Сегодня в Госдуму внесен долгожданный для родительской общественности пакет законопроектов, направленных на защиту семьи (ПФЗ №№ 989008-7, 989011-7, 989013-7; далее - Проект).
Этот Проект разработан Временной комиссией Совета Федерации по совершенствованию Семейного кодекса под руководством сенатора Елены Мизулиной при участии всех крупнейших родительских организаций России, включая Общественного уполномоченного по защите семьи, РВС, АРКС, Иван-чай, «Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства». Работа над законопроектом велась три года.
В основе концепции пакета поправок два основных принципа: презумпции добросовестности осуществления родителями родительских прав и права ребенка жить и воспитываться в родной семье. Родственникам детей должно быть гарантировано преимущественное право на их воспитание во всех случаях, когда родители детей временно не могут осуществлять свои родительские права, а также в случае отсутствия у них попечения родителей.
Законопроект предусматривает ряд принципиально новых положений, направленных на обеспечение суверенитета семьи. В проекте учтены большинство замечаний к действующему законодательству, высказанных ранее на парламентских слушаниях экспертами ОУЗС. В работе принимала серьезное участие эксперт ОУЗС, к.ю.н. А.В. Швабауэр https://www.youtube.com/watch?v=ZuCic6bkC1Y, https://www.youtube.com/watch?v=vAXkOAT_PVg , https://www.youtube.com/watch?v=-JcrcLdeBC8.
Законопроект предусматривает, что отобрание ребенка у родителей возможно только при виновном поведении родителей на основании вступившего в законную силу решения суда о лишении родительских прав либо об их ограничении, вынесенного в рамках полноценного судебного процесса (чем проект резко отличается от законопроекта, внесенного ранее А. Клишасом и П. Крашенинниковым).
Проект устанавливает исчерпывающий четкий перечень из 11 оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей, а также точный перечень документов, подтверждающих эти основания. Как известно, действующий СК содержит такие широкие формулировки в статье 121, что под «ребенка без попечения родителей» можно подвести детей из вполне благополучных семей.
Законопроект прямо запрещает вхождение органам опеки в жилье для проверки бытовых условий проживания ребенка, факта отсутствия у него попечения родителей без согласия жильцов.
Одной из важных новаций является прямой запрет органам опеки отказывать в передаче ребенка на попечение его родственников по мотивам: отсутствия у них достаточного уровня дохода; несоответствия занимаемого ими жилого помещения санитарным нормам; наличия у них на иждивении недееспособных лиц, если совместное проживание с ними не представляет опасности для жизни и здоровья ребенка.
Вместо принудительного, жестокого по отношению к ребенку механизма отобрания у родителей в случаях широко толкуемой на практике «непосредственной угрозы жизни или здоровью» в Семейный кодекс включается новая глава о временных мерах защиты ребенка в ситуациях, когда родители временно не могут осуществлять свои обязанности, например, при задержании родителя либо при экстренной госпитализации родителя, который находится без сознания. Перечень случаев, в которых применяются временные меры, является исчерпывающим и четко определенным. В таких ситуациях ребенок передается родственникам, иным близким ребенку лицам на период отсутствия родителей, и только при отсутствии такой возможности – в специализированное учреждение, которое обязано незамедлительно вернуть ребенка родителям по первому их требованию.
Законопроект гарантирует право родителей привлекать для воспитания детей родственников без специального документального оформления их полномочий. Нельзя будет отобрать ребенка у бабушки, у которой нет доверенности от родителей.
Авторы законопроекта указывают, что лишение родительских прав – это крайняя мера семейно-правовой ответственности родителей. Согласно проекту она допускается только по двум основаниям: вступление в законную силу обвинительного приговора суда, акта суда или постановления следователя (дознавателя) о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям в отношении родителя, совершившего умышленное преступление против жизни или здоровья либо против половой неприкосновенности и половой свободы своих детей, другого родителя детей, супруга, против жизни или здоровья иного члена семьи, либо против половой неприкосновенности и половой свободы указанных лиц; истечение установленного судом срока ограничения родительских прав родителя, если до истечения указанного срока суд не примет решение об отмене ограничения родительских прав и возвращении ребенка родителю либо о продлении срока ограничения родительских прав;
При этом проект устанавливает, что ограничение родительских прав также представляет собой семейно-правовую ответственность. То есть, указанная мера не должна распространяться на невиновных родителей, что допускается сейчас (случаи болезни родителей и т.п.).
Законопроект вводит определения основных понятий, такие как «родная семья», «родители». Родители, по законопроекту – это только кровные отец и мать. Таким образом, законопроект возрождает традиционную ценность кровно-родственных отношений.
Надеемся, что законодатели поддержат проект, который гарантирует конституционное право родителей на воспитание своих детей и – во исполнение принятых к Конституции поправок - защищает традиционные семейные ценности.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: