Последнее время нам поступает много вопросов от сотрудников бюджетных учреждений г. Санкт-Петербурга, которых принуждают сдать биометрию в виде фотографирования для внесения в ГИС ЕИАСБУ в целях приведения сведений о сотрудниках к единому формату сведений о кадровом составе, обосновывая необходимость этого отсутствием возможности выплаты заработной платы, а иногда и под угрозой увольнения, без таких биометрических данных и отсутствии их в базе.
Давайте разбираться, насколько законны такие требования.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" одним из видов персональных данных являются биометрические данные граждан, к которым относятся в том числе фотография. Данная категория персональных данных может обрабатываться только при наличии письменного согласия субъекта. Исключения составляют ситуации, перечисленные в ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 152-ФЗ и вопросы кадрового учета в них не входит.
В силу требований (ч. 1 ст. 11 Закона № 152-ФЗ и ФЗ – 572 "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных...") получение и использование биометрических данных возможно только при наличии письменных согласий работников на их обработку и не может быть обязательным (п. 11 ст. 3 ФЗ- 572).
Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ «О персональных данных», субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. При этом согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
Письменная форма согласия должна включать в себя конкретную цель обработки персональных данных (п. 4 ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 152-ФЗ не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Из этого следует, что перед работником должна быть четко и понятно сформулирована цель, для которой осуществляется сбор биометрических данных и формулируется она РАБОТОДАТЕЛЕМ, а не сторонней организацией, и оформляется соответствующим локальным нормативным актом работодателя – приказом, распоряжением и т.п.
Использование биометрических данных влечет необходимость внесения изменений в локальные нормативные акты организации и, в частности, в положение о защите персональных данных, с которыми работник должен быть ознакомлен.
В целях установления гарантий соблюдения прав работников должны быть приняты внутренние документы, которыми должны быть предусмотрены порядок сбора, хранения и уничтожения биометрических данных, определены ответственные лица, имеющие доступ к ним, определен круг иных организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных.
Со всеми ЛНА и изменениями к ним работники должны быть ознакомлены под подпись (п. 8 ст. 86 ТК РФ).
При этом, согласно ст. 8 ТК РФ работодатель не может издавать локальные нормативные акты, ухудшающие положение работника и нарушающие нормы законодательства РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
В силу ст. 132 УК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Таким образом, наличие или отсутствие биометрических данных в какой бы то ни было системе, базе, никоим образом не может быть препятствием для выплаты заработной платы.
Более того, невыплата заработной платы влечет ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.
В части угроз увольнением ситуация вообще не поддается какому-либо пониманию.
Основания увольнения работников четко сформулированы в ст. 77 и раскрыты в ст.ст. 78-84 Трудового кодекса РФ.
Не могут Вас привлечь и к дисциплинарной ответственности в данном случае. Поскольку следует учитывать, что привлечение работников к дисциплинарной ответственности за отказ предоставить свои биометрические данные (отзыв согласия на их обработку), неиспользование биометрической системы контроля является незаконным (Определение СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01.11.2022 по делу N 8Г-24079/2022, согласно выводам которого, если работодатель уведомлен надлежащим образом об отзыве согласия на обработку работодателем биометрических и не использовании биометрического пропуска, то привлечение к дисциплинарной ответственности незаконно, https://судебныерешения.рф/71838392#decision ).
Ссылка работодателей на необходимость формирования единой кадровой системы в данном случае не может быть состоятельной, поскольку при трудоустройстве на каждого работника заводится соответствующие формы кадровой первичной документации, предусмотренные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", они универсальны и обязательны для всех, фотографии есть в личных делах работников, поэтому все необходимые сведения уже имеются.
Более того, в силу Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.01.2018 N 55 (ред. от 13.12.2019) "О государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Единая информационно-аналитическая система бюджетного (бухгалтерского) учета", п. 1.2., ЕИАСБУ предназначена для автоматизации следующих полномочий Комитета финансов Санкт-Петербурга, определенных Положением о Комитете финансов Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2004 N 721 "О Комитете финансов Санкт-Петербурга":
- запрашивать и получать от исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных государственных органов и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, организаций и должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления задач, возложенных на Комитет финансов Санкт-Петербурга;
- передавать в установленном порядке информацию указанным органам, организациям и должностным лицам;
- составлять бюджетную отчетность Санкт-Петербурга на основании сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга, главных администраторов доходов бюджета Санкт-Петербурга, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга и представлять бюджетную отчетность Санкт-Петербурга в Правительство Санкт-Петербурга.
Для чего фото и как это связано с конкретным работником, в постановлении не указано.
Далее в тексте Постановления также нет ни слова об обязанности работников предоставлять фотографии, которые нужны для выплаты им заработной платы или ведения кадрового учета.
Да и постановлению уже более пяти лет и без биометрических данных как-то все это время работники Комитета финансов и бюджетных организаций обходились.
Итак, если у Вас требуют сдать биометрию:
1. Если Вы не хотите сдавать биометрию, то согласие не давайте, не подписывайте, принудить Вас не имеют права.
2. Если Вы не помните, давали или нет и какие согласия при приеме на работу или в период работы, то запросите все свои данные ранее согласия на обработку персональных данных и письменно отзовите те, которые связаны с биометрией.
3. Письменно потребуйте организационно-распорядительный документ от работодателя, согласно которому он требует сдать биометрические данные. Ссылки работодателей на рекомендации вышестоящего руководства – несостоятельны и не несут для работника обязанности, поскольку в трудовых отношениях он с ними не состоит и их рекомендации не имеют для него императивного значения. В любом случае также письменно требуйте копию рекомендаций либо иного документа.
С большой долей вероятности такого документа нет и не будет в силу описанных выше причин.
4. Если же такой документ работодатель издал и Вам предоставили – обжалуйте в Роскомнадзор, прокуратуру или Роструднадзор.
5. Если Вам угрожают дисциплинарным взысканием или увольнением, фиксируйте все на аудионосители и пишите жалобу.
Если Вы сами затрудняетесь писать жалобы, Вы можете обратиться к нам в ОУЗС за консультацией и помощью.
Ну а мы, в свою очередь, зададим вопрос администрации г. Санкт-Петербурга и попросим разъяснить причины такого срочного сбора биометрии у сотрудников бюджетных организаций города вопреки федеральному законодательству.
Ранее мы направляли в Администрацию г. Санкт-Петербурга запрос, в котором просили разъяснить причины срочного сбора биометрии у сотрудников бюджетных организаций города вопреки федеральному законодательству.
Как всегда, ответ поступил без какой-либо конкретики и ссылки на обязывающий предоставлять фото в цифровом формате нормативно-правой документ, о котором говорили работодатели как об указании.
В целом указано, что все вопросы, связанные со сбором биометрии, лежат на работодателе, как операторе обработки персональных данных.
Собственно своим ответом администрация подтвердила то, о чем мы писали в своей заметке, что никакого обязывающего нормативно-правового документа нет, соответственно действовать можно по указанному нами алгоритму.Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: