФЗ).

Таким образом, если сейчас учащиеся сами выбирают два предмета для ОГЭ по выбору, то законопроект дает полномочия региону вмешаться в этот процесс и определить «жизненный трек» учащихся и предметы, которые подлежат сдаче на ОГЭ, исходя из   пожеланий ОИВ субъекта РФ.

Причем, ПФЗ не регулирует срок, в течение которого регион может придумать, какие предметы должны быть сданы на ОГЭ. То, что ребенок физически не успеет подготовиться к новому для него предмету (или к двум), никак не учтено авторами законопроекта. Ведь согласно ст. 7 ПФЗ он вступает в силу сразу после опубликования и должен действовать для поступления уже в текущем 2025-м учебном году.

Законопроект в случае принятия однозначно окажет крайне негативное влияние на психику школьников - субъектов эксперимента, которые уже год и более готовятся к сдаче ОГЭ по определенному предмету, которая может быть просто отменена в ближайший месяц с заменой на предмет, которым ребенок специально не занимался.

Наши дети уже сейчас имеют массово невротизацию из-за с системы ОГЭ /ЕГЭ, включая суициды. Законопроект усугубляет ситуацию.

- По законопроекту ОИВ субъектов РФ определяют «Минимальное количество баллов по итогам государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования, необходимых для приема на обучение по образовательным программам среднего общего образования в образовательную организацию» (ч. 3 ст. 4 ПФЗ).

То есть, если ребенок не набрал установленный в регионе минимум баллов на ОГЭ, обучение в 10 классе продолжить не может. Таким образом, законопроект создает условия для роста преступности несовершеннолетних и повышает риск колумбайнов по причине того, что детей выкидывают из образования и лишают продуктивной занятости и развития.

По ПФЗ определять минимум баллов ОГЭ (меняя его по своему желанию) и количество детей, которые получат шанс учиться в 10 классе, будет субъект РФ.

Такое регулирование породит невероятный хаос в сфере образования и усугубит его в случае масштабирования на всю страну.

3. ОГЭ-системы аттестации, предусмотренные ПФЗ, — механизм уничтожения образования.

ОГЭ (как и ЕГЭ) — это системы аттестации, которые разрушают образование в России. Натаскивание с тестам ОГЭ (как ЕГЭ) не имеет ничего общего с освоением системных знаний по школьным предметам, но требует огромных вложений сил и времени от детей. Таким образом, те проблемы обучения в 10-11 классах, которые связаны с необходимостью натаскивания детей на ЕГЭ, с несоответствием школьных программ ЕГЭ, законопроект усугубляет, цементируя требования по сдаче на определенном уровне теперь уже ОГЭ как УСЛОВИЯ для поступления в колледж, чего нет сегодня.

3. По ПФЗ для приема учащихся в организации СПО вводятся новшества и дополнительные сложности:

1)      Если сегодня для поступления в организацию СПО учитывается средний балл аттестата за 9 класс, то по законопроекту — учитываются ТОЛЬКО результаты ОГЭ (!!!) И вступительных испытаний, если их проведение установлено ОИВ субъекта РФ.

Иными словами, если сейчас дети хоть как-то учатся до 9 класса по всем предметам, потому что результаты обучения в школе в целом имеют значение для поступления на СПО, то законопроект усугубляет проблемы ЕГЭ, опуская их в 9 класс: дети, желающие учиться в организации СПО, получают сигнал - учебу ПО ВСЕМ предметам, кроме двух для ОГЭ, можно игнорировать.

Если сейчас дети вместо полноценной учебы занимаются дурацким натаскиванием на ЕГЭ весь 10-11 класс, то теперь деградацию образования законодатель опускает еще на пару лет ниже. Значение школы законопроектом опускается. Уровень знаний детей вследствие принятия ПФЗ в общей массе, и так весьма слабый, упадет еще ниже.

Кроме того, субъект РФ по законопроекту сможет установить порядок поступления в организации СПО субъекта, включая введение дополнительных вступительных испытаний в организацию СПО.

Ничего подобного сейчас субъекты не могут сделать, ибо по ФЗ № 273 не имеют права. Более того, акты федерального уровня сейчас четко ограничивают сферы, в которых проведение вступительных испытаний может быть установлено. А законопроект преодолевает эти рамки, отдавая региону безграничные права по решению вопроса о том, куда какие вступительные испытания нужны, и какие ребенок должен показать на них результаты, чтобы попасть в заветный колледж.

2)      По законопроекту ОИВ субъектов РФ вправе установить приоритетный порядок приема в организации СПО обучающихся, закончивших школы на территории субъекта, за счет бюджетов субъекта, а также количество мест для местных и для иногородних (чч.. 2, 5 ст. 5 ПФЗ).

Эти нормы нарушают запрет дискриминации в образовании, установленный п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 273.

3)      По законопроекту ОИВ субъектов РФ определяют «минимальное количество баллов» по итогам ОГЭ для поступления в организацию СПО (ч. 3 ст. 5 ПФЗ).

Если сейчас организации СПО, по общему правилу, руководствуются средним баллом аттестата и в целом не ограничены в том, каков уровень набираемых детей (отказ в приеме может быть связан с нехваткой мест), то теперь нам предлагается всех детей, не дотянувших до порога, который установит (и может менять) регион, отправить на улицу.

Очередная норма, которая приведет к выдавливанию детей из образования, и к хаосу в системе образования России, ибо каждый субъект РФ будет творить что ему угодно.

Таким регулированием создаются риски расшатывания стабильности и целостности государства, особенно в условиях СВО.

4)      По законопроекту ОИВ субъекта РФ может определить перечень профессий, в отношении которых образовательные организации субъекта могут устанавливать дополнительные (!) вступительные испытания и дополнительные критерии при приеме на обучение.

Мало того, что по законопроекту сами органы власти регионов имеют право создавать доп. сложности при поступлении в организации СПО на бюджет, так еще и сами организации могут это сделать. Это приведет к росту платного проф. образования в РФ.

Между тем, в пояснительной записке сказано, что целью ПФЗ «является существенное расширение возможностей обучающихся на получение среднего профессионального образования». Данный тезис пояснительной записки категорически не соответствует тексту ПФЗ. Законопроект — о прямо противоположном — о снижении гарантий получения и среднего общего, и среднего проф. образования.

4. Риски принудительной цифровизации.

На сегодня обращения заявителей по поводу приема в 10-е классы и в организации СПО могут иметь традиционную бумажную форму.

Однако ПФЗ создает основу для исключения этой альтернативы. Согласно законопроекту порядок подачи заявлений на зачисление в 10 класс и организации СПО, включая способ их направления определяется ОИВ субъекта (ст. 6 ПФЗ).

Так мы можем получить исключительно электронную (безальтернативную) форму госуслуг (процесс в этом направлении в образовании мы уже наблюдаем в столице).

 5.         Нарушение позиции Конституционного суда РФ.

ПФЗ игнорирует позицию Конституционного суда РФ, который в Постановлении от 23.07.2020 N 39-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина" указал, что не допускается лишение лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для обучения в ОО по образовательным программам среднего общего образования, предполагающим углубленное изучение отдельных учебных предметов, возможности продолжить обучение в той же образовательной организации, без нормативного установления указанных гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования.

Никакие «минимальные баллы ОГЭ» и прочие предусмотренные ПФЗ условия не должны ограничивать установленное ФЗ № 273 право детей на среднее общее или среднее профессиональное образование без дискриминации. Иными словами, ПФЗ нарушает принцип общедоступности среднего образования.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 8 ФЗ № 273 «К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: ...организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования».

Из ст.ст. 55 ФЗ, 68 ФЗ № 273 однозначно следует принцип общедоступности среднего общего и среднего профессионального образования. Исключения, связанные с прохождением вступительных испытаний в определенных случаях, четко установлены сейчас на федеральном уровне (только в сферах, в которых требуются определенные «творческие способности, физические и (или) психологические качества», см. ч. 8 ст. 55, ч. 4 ст. 68). Поэтому в силу положений ч. 4 ст. 4 ФЗ № 273, обсуждаемый ПФЗ, который вводит кардинально отличающееся регулирование, нарушающее положения ФЗ № 273, не может быть принят.

Кроме того, следует учесть, что дети и семьи задолго работают (в т.ч. финансово, нанимая репетиторов) на подготовку к школьным ОГЭ «по выбору». Авторы законопроекта, который в случае принятия подлежит исполнению буквально «немедленно», игнорируют тот факт, что в системе образования нельзя принимать решения, которые ведут к моментальному изменению регулирования и к подрыву данной системы. Законопроект дестабилизирует социальную обстановку, создает невероятную напряженность для школьников, педагогов и семей, будет провоцировать массовые конфликтные ситуации в сфере образования и в семьях, будет почвой для недоверия населения к системе власти, которая игнорирует базовые психические потребности детей.

С учетом изложенного просим снять с рассмотрения Госдумы законопроект № 820310-8 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, Республике Северная Осетия-Алания в 2025 году», как ПФЗ, который отменяет гарантии среднего общего и среднего профессионального образования в России, повышая значение деструктивной системы аттестации (ОГЭ), создавая детям серьезные дополнительные препятствия для перехода в 10 класс или поступления в организации среднего профессионального образования, что создает высочайшие риски для семей (особенно в условиях СВО) и для детей, которые в силу исключения из системы образования в подростковом возрасте могут быть вовлечены в опасную и преступную деятельность. Кроме того, ПФЗ вводит дискриминационное регулирование, отдавая на откуп регионов вопросы, которые должны по закону об образовании регулироваться на федеральном уровне, чем создает угрозы стабильности государства.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#10 класс # ССУЗы # СУЗы
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: