Важный прецедент на контроле ОУЗС: в Калужской области обучающимся грозит принудительный дистант на 2 года в связи с капремонтом здания школы

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Общественный уполномоченный по защите семьи после многочисленных обращений родителей из Калужской области мониторит ситуацию с капремонтом крупной школы в местном райцентре. Органы местного самоуправление и региональное министерство образования не нашли ничего лучше, кроме как заявить, что на время ремонта большинство школьников будут переведены на дистант – независимо от их волеизъявления. После нашего вмешательства директор школы начал сдавать назад и успокоил родителей: мол, никакого дистанта не будет. Однако позиция местного министра Аникеева и свежие ответы чиновников не дают полного успокоения. История показательна: вместо того, чтобы организовать детям полноценное очное обучение в другом месте на время капремонта школы, власти района и региона разводят руками и заявляют, что иных вариантов, кроме дистанта, для детей и родителей у них нет. Если в одном месте удастся продавить эту схему (причем они ссылаются на полную правомочность такого подхода – в 273-ФЗ «Об образовании»), тогда дистант будет использоваться повсеместно как норма – в случае любой недоступности здания школы. Так что считаем важным подробно остановиться на этой истории, за которой продолжаем внимательно следить.

В городке Жиздра Жиздринского района Калужской области – всего две школы. В октябре в более крупной «СОШ 1» прошло общешкольное собрание родкомитета, на котором директор Евгений Помазёнков объявил о выделении средств на капитальный ремонт. В связи с чем родителям недвусмысленно дали понять, что обучающихся на время ремонта переведут на дистант. Был озвучен предварительный вариант (со слов родителей, им это говорил директор), что 1, 9, 11 классы будут учиться очно, а остальные – дистанционно, на платформе «Сферум».

Исходя из текста Распоряжения администрации Жиздринского муниципального района Калужской области от 30.10.23г. «О создании комиссии по контролю мероприятий капитального ремонта МКОУ «СОШ №1» г. Жиздры в 2024-2025 гг. в рамках проекта «Модернизация школьных систем образования» и утверждении плана мероприятий следует, что окончание ремонта намечено на 2025 год.

На печальном опыте недавнего капремонта МБОУ «СОШ 2» в той же Жиздре родители прекрасно знают, что сроки легко сдвигаются. Тогда их дети всю первую четверть учились во вторую смену в «СОШ 1», т.е. в соседней школе. Однако в «СОШ 2» все ученики обучаться во вторую смену не смогут – она физически всех не вместит. А других школ в городе нет.

Между тем, в утвержденном администрацией района плане мероприятий капитального ремонта СОШ 1 в 2024-2025 гг. есть пункт 16:

«Директору школы Помазенкову до 1 февраля 2024 г. предусмотреть возможности реализации образовательного процесса в других форматах, подготовив нормативно-правовые документы, регламентирующие ведение обр. процесса во время капремонта».

Очевидно, что «образовательный процесс в других форматах», в данном случае – это дистант. То есть речь идет о принудительном, безальтернативном переводе учеников 2-8 и 10 классов на дистант на длительный срок, а также навязывание без вариантов регистрации всех детей на частной платформе «Сферум» от офшора ООО «ВК».

Де-юре получается, что электронный «дистант» - это не предусмотренный ни одним федеральным законом гибрид заочного обучения по учебному плану, заданиям школы и семейного образования/самообразования. При переходе на него происходит переформатирование обучения из очного в самостоятельное обучение ребенка в заочной форме (не без помощи родителей, конечно), когда школьник должен сидя перед экраном монитора освоить определенную программу по конкретному предмету, а потом представить результаты выполненных заданий на контроль учителя.

При этом отсутствует прямой личный контакт учителя с учеником, учеников друг с другом, их живое общение в большом коллективе, полностью разрушается социальная адаптация ребенка, его взаимодействие с другими людьми.

Эксперты ОУЗС убеждены, что в этом случае имеет место нарушение прав на образование детей, а именно: нарушается ч. 1 ст. 43 Конституции РФ, где говорится, что «каждый имеет право на образование», при этом в силу части 4 настоящей статьи «основное общее образование обязательно». А в ст. 3 273-ФЗ говорится о недопустимости дискриминации в сфере образования, в том, что госполитика в этой сфере основывается «на принципах свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создания условий для самореализации каждого человека, свободного развития его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования и пр.»

Из положений Конституции РФ и федеральных законов следует недопустимость принуждения граждан к получению государственных и (или) муниципальных услуг в электронной форме под угрозой лишения прав на предоставление гарантированных законом имущественных или неимущественных благ. А по 149-ФЗ «Об информации…» «запрещено требовать от гражданина (физлица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».

Принуждение к использованию электронных платформ/программ, а также к

регистрации на различных сайтах и прочих интернет-ресурсах нельзя признать законным и по ст. 9 152-ФЗ «О персональных данных», по которому «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе».

Очевидно, что обучение детей исключительно дистанционно в течение целого учебного года негативно скажется на качестве образования, а также может причинить вред здоровью (в частности, зрению) обучающихся.

Все эти тезисы ОУЗС изложил в качестве правового обоснования нашего запроса о законности вероятного перевода около 450 обучающихся «СОШ 1» г. Жиздра Калужской области на дистант в связи с капремонтом. Мы обратились как к местным властям, так и в Рособрнадзор и Минпросвет РФ. В частности, нас интересовал конкретный момент – каким образом и в какой форме будет организовано обучение учащихся МКОУ "СОШ 1 " г. Жиздра на время капитального ремонта? Но как водится, четкого и прямого ответа на этот вопрос никто из ответственных лиц дать не смог...

Рособрнадзор перенаправил запрос ОУЗС в Минпросвет РФ, а Минпросвет – в региональный Минобр Калужской области. В целом по своей компетенции федеральный Минпросвет дал не слишком обнадеживающий ответ в части перехода школы на ЭО и ДОТ – дескать, руководство школы «с учетом мнения» Совета родителей при школе может издать нормативный акт о переходе на дистант – и это будет законно (смысл ответа именно такой). С другой стороны, более обнадеживающий ответ был дан в части права родителя на отказ от обработки ПД своего ребенка при обучении:

«Отказ субъекта персональных данных (законного представителя) от подписания согласия и предоставления персональных данных не может являться основанием для отказа в реализации права на образование».

А без согласия на АОПД на том же «Сферуме», как известно, «обучаться» не получится. Так что хотя бы в этой части у родителей есть инструмент для противодействия адептам цифры и дистанта в школьном образовании.

Далее слово было за Минобром Калужской области, который перенаправил наше обращение «по принадлежности» - в отдел образования администрации муниципального района «Жиздринский район». При этом в региональном Минобре недвусмысленно выразили свою позицию: дескать, по ст. 28 273-ФЗ «Об образовании», образовательная организация вправе самостоятельно принимать решение о целесообразности и вариантах применения ДОТ.

Два более обнадеживающих ответа было получено от органов местного самоуправления г. Жиздры (см. скрины ниже). Сначала там просто заверили, что «капремонт не будет в ущерб учебного процессу». Чуть позже пришел второй ответ из местного отдела образования, но уже с нюансом: дескать, «никакого дистанционного обучения в течение целого учебного года не планируется». А если в течение полугода/нескольких месяцев будет дистант – это допускается, считается нормой? Очень надеемся, что нет.

ОМС ответ ОУЗС по дистанту.jpg

ОМС ответ ОУЗС по дистанту2.jpg

Вскоре родители получали приятную новость от директора «СОШ 1». Информация от Помазенкова звучит однозначно: капремонт будет проведен в период летних каникул БЕЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

директор школы дистант.jpg

Получается, что на данный момент участь школьников «СОШ 1» и их родителей не выглядит очень печальной, но при этом надо заметить, что министр образования Калужской области Аникеев в интервью местному Центру управления регионом заявил дословно следующее:

https://www.youtube.com/watch?v=I4N5zD0XaKg

«Я не волшебник – не могу махнуть волшебной палочкой и сделать так, чтобы ремонт прошел в течение двух-трех недель. Это невозможно. Но дистанционного практически не будет. Это будет минимальный срок…»

«Практически не будет» и «минимальный срок» - это уже совсем не то же самое, что «без организации дистанционного обучения», не правда ли? Не радует и свежий ответ на тот же вопрос в соцсетях из калужского Минобра – от 22 декабря, то есть уже после заверений директора школы.

ответ Минобр Калужск. по дистанту.jpg

В этом ответе, как видим, прямо сказано, что «ремонт не удастся сделать в летний период», а потому требуются меры, среди которых – «дистанционное обучение».

История еще далеко не закончена и, как видим, в ней много недосказанности. Мы будем внимательно следить за развитием событий и всячески поддерживать родителей Калужской области в законном праве на традиционное очное обучение детей, независимо от школьных капремонтов. Прецедент имеет крайне важное значение для лоббирования дистанта в будущем по всей стране в аналогичных случаях.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Дистанционное образование # Жиздра # Калужская область # Аникеев министр
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: