Выборы Президента в 2024 году будут проходить с 15 по 17 марта. Первый день выборов выпадает на учебный день в школе. И вот родителей «обрадовали», что очных занятий, в школах где установлены урны, в этот день не будет. Имеем мы такую ситуацию потому что раньше выборы проходили 1 день в воскресенье, и это не влияло на учебный процесс, а теперь 3 дня. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения законодательства и здравого смысла.
Право каждого гражданина принять участие в выборах гарантировано, в связи с чем для создания доступных избирательных участков федеральным законом установлены определенные требования.
Обеспечить такие условия и подготовить подходящие под это помещения – это обязанность местной администрации соответствующего муниципального образования (п. 1 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»).
Например, помещением для голосования должен быть зал, который позволит обеспечить размещение кабин или иных специально оборудованных мест для тайного голосования, оснащенных системой освещения и снабженных письменными принадлежностями (за исключением карандашей).
Но главное: к помещению для голосования должен быть обеспечен беспрепятственный доступ избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами.
Важно, что в соответствии с п. 16 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения.
То есть речь идет о помещениях, которые находятся в государственной собственности (федеральной или муниципальной).
Школы под указанные требования подходят в большинстве населенных пунктов. Но это могут быть и иные общественные здания, здания государственных либо муниципальных органов, если отвечают всем установленным законом условиям и требованиям, и, если для конкретного населенного пункта такое решение является оптимальным.
Какие-либо иные здания, сооружения, помещения (ТЦ, офисные центры, спорткомплексы), в силу вышеприведенных причин не подойдут.
Школы находятся в пешеходной доступности в больших городах относительно жилых домов, их местоположение известно местным жителям, в школах есть множество различных помещений, которые можно использовать под размещение избирательной комиссии, а еще, что немаловажно – соблюдены требования противопожарной и антитеррористической безопасности.
Да, действительно, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрено, что именно школы и только школы должны быть предоставлены для организации избирательных участков, потому что не в каждом населенном пункте это возможно. Например, есть населенные пункты, где вообще нет школ. Но именно школы выбирают в качестве пунктов для голосования, если это возможно, по вышеперечисленным причинам.
Исходя из особенностей конкретного населенного пункта, органы местного самоуправления обеспечивают реализацию прав граждан и требований закона к помещениям, а образовательные организации, учитывая свои индивидуальные условия, принимают конкретные решения самостоятельно, исходя из возможностей разобщить потоки избирателей и учащихся и режима работы.
Опять же- в каждой школе свой учебный и свои условия, федеральным законом невозможно урегулировать такую конкретику. Ученики школы в крупном городе и в маленьком селе находятся в разных условиях, у школ разные учебные планы и разные мероприятия, в связи с чем и применяется автономия образовательной организации, а не прямое законодательное регулирование.
Поэтому используя право на автономию, школы организуют этот день для учеников, исходя из своих индивидуальных условий: школы, в которых не организованы избирательные участки, учатся как обычно. Для учеников тех школ, в которых пройдут выборы, организуют посещения музеев, экскурсии, проведение спортивных и интеллектуальных соревнований вне стен школ. Некоторые образовательные организации могут провести занятия в формате «дня здоровья». Отдельные школы, которые имеют возможность разобщить потоки учащихся и избирателей, приняли решение не прерывать учебный процесс.
Экскурсии и прочие мероприятия в данном случае могут быть запланированы заранее и включены в учебный план, поэтому говорить об отсутствии оснований для таких мероприятий в целом не приходится, за исключением конкретных нарушений или перегибов на местах.
Поэтому если родители самостоятельно желают организовать этот день вне запланированных школьных мероприятий, которые являются частью учебного плана, то многие школы просят написать заявление об отсутствии ребенка по семейным обстоятельствам.
Позиция ОУЗС заключается в том, что указанную систему мы считаем основанной на законе и допустимой т.к. причина уважительная.
Вместе с тем, к сожалению, нельзя исключить перегибы на местах и нарушения, допущенные в конкретной школе, поэтому родителям мы всегда готовы оказать правовую помощь в необходимом объеме. Однако отдельные нарушения или перегибы не свидетельствуют о незаконности всей системы в целом.
Напомним, что у нас есть подробный материал о том, как избежать подписания некорректного заявления об отсутствии ребенка и в тех ситуациях, когда ребенок находится на каком-либо внешкольном мероприятии: https://ouzs.ru/news/instruktazh-dlya-roditeley-ot-shkol-eto-dokument-ili-bespoleznaya-trata-bumagi/.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: