ОУЗС публикует рассказ мамы школьника из Северной столицы, подтверждающий действенность наших правовых инструкций по защите ПД обучающихся от автоматизированной обработки. На личном опыте наша подписчица подтвердила, что можно на совершенно законных основаниях учиться без внесения ПД в АИС «Параграф» (электронный журнал/дневник), сдать ЕГЭ и получить аттестат без внесения данных выпускника в ФРДО, а также подать документы в традиционной форме и поступить в вуз без предоставления СНИЛС. Необходимо только желание во всем разобраться и терпение, чтобы довести дело до нужного итога. Опыт нашей подписчицы будет полезен всем родителям (ситуация во всех школах России очень схожая, правовые аргументы плюс/минус одни и те же), поэтому публикуем интервью (рассказ от первого лица) по ее истории.
ВНИМАНИЕ! Прежде чем вы начнете читать успешную историю нашей соратницы, мы обязаны вас предупредить: Мама шла на сознательный риск и была готова к тому, что аттестат ее ребенок не получит, и не сможет в текущем году поступить в ВУЗ. Шанс негативного сценария был велик. Потому, прежде чем решиться повторить ее путь, вы должны трезво оценить все риски и быть готовыми их преодолевать. Будем откровенны: ей повезло на всех этапах! Для тех, кто хочет защитить ПД своего ребенка, но не готов на такой риск, есть альтернатива, подробно описанная в нашей большой инструкции по ОПД в главе VI. «Если ребенок заканчивает 9 или 11 классов, как быть с ОПД? (дополнение от 26 мая 2023г)». Ну а если вы решитесь на полный отказ, то Бог вам в помощь! |
«Мой ребенок учился в седьмом классе англ. спецшколы Петербурга. В какой-то момент школа резко начала, практически ежедневно, передавать родителям через детей какие-то бумаги на подпись. Чего там только не было: какие-то тестирования, походы в какие-то оздоровительные кабинеты… Потом постепенно начали приучать детей к тому, что на уроках они будут писать самостоятельно контрольные на каких-то сайтах – с использованием смартфонов. А у моего ребенка телефон был всегда кнопочный – до 10 класса. Я стала спрашивать у классного руководителя: как вы будете это осуществлять со всеми детьми? И только когда они увидели, что смартфоны есть далеко не у всех детей – тогда немного застопорились и начали говорить, что мой ребенок будет сидеть за учительским столом, за отдельным компьютером, что других детей они тоже как-то обеспечат…
Я начала интересоваться, кем и каким прописана такая аттестация через гаджеты. Пошла к завучу по учебной части и указала, что родителей вообще не поставили в известность. И тут я узнала, что наша школа давно стала экспериментальной, у нее подписан какой-то внутренний договор со Сбером.
В апреле уже решила, что ребенок не будет больше учиться в этой школе, и тогда же начала отзывать согласия на обработку ПД ребенка у школы. Использовала для этого образцы и инструкции ОУЗС. Хочу сказать, что я одна из всего класса пошла к завучу и заявила, что мы не будем в этом участвовать. И эксперимент до конца учебного года у них не продолжился – вероятно, благодаря моей активности. А потом мы перешли в обычную школу, где не было никаких уклонов, и там ребенок наконец вздохнул спокойно.
Также в английской школе всех детей массово зарегистрировали в ЭЖД на базе АИС «Параграф», никаких согласий и заявлений с нас не брали. Родителей просто поставили перед фактом.
В новую школу я уже подала все необходимые заявления против автоматизированной обработки ПД на своего ребенка. Тут многое зависит от директора и завуча – насколько они адекватные люди. Мне с этим повезло, хотя конечно прессинг имел место – доставали моего сына, поступали личные звонки от завуча и директора. Угрозы были такие: если вы не дадите согласие на обработку ПД, ваш ребенок не сможет участвовать в ОГЭ. И на сегодняшний день, более глубоко изучив тему образования и договор со школой, который случайным образом у меня остался, (копия не подписанная), я точно не стала бы писать заявление на сдачу ОГЭ и о переводе в 10 класс, если бы внесение в базу было обязательным их требованием.
После моего заявления директор написала приказ о созыве комиссии по удалению персданных. Мне предоставили документ и акт об уничтожении ПД, а также скриншоты из программы – ЭЖД, они не успели даже перевести моего сына в новую школу в электронном формате. В итоге данные сына не были полностью уничтожены, они были обезличены.
Моего сына вызывали на беседы на переменах, капали ему на мозги, говорили: дескать, «ты в 14 лет получил паспорт и сам можешь принимать решения. Родители сильно усложняют тебе жизнь». А ребенок мягко отвечал, что «в моей семье жизненно важные вопросы решают все-таки родители». Его пугал директор, показывал ему какие-то приказы о создании некой комиссии, причем приказ даже был подписан задним числом. Был даже случай, когда три женщины, включая классного руководителя и завуча, буквально зажали сына в коридоре школы и потребовали его назвать свой СНИЛС. Он и назвал им… какой-то случайный набор цифр. =)) Я тогда пригрозила обращениями в полицию и прокуратуру, после чего давление уменьшилось.
Мне в принципе пришлось учить ребенка, что в школе он ничего не подписывает и никаких документов, бумаг в руки не берет. Если нужно что-то передать – пусть передают непосредственно в руки родителям, через классного руководителя и т.д.
Уведомление об уничтожении ПД школьника после отзыва родителем согласия на автоматизированную обработку ПД
Акт об уничтожении (деперсонализации) ПД школьника из ЭЖД (АИС «Параграф»)
скриншот из АИС «Параграф», подтверждающий уничтожение (деперсонализацию) ПД школьника
Да, мы решили не подавать заявление на полное уничтожение персональных данных, хотя у меня в акте от школы написано, что они даже бумажные документы ребенка зачем-то уничтожили, а ведь у меня речь шла о запрете именно автоматизированной обработки. Есть памятка для школы – что делать с детьми, которые отказываются от обработки ПД на ЕГЭ. Я нашла вариант от 2015 года – там указано полное уничтожение, обезличивание и т.д. Там же написано, что те, кто полностью отказываются от обработки ПД, те сдают ЕГЭ в отдельном кабинете, отдельно от всех учеников, для них персонально конверт вскрывают и т.д. И по просьбе сына я пошла на такой вариант, как обезличивание. То есть там полностью удалили паспорт, ФИО ребенка. В электронном дневнике он фигурирует как «ученик номер такой-то…» Мы пошли на такой вариант, и никуда его паспорт не вписывался, конверт с заданием пришел непосредственно к нему, он получал его в последнюю очередь, но ЕГЭ сдавал вместе со всеми.
У меня нет сомнений, что обезличивание было реальным. Когда мой сын искал себя в базе, чтобы проверить свой результат, он нашел себя именно под цифрами «ученик 0001». И точно так же он фигурировал в ЭЖД (АИС «Параграф»).
Приказ директора о создании комиссии по удалению персональных данных школьника перед ГИА
Приказ директора о деперсонализации сведений участника ГИА (для отказников внесения ПД в ФРДО перед ОГЭ/ЕГЭ)
По поводу баз данных – директор мне говорила, что у нее есть некие приказы, указы от вышестоящих ведомств – но никаких обязывающих меня соглашаться законов не называла. И тогда я им заявила: если вы ждете от меня каких-то письменных объяснений, давайте сделаем так, чтобы это исходило от обеих сторон: вы тоже мне пишите официально, что и на каком основании я должна делать.
И как только подступало время ЕГЭ/ОГЭ, руководство школы начинало поднимать ажиотаж. Дескать, если вас не будет в базах, особенно – в ФРДО, вы не сможете поступить в институт, потому что вас не найдут в этой базе. База федеральная и т.д. Но я придерживалась тактики отвечать на все, чтобы руководство школы о нас не беспокоилось, что я сама как родитель о своем ребенке позабочусь. А школе просто не надо делать то, о чем я ее не просила, или тем более то, что я запретила. Пусть нас не будет в этой базе, пусть у нас будут проблемы при поступлении – но школу это не должно касаться, мы сами будем решать вопросы поступления в вуз. И эта тактика оказалась удачной.
Уведомление маме школьника о том, что при отказе от АОПД данные об аттестате ребенка не попадут в ФИС ФРДО и будут недоступны для вузов в электронном формате
Последний звонок директора мне был за неделю до выдачи аттестата – это уже в июне. Она сказала: «Вы понимаете, у меня обязанность, она сослалась на некий ФЗ, по которому если она выдает ребенку аттестат и в течение 10 дней после выдачи не регистрирует ребенка в ФРДО, ей прилетают бешеные штрафы». Потом начала уже буквально умолять меня зарегистрировать ребенка: дескать, вы уже заканчиваете школу, какая вам разница. Она убеждала меня, что в Комитете по образованию Петербурга ей сообщили об огромном штрафе, если она не внесет нас в базу. Я сама позвонила в Комитет, попросила назвать должность и дать контакты человека, который такое говорил директору школы, сообщила, что директор уже на грани нервного срыва. На что мне ответили: «Успокойте своего директора, мы никого не можем оштрафовать за ваше решение. Мы бы наложили на нее штраф, если бы у нее было ваше согласие, и после него она не внесла бы ваши данные в ФРДО».
Нам также говорили в довольно откровенном разговоре, что если не заполнить все данные ребенка в базе ФРДО, то программа просто их не примет. А там в одной из первых граф – СНИЛС школьника. Я тогда им ответила еще раз четко – внесение СНИЛС для нас невозможно.
Такая же эпопея была в 9 классе, когда мне говорили, что без СНИЛС ребенка нам якобы не смогут напечатать аттестат об основном общем образовании. Но я повторяла им постоянно, что до момента устройства ребенка на работу мы СНИЛС получать не намерены. Если даже нам его присвоили, мы его не знаем и узнавать не собираемся. Они не имеют права не аттестовать ребенка по окончании 9 классов. И главное, что мы переходим в 10 класс – нам вообще аттестат за 9 класс не нужен, можно его и не печатать. Спустя неделю ежедневных звонков директор в итоге смирилась.
Далее я продолжила объяснять директору, что есть разные люди с разными требованиями и взглядами, и я имею на них законное право, что не надо ей все воспринимать на свой счет. Она вроде как немного успокоилась, но продолжила настаивать, что даже в случае выдачи нам аттестата придется потом самим доказывать, что это подлинник – подтверждения в базе не будет. Ничего страшного, говорю – я сама приду к вам, запрошу у вас справку для института и т.д. В общем, до последнего дня я сильно переживала, что аттестат не получим. Я шла на выдачу с готовностью вызывать полицию, чтобы фиксировать этот факт. Но в итоге все прошло отлично, и мой сын получил и диплом об отличной учебе (у него всего три четверки в аттестате), и аттестаты за 9 и 11 классы.
Затем я зашла на сайт вуза, посмотрела, какие документы им нужны для поступления. И там сказано в первом пункте: «оригиналы документов: паспорт, аттестат, результаты ЕГЭ и СНИЛС (при наличии)». Тогда у меня отпали все сомнения и опасения. Далее была указана возможность подачи цифровых документов, но финальным пунктом все равно было указано, что надо прийти в комиссию своими ногами и принести оригиналы.
Мой сын пошел сам подавать документы, и там молодая секретарь стала спрашивать настойчиво у него СНИЛС. Она не смогла дозвониться до приемной комиссии, а потом сотрудник постарше пришел и напомнил ей, что этим же утром на летучке всем объясняли, как регистрировать детей без СНИЛС. У них есть отдельный журнал, в котором абитуриенту присваивается случайный набор цифр, и по этому набору цифр он потом находит свои результаты на сайте».
Так мы все вместе еще раз убедились, что по нашим, максимально универсализированным, правовым инструкциям можно реализовать все свои законные права на учебу и поступление в вуз без автоматизированной обработки ПД. Да, руководство школы/вуза может давить на ученика и родителя-отказника, но законных оснований для отказа вам просто не существует.
«Я конечно что-то изменила под себя в образцах заявлений, убрала моменты, которые были похожи на мягкое уговаривания школы. Решила занять линию, что на предоставление ПД школе всегда есть мое законное решение. И эта линия отлично работала.
Так же, используя ваши шаблоны заявлений ОУЗС, мы благополучно отказались от психолога (с другими детьми в нашем классе психолог работал активно, даже снимал детей, а то и весь класс, с уроков) и карты проход-питание.
И еще могу заметить, что методичка у всех школ для родителей одна – они говорят заученные фразы, пытаются морально давить, угрожают неполучением аттестата, непоступлением в вуз и т.д. В моем случае все обошлось, давление было более-менее в адекватных рамках», - завершает свой рассказ мама из Петербурга.
Давайте поделимся этой историей, сделаем из нее правильные выводы, - чтобы в будущем таких примеров было больше. Делитесь информацией и не бойтесь защищать себя и своих детей!
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: