Цифровой ИИ-«помощник» ученика, учителя и родителя как инструмент уничтожения традиционной школы

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Родители сообщают, что в качестве записи в электронном дневнике ребенка (при пользовании ФГИС «Моя школа») им начинают активно навязывать пользование сервисом «Электронный помощник родителя». Это один из трех видов помощников, которые по планам Правительства по цифровой трансформации образования надо приставить к каждому ребенку, родителю и учителю – то есть ко всем живым участникам образовательных отношений. Мы изучили суть этого «сервиса» на основании открытых данных и правительственных НПА и пришли к однозначному выводу: главное назначение всех этих цифровых помощников – уничтожение традиционного образовательного процесса. Переход на «обучение» перед гаджетом/монитором ПК по директивам нейросети, которая будет строить каждому школьнику «персональную обр. траекторию» на основе анализа массива его персональных данных, которые она будет постоянно обрабатывать и подгружать в цифровое портфолио обучающегося. То есть вся суть т.н. цифровой образовательной среды (и одноименного федерального проекта) – в максимальном вытеснении людей из процесса получения и передачи знаний, в замене их машиной. И сам процесс образования и формирования личности таким образом становится полностью управляемым теми, кто программирует и ставит задачи нейросети. О чем мы неоднократно говорили и предупреждали – но убедиться еще раз на конкретных примерах не помешает.

Понятие «цифровой помощник родителя» (как и помощников учителя, ученика) вводится в нормативную базу распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ».

В качестве оснований для внедрения приводится в том числе:

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Речь, конечно, идет о национальной цели «цифровая трансформация» всего, что только возможно. И образование конечно не исключение. Далее перейдем к тексту распоряжения Правительства 3427-р. Нам сообщают, что в ходе реализации стратегического направления по цифровой трансформации образования будут внедрены следующие технологии:

- искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий ("Цифровой помощник ученика", "Цифровой помощник родителя", "Цифровой помощник учителя")…

На самом деле речь идет не просто о рекомендациях и «поддержке принятия решения» родителя, а о навязывании родителю готового решения по развитию/обучению его ребенка. От нейросети (ИИ), которая она будет предварительно проводить тестовое анкетирование ребенка и «выявлять его способности и интересы».

цифровой помощник.jpg

Читаем про цель проекта «Цифровой помощник родителя»:

«формирование эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у обучающихся; достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы; увеличение вложений в отечественные решения в сфере ИТ; охват всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования».

То есть целью проекта заявлены «охват всех уровней образования» и «цифровая зрелость» всей экономики и социалки. Хотя на самом деле это не цели, а средства ее достижения. Очень интересно получается. Цель ради цели. Хотя основная задача в первом предложении указана: это «эффективное выявление, развитие и поддержка талантов детей на базе алгоритмов ИИ». То есть без алгоритмов ИИ таланты у нас выявляются и поддерживаются очень плохо.

До 2030 г. Минпросвет должен создать «проактивный сервис, создающий комплексные возможности для организации образовательной деятельности обучающегося». Проактивный – значит, действующий независимо от человека, не требующий от человека какого-либо предварительного согласования/волеизъявления. Просто в режиме 24/7 анализирующий заданные ПД человека и на основе анализа направляющий его по соответствующей траектории.

«Показатели в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ:

доля обучающихся и их родителей (законных представителей), которым создана возможность формирования эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у детей при помощи комплексного проактивного сервиса, среди прочего обеспечивающего автоматизированный подбор и поступление в общеобразовательные организации, запись на участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и (или) государственных итоговых аттестациях, получение документов об образовании 2022 – 0%, 2023 – 20%, 2024 – 80%».

А в целевых показателях уже зашита функция, что нейросеть будет автоматически подбирать ученику школу, записывать на конкурсы и олимпиады. Также этот сервис будет подтверждать запись на участие в ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) и на выдачу аттестатов. И уже к 2024 г. этот сервис должен охватывать 80% родителей. Замах-то на самом деле вовсе не на рекомендательный уровень и не на «возможность пользования» системой. А на то, что система «цифровых помощников», после пилотного периода, станет единственным, обязательным и безальтернативным окном доступа к школьному образованию, всем конкурсам, соревнованиям, олимпиадам, итоговым аттестациям и к самом аттестату по окончании школы. Иначе зачем включать в нее совсем не рекомендательные опции кружков, секций или концертов, а обязательные для каждого школьника функции образовательного учреждения, которыми каждый школьник на определенном этапе обязательно должен воспользоваться?!

Но это еще не все. Внедрение цифровых помощников родителя, ученика, учителя получило расширенные возможности и задачи в новом распоряжении Правительства РФ от 18 октября 2023 г. № 2894-р по той же теме«Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ». Здесь уже более детально расписаны этапы внедрения цифровых помощников по годам.

И в качестве индикаторы цифровой трансформации, которого Минпросвет требует достигнуть от регионов (а Правительство будет требовать его достижения от министра просвещения), указываются уже знакомые нам:

«доля использования проактивных сервисов подборки цифрового образовательного контента обучающимися, родителями (законными представителями) и педагогическими работниками;

доля обучающихся и их родителей (законных представителей), которым создана возможность формирования эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у детей при помощи комплексного проактивного сервиса;

доля обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников, которым обеспечена возможность эффективно планировать траекторию личностного роста обучающегося…»

Обратим внимание, что наиболее жестко сформулирован индикатор для цифрового помощника ученика. В его отношении в распоряжениях Правительства (от 2021 и 2023 гг.) речь идет уже не просто о «создании возможности использования», а о доле использования проактивных сервисов. То есть достижение показателей ЦТ будет осуществляться регионами (и Минпросветом РФ) путем прямого загона школьников в цифровые помощники, чтобы отчитаться о высоком проценте их использования.

Еще у цифрового помощника родителя появляется новая функция, которой не было в первом распоряжении Правительства (от 2021 г.) – оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям.

Согласно ожидаемым результатам проекта «цифровой помощник родителя», к 2030 г. «родителям (законным представителям) будут предоставлены возможности для организации образовательной деятельности обучающегося, получения профессиональной психолого-педагогической консультативной помощи».

Кому же именно психолог будет оказывать помощь? Судя по планам Минпросвета, прежде всего – ученикам, детям:

«Сервис «Цифровой психолог» будет представлять собой онлайн-платформу для аудио - и видеосозвонов психологов-преподавателей со школьниками, следует из приложенной к закупке документации. Чтобы получить квалифицированную помощь, школьнику нужно будет авторизоваться на платформе, записаться к педагогу-психологу в доступные даты, получить рекомендации и оставить обратную связь о сеансе. Аккаунтами детей до 14 лет на сервисе смогут управлять только «законные представители», однако подростки от 14 до 18 лет смогут сами записываться на прием», - сообщалось в июле 2023 г. 

Примечательно, что с 14 лет общение детей с психологами возможно без контроля и волеизъявления родителей. Ну а решение о необходимости такой консультации примет нейросеть. То есть цифровой помощник еще будет фактически навязывать родителю психосопровождение ребенка, если нейросеть увидит в этом необходимость, на основе анализа массива персональных данных. А чуть позже ребенок сможет сам организовать себе беседу с психологом. С учетом взглядов на жизнь и воспитание детей современных психологов – крайне сомнительно, что такое психосопровождение пойдет на пользу как ребенку, так и его отношениям с родителями. То есть цифровые помощники также являются инструментами продвижения психологов в семьи.

Разработчик проекта «цифровой помощник родителя» - ФГАНУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования» при Минпросвете. На сайте проекта есть небольшая презентация, которая схематично показывает место этого цифрового сервиса в ЦТ образования.

цифровой помощник 2.jpg


цифровой помощник 3.jpgЦифровые помощники участников обр. отношений, в основе которых лежит машинный алгоритм – это часть федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Доступ к ним осуществляется только через идентификацию в ЕСИА (портал Госуслуг), далее заход во ФГИС «Моя школа» и авторизация/подтверждение использования соответствующего сервиса.

цифровой помощник 4.jpg

Основной инструмент для определения степени талантов и интересов ребенка в той или иной сфере для нейросети – это тесты с несколькими вариантами ответов. По форме ничем не отличается от многочисленных и регулярных необязательных тестирований и диагностик детей в школах, которые навязываются администрацией. Единственная разница – те тесты обычно проверяются людьми, а здесь все отдано на откуп нейросети.

Планы цифротрансформеров предельно понятны. Чтобы направлять обучающегося по заранее расписанной программистами «траектории личностного роста», надо сначала подменить участие родителей и педагогов в развитии и образовании ребенка на «проактивные» рекомендацияи ИИ, составленные на базе заточенных под определенный запрос (тех, кто заказывает музыку в подготовке кадров) тестов, а также на основе постоянного анализа собираемых ПД ребенка, его учебных и внеучебных достижений.

Родителям предлагается (пока добровольно) отдать судьбу ребенка в руки машинного алгоритма. Постепенно, по кирпичикам, программируемый анонимными для нас людьми алгоритм вытеснит учителя из образовательного процесса, заменив его на «верифицированный цифровой образовательный контент» на цифровой платформе (ФГИС «Моя школа», например). В аналогичный сервис «цифровой помощник учителя» зашиты применение автоматизированной проверки домашних заданий и планирование обр. программ с привлечением ИИ, якобы с целью снижения админ. нагрузки на учителя. Ничего не мешает встраивать автоматический алгоритм проверки в весь цифровой обр. контент, а не только в домашку. А доля использования проактивных сервисов подборки ЦОК школьниками, учителями и родителями, согласно распоряжению Правительства, к 2028 г. должна дойти до 80%. Еще раз подчеркнем – именно использования, а не возможности использования.

Далее, посредством цифрового помощника родителя затем произойдет вытеснение из обр. процесса ребенка и лиц, которые имеют приоритетное право на воспитание и образование своих детей – родителей. Пока у каждого родителя и педагога есть время четко определиться с позицией в отношении пользования сервисами «цифровой образовательной среды», сути процессов цифровой трансформации образования в целом. И есть возможность принять деятельное участие в изменении ситуации – через отказ от пользования сервисами ЦОС, от регистрации во ФГИС «Моя школа», от регистрации детей на портале Госуслуг (в ЕСИА), через распространение этой информации всем потенциальным единомышленникам. Призываем не быть пассивными, иначе приговор цифротрансформеров нашему традиционному образованию будет очень скоро приведен в исполнение.

См. на нашем сайте инструкцию с алгоритмами отказа от АОПД и ЭЖД в школе. 

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Электронный помощник родителя
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: