Ювенально-цифровизаторский ПФЗ о госбанке данных детей от Правительства прошел первое чтение. Требуем отклонить во втором.

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

21 марта 2023 г. в первом чтении принят ПФЗ № 285565-8 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

Законопроект № 285565-8 существенно и безосновательно расширяет перечень информации о частной жизни граждан, размещаемой в государственном банке данных о детях (ГБД), оставшихся без попечения родителей.

Примечательно, что в заключении комитета по семье Н. А. Останиной ни слова не сказано об отрицательном отзыве Комитета по конституционному законодательству на данный ПФЗ (подготовленного Е.Б. Мизулиной: http://council.gov.ru/events/news/142981/), а сказано только о конструктивных отзывах.

В качестве новой категории данных, которые по законопроекту № 285565-8 планируют вносить в ГБД, вводится «информация об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних подопечных». В частности, предполагается включение в ГБД: «информации об оценке жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего подопечного по месту жительства»; «информации о состоянии здоровья ребенка, его эмоциональном и физическом развитии, взаимоотношениях в семье»; «информации о соблюдении опекунами (попечителями) прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, об обеспечении сохранности их имущества» и мн.др. (планируемая ст. 6.1. ПФЗ).

Речь идет о чувствительной информации личного характера в отношении жизни семьи опекаемого (подопечного).

Однако ФЗ РФ от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее – ФЗ № 44) по своему смыслу не касается и не должен касаться информации подобного рода: закон по своей изначальной цели предполагает внесение в банк данных информации в отношении детей, которые только нуждаются в устройстве в семьи. Не случайно в п. 2 ст. 9 ФЗ № 44 основанием прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в ГБД является устройство ребенка на воспитание в семью. Между тем, поправки предполагают внесение в ГБД данных обо всей жизни опекаемого (подопечного) ребенка и его семьи вплоть до совершеннолетия (предлагаемый п. 1.1. ст. 9).

В результате вносимых изменений фактически отменяется конституционное положение о неприкосновенности частной жизни в отношении всех опекунских семей, поскольку детали их жизни подлежат внесению в централизованный цифровой реестр информации.

При этом стоит обратить внимание на введение текстом ПФЗ нового понятия в ФЗ – «несовершеннолетних подопечных», которыми могут быть и дети, в отношении которых опека назначена по заявлению родителей (на период их отсутствия по уважительным причинам). В результате детали частной жизни и «родительских» детей, временно находящихся под опекой, могут попасть в цифровой гос. банк данных.

Между тем, цели таких изменений никак не обоснованы, кроме желания учитывать всю возможную информацию о личной жизни опекунских семей в единой цифровой базе, поскольку это «удобно» чиновникам: не случайно в пояснительной записке сказано об «оптимизации» работы органов опеки по осуществлению контрольных мероприятий и о «современных тенденциях цифровизации».

Само по себе удобство обращения с информацией в цифровом виде для чиновников не может являться основанием для ограничения конституционного права на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ) в данном случае. «Цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод» (Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 г. № 14-П).

Данный наш аргумент не может быть опровергнут аргументом о необходимости контроля органами опеки в отношении опекунских семей: речь о неприемлемости новой цифровой формы хранения и обработки чувствительной информации о личной жизни людей в централизованной базе.

(И где гарантии того, что, начав полный слив в централизованную базу деталей жизни опекунских семей следующий шаг не коснется деталей жизни родительских семей?)

Поправки к ст. 11 ФЗ № 44 предусматривают передачу на подзаконный уровень полномочий по определению списка сведений, вносимых в ЕГИССО (единая гос. инф. система социального обеспечения) и ФРИ (Федеральный реестр инвалидов). При этом норма имеет неопределенный характер: в результате большой объем информации частного характера может оказаться в цифровых регистрах через подзаконное регулирование, что можно расценить как ограничение права граждан на неприкосновенность частной жизни в обход федерального закона.

Имеются и иные недостатки ПФЗ (см приложение: ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА в отношении ПФЗ № 285565-8 О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей").

Предлагаем всем неравнодушным написать спикеру ГД В.В. Володину http://duma.gov.ru/duma/persons/99100829/requests/ , членам Комитета по семье (в частности, Н.А. Останиной http://duma.gov.ru/duma/persons/1055952/ ) и депутатам от своих регионов обращение с просьбой отклонить в силу концептуальной несостоятельности ПФЗ № 285565-8 О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Можно использовать аргументы из приложения либо прицепить его к вашему обращению файлом.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Ювенальная юстиция # База данных детей
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: