26 января 2023 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 285565-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (в части информационного взаимодействия государственного банка данных о детях с государственными информационными системами ЕГИССО и ФГИС ФРИ)». 19.07. 23 г. его приняли во втором, а уже 20. 07. 23 г. – в третьем чтении (https://sozd.duma.gov.ru/bill/285565-8).
Законопроект № 285565-8 существенно и безосновательно расширяет перечень информации о частной жизни граждан, размещаемой в государственном банке данных о детях (ГБД), оставшихся без попечения родителей.
В качестве новой категории данных, которые планируют вносить в ГБД, вводится «информация об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних подопечных». Предлагается включение в ГБД следующих данных (планируемая ст.6.1.):
1) фамилия, имя, отчество ребенка (при наличии);
2) дата рождения ребенка;
3) фамилии, имена, отчества (при наличии) родителей либо единственного родителя ребенка, оставшегося без попечения родителей;
4) причины отсутствия родительского попечения над ребенком;
5) фамилия, имя, отчество (при наличии) опекунов (попечителей);
6) реквизиты документа о передаче ребенка на воспитание в семью;
7) информация об оценке жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего подопечного по месту жительства;
8) информация о состоянии здоровья ребенка, его эмоциональном и физическом развитии, взаимоотношениях в семье;
9) информация о соблюдении опекунами (попечителями) прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, об обеспечении сохранности их имущества;
10) заключение и рекомендации органа опеки и попечительства по результатам проверки условий жизни по месту жительства несовершеннолетнего подопечного.
Как видно, речь идет о весьма чувствительной информации личного характера в отношении жизни семьи опекаемого (подопечного).
В результате вносимых изменений фактически отменяется конституционное положение о неприкосновенности частной жизни в отношении всех опекунских семей, поскольку детали их жизни подлежат внесению в централизованный цифровой реестр информации.
Правительству и федеральному органу исполнительной власти делегируется регулирование существенных вопросов, при этом норма имеет неопределенный характер: в результате большой объем информации частного характера может оказаться в цифровых регистрах через подзаконное регулирование, что можно расценить как ограничение права граждан на неприкосновенность частной жизни в обход федерального закона.
По сути дела, мы получили еще один ювенальный инструмент направленный на то что бы отбить желание рожать и создавать семьи! Никаких исключений для опеки близкими родственниками нет! Бабушки и дедушки, вместе с тетями и дядями, взяв под опеку оставшегося без родителей родственника (а сейчас многие отцы защищают Родину на СВО), будут вынуждены в круглосуточном режиме доказывать теткам из опеки что они «не нарушают прав ребенка и правильно его растят». При этом доказывать это они должны будут документально со сливом всего в единую базу данных. А их родственник все это время по сути дела будет числиться там как товар! Этого заслуживают семьи в вымирающей стране?
Соратники, ПФЗ уже принят в 3 чтении в ГД. Давайте СРОЧНО писать Матвиенко в СФ http://pisma.council.gov.ru/send_anonymous/ и Путину http://letters.kremlin.ru/letters/send
Пишите своими словами:
Прошу отклонить ПФЗ № 285565-8 О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" который отменяет конституционное положение о неприкосновенности частной жизни в отношении всех опекунских семей, поскольку детали их жизни подлежат внесению в централизованный цифровой реестр информации. Никаких исключений для опеки близкими родственниками нет! Бабушки и дедушки, вместе с тетями и дядями, взяв под опеку оставшегося без родителей родственника (а сейчас многие отцы защищают Родину на СВО), будут вынуждены в круглосуточном режиме доказывать органам опеки что они «не нарушают прав ребенка и правильно его растят». Закон еще более ухудшит демографическую ситуацию в стране и внесет напряжение в социально-политическое положение внутри страны. Юридическое заключение прикладываю.
И можете приложить файлом наше юридическое заключение => Скачать файл
О поправках, которые были внесены ко 2 чтению:
1. Законопроект № 285565-8, в редакции принятой в третьем чтении, по-прежнему существенно и безосновательно расширяет перечень информации о частной жизни граждан, размещаемой в государственном банке данных о детях (ГБД), оставшихся без попечения родителей.
В качестве новой категории данных, которые планируют вносить в ГБД, вводится «информация об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних подопечных», включая информацию весьма чувствительного характера:
- «об оценке жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего подопечного по месту жительства»;
- «о состоянии здоровья ребенка, его эмоциональном и физическом развитии, взаимоотношениях в семье».
Причем это правило касается в том числе случаев опеки родственников, включая близких (бабушки, дедушки, совершеннолетние сестры, братья).
Однако ФЗ РФ от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее – ФЗ № 44) по своему смыслу и изначальной цели предполагает внесение в ГБД информации в отношении детей, которые только нуждаются в устройстве в семьи. Не случайно в п. 2 ст. 9 ФЗ № 44 основанием прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в ГБД является устройство ребенка на воспитание в семью, в том числе опекунскую. А поправки предполагают внесение в ГБД данных обо всей жизни опекаемого (подопечного) ребенка и его семьи вплоть до совершеннолетия (предлагаемый п. 1.1. ст. 9). Указанная норма проекта входит в противоречие с п. 1 ст. 9 ФЗ № 44, поскольку телеологическое толкование приводит к выводу о необходимости прекращения внесения в ГБД информации о ребенке с момента его устройства в семью, в т.ч. под опеку.
2. В результате вносимых изменений данные о частной жизни опекунских семей попадут в ГБД вне зависимости от согласия граждан.
Между тем по ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
Таким образом, законопроектом фактически отменяется конституционное положение о неприкосновенности частной жизни в отношении всех опекунских семей (в т.ч. для родственной опеки), поскольку детали их жизни подлежат внесению в централизованный цифровой реестр информации без их согласия.
Цели таких изменений никак не обоснованы, кроме желания учитывать всю возможную информацию о личной жизни опекунских семей в единой цифровой базе, поскольку это «удобно» чиновникам: не случайно в пояснительной записке сказано об «оптимизации» работы органов опеки по осуществлению контрольных мероприятий и о «современных тенденциях цифровизации».
Само по себе удобство обращения с информацией в цифровом виде для чиновников не может являться основанием для ограничения конституционного права на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ) в данном случае. «Цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод» (Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 г. № 14-П).
Отметим, что данный аргумент не может быть опровергнут тезисом о необходимости контроля органами опеки в отношении опекунских семей: речь о неприемлемости новой цифровой формы хранения и обработки информации о личной жизни людей в единой централизованной базе без согласия граждан.
ВЫВОД:
Законопроект не соответствует ст. ст. 23, 24 Конституции РФ, ведет к форматированию единой цифровой базы личных данных огромного числа опекунских семей (в т.ч. для случаев опеки близких родственников) и не оправдывается истинными целями ФЗ РФ от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», предполагающем прекращение учета детей, оставшихся без попечения родителей, в ГБД с момента устройства их в опекунские семьи.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: