Заметки эксперта ОУЗС по поводу принудительного перехода на дистанционное образование в школах

Начало учебного года традиционно сопровождается «бумагопадом» из школ в адрес родителей в виде разного рода предложений подписать тот или иной бланк.
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
14:24 / 07.09.2020

Практика показывает, что « традиционное подмахивание» любой бумажки только потому, что «так надо» или «без этого ваш ребенок не сможет учиться», может выразиться в неблагоприятных последствиях и для самого подписанта-родителя, и для ребенка в частности, так как любой бланк за подписью законного представителя автоматически превращается в письменный документ.

дистанционное образование

В данном случае представлен бланк, который в случае подписания родителями, становиться согласием на «организацию проектной деятельности» в «учебный день».

Мы, используя вышеприведенный пример бланка, попробуем показать то, как родители, не теряя доверия к образовательным организациям, смогут научиться вникать в современные проблемы системы образования, подвергать сомнению уже теряющий актуальность факт, что «школа не предложит ничего дурного», самостоятельно проверять содержание информации на предмет того, что же может стоять за благородными формулировками и обещаниями.

Такой критический подход позволит заблаговременно избежать неправильных решений, возможных неприятностей при проведении аттестаций, избавить ребенка от возможных чрезмерных перегрузок и стрессов до того, как была поставлена подпись, даст прекрасную возможность заблаговременно задать все интересующие вопросы руководству школы, пользуясь своими законными правами, уточнить непонятные вам моменты и принять самостоятельнее взвешенное решение о том, на что стоит соглашаться и нет, а на что согласиться придеться.

Зачем это надо? – Все дело в том, что понятие «проектная деятельность» достаточно широкое и до настоящего момента однозначного определения такой деятельности не существует.

Ключевым моментом является то, что организация такой деятельности всегда направлена на максимально самостоятельную работу ребенка. - Т.о. она изначально направлена на организацию деятельности ребенка, т.е. имеет деятельностный подход, при котором системный/классический «знаниевый подход», применяемый в традиционной педагогике при обучении по программам, не применяется.

Проетный метод обучения был внедрен и использовался для массового обучения детей в общеобразовательных школах, заменяя собой традиционную/классическую систему преподавания в виде эксперимента и был изначально нацелен на воспитание трудового поколения путем обучения базовым компетенциям, навыкам по предметам и на отработку «деятельностной активности»: определенного набора действий, которые дети могли применять в повседневной и будущей трудовой жизни. У нас в стране проектная деятельность была запрещена после крайне негативных результатов в 20-30гг. XXв.

В основе проектной деятельности заложена психологическая теория, поэтому он целенаправленно ориентируется на добывание ребенком знаний путем осуществления определенных действий ребенком под руководством учителя и с обязательным соблюдением особого метода преподавания. Оправдывается такой подход «стимуляцией познавательной активности» у ребенка.

Т.о., используемая в тексте бланка общая формулировка о том, что «проектная деятельность» будет использоваться в «учебный день», - дает все основания полагать, что школа, после подписания бланка, может применять «новую-старую» педагогическую технологию с заранее заложенным психологически окрасом:

- при проведение любых уроков по расписанию;

- при организации внеурочной деятельности по тем или иным курсам, дисциплинам;

- может использовать применение метода проектов весь учебный день: и во время уроков, и во время внеурочной деятельности, организованной после проведения основных уроков.

Про положительные моменты проектной деятельности: развитие разных способностей и т.п., - на просторах Интернета имеется достаточно информации. Ознакомиться с ней самостоятельно не составит особого труда.

А вот про негативные моменты, при которых разрушается системность получения реальных фундаментальных знаний при применении такой методики, упоминается лишь частично. - Видимо это происходит и из-за того, что применение метода проектов при проведении занятий предполагает не только особую методику планирования уроков, но и полностью изменяет при этом роль учителя, а попутно и ответственность за качество даваемых знаний в школе.

Так, согласно методу проектов, при проведении отдельных уроков, организация преподавания должна вестись не «по старинке», когда учитель не должен объяснять новый материал и передавать детям напрямую свои «готовые» знания по предметам, а должен «включать» детей в деятельность по самостоятельному добыванию знаний. - Практически предписанный сей методике проектов порядок выглядит примерно так: учитель должен предложить детям «проблемную задачу» для формулировки темы урока (нельзя называть готовую тему урока), а дети, под руководством учителя, должны сначала догадаться, о чем пойдет речь, затем сформулировать самостоятельно тему урока и его цель, выдвигая гипотезы. После этого ученики должны составить план своих действий для самостоятельного поиска нужной информации, чтобы подтвердить ранее выдвинутую гипотезу. Тут представлен вариант примерный вариант для студентов.

– Т.о. при проведении уроков методом проектов, роль учителя кардинально изменяется и он становиться фактическим координатором действий ребенка на уроках, является руководителем проекта, выполняя консультационно-координирующую функцию.

Учитель не должен называть темы, не должен сообщать готовые правила и вообще не должен передавать детям «готовую информацию», но при этом, по результатам урока, производить оценивание и, в первую очередь, деятельность ученика, включая «познавательную активность». - Т.о. оценивание результата освоения материала урока происходит, в первую очередь, с позиции деятельности: оценивается совершение ребенком ряда действий для поиска информации при освоении материала урока, а не знания. Оценивание объективных знаний уходит при таком подходе на второй план.

Важно понимать, что если такой метод будет применяться для проведения уроков по расписанию, то ребенок, чтобы получить реальные фундаментальные знания, должен самостоятельно «докопаться» до истины, совершить предварительные заранее запланированные алгоритмом действия, нужные не только для отработки самих действий, но и для их оценивания. При таком процессе обучения подавляющая часть времени будет уходить не на освоение нового материала, его отработку и изучение, а на самостоятельный поиск информации в рамках темы урока.

Обосновывается метод проектов/ проектная деятельность еще и именно тем тем, что: «учащиеся получают возможность самостоятельно приобретать знания», а заодно, и развить свои творческие способности, научится искать информацию и использовать познавательные «навыки» – (Тут, так и хочется спросить у новаторов образования: а что при классической системе образования, когда детям дается готовый материал, таких возможностей для развития творческих способностей нет и раньше не имелось)?

Часто оправдывается такой метод преподавания ориентацией на личностные особенности каждого ученика и возможностью построения тех самых индивидуальных учебных планов/индивидуальных образовательных маршрутов, которые со школьной скамьи будут плавно и монотонно осуществлять преднамеренную сегрегацию детей на касты. И вот при таком подходе, вылезает одна из контекстуальных особенностей проектной деятельности. – Получается, что результаты обучения каждого ребенка будут больше оценивать способности к выполнению определенных действий по плану или по определенному заданию для выполнения определенной задачи, чем результаты реальных самостоятельно освоенных знаний. - В данном контексте, проектная деятельность очень сильно начинает попахивать отнюдь не творческими личностями, а сопрягается с образованием для масс в виде воспитания и образования определенного типа людей, т.е. ведет к слому остатков классического образования.

Думается нам, что не случайно, активные продвигатели организации проектной деятельности указывают: «Проектная деятельность в школе должна формировать среду для выявления и становления будущих деятелей науки и инженерии, давать представление о труде ученого, инженера, технолога, помогать учащимся овладеть ключевыми компетенциями для постановки целей, планирования и продвижения работы, достижения и публичного представления результатов.  Т.о. становится совершенно очевидным, что школа, при применении метода проектов, не только переориентирует роль учителя, превращая его в фактического контролера-сопроводителя учебного процесса, но и превращается из традиционного места получения знаний по конкретным предметам, в образовательную среду, в которой дети получат не гарантированные знания, а возможность получения таких знаний в зависимости от своих «способностей» и «талантов». -   Никто не говорит, что таланты не нужны и их не надо поддерживать, но сколько будет выявлено таких талантов, которые будут обладать реальными знаниями в процессе самостоятельного обучения? – А что будет с «неталантливыми»?

При создании отдельных проектов сложность заключается и в том, что деятельность не связана со знаниями по какому-то отдельному предмету, т.е. она обладает метапредметностью и ребенок должен быть готов к тому, что придется искать дополнительную информацию самостоятельно и в этом направлении.

Не случайно, среди недостатков «проектного обучения» выделяются «перегрузка обучающихся», «стрессовые ситуации школьников», «невозможность изучать «классические предметы», отсутствие подготовки к экзаменам государственного образца» и «психологические проблемы коммуникации».

Создание отельных проектов может реализовываться в школах во время организации внеурочной деятельности как отдельно, так и иметь целенаправленную тематическую привязанность к какому-либо предмету.

Проектная деятельность в рамках внеурочки, не является обязательной, однако наблюдается тенденция того, что создание проекта, является частью обязательной образовательной программы и, соответственно, невыполнение такого проекта может привести к образованию академической задолженности, а затем и к недопуску ребенка к сдаче итоговых выпускных экзаменов за 9 или 11 классы.

Мы попытались обрисовать основные проблемы применения проектной деятельности и системы проектов в обучении. На самом деле проектная методика имеет более глубокий контекст.

Сама идея проектной деятельности, в части проведения исследований и творческого развития, не несет в себе ничего дурного, она, действительно помогает развиваться детям в соответствии с их интересами, но методика «нетрадиционной педагогики» вызывает сомнение. - Проектная деятельность, в свете жгучего желания модернизаторов от образования отучить учителей учить, грозит переходом на фактическое самообучение в стенах школы, а также и дома при выполнении домашних заданий, когда ребенок для решения разного рода проблемных задач будет постоянно искать информацию, вместо того, чтобы выучить готовый материал. Проектная деятельность сопрягается с большими энергетическими, психологическими нагрузками, может легко привести к переутомлению детей, она мало учитывает здоровьесберегающую составляющую при обучении, а ее чрезмерное внедрение может привести к вытеснению традиционных методов обучения.

Применение проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности и на добровольной основе, мы считаем вполне допустимым. Ровно, как и поощрение такой деятельности со стороны образовательных организаций.

Выяснить то, реализуется ли проектная деятельность в рамках внеурочки или в рамках какого-то предмета, является ли такая деятельность обязательной и предполагает ли она отдельное выставление оценки, помогут локальные акты школ.

Т.о., прежде чем согласиться на «проектную деятельность» в рамках учебного дня или при обучении по образовательным программам в течении учебного года/четверти/триместра мы бы попросили разъяснить руководство школы некоторые моменты:

- Что из себя представляет предлагаемая «проектная деятельность» (цели, задачи)?

- Будет ли применяться проектная деятельность/метод проектов при проведении уроков по расписанию?

- В рамках каких предметов/предметных областей предполагается проектная деятельность во внеурочное время, где и как она будет организовываться? (Такой вопрос мы бы задали потопу, что распространяется практика внедрения «виртуальных лабораторий» и «игровых симуляторов» в рамках реализации проекта «Цифровой образовательной среды», когда дети, вместо реальных занятий «проетируют» и «делают опыты» онлайн).

- Сколько часов отводиться на проектную деятельность в рамках одного предмета/предметной области?

Особо любознательные родители могут попросить и ознакомиться с рабочими программами по отдельным предметам, если уроки организуются методом проектов и даже попросить их копии.

Чтобы ребенок вдруг не оказался в должниках по проектной деятельности, будет целесообразно уточнить:

- Является ли создание проекта/проектов по одному или нескольким предметам одной из форм промежуточной/итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ?

Уточняющие вопросы, разъяснения и просьбы об ознакомлении с программами можно, в случае необходимости, обосновать ст. 44 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», в которой сказано, что родители имеют право: «знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей».

Помните, что конечная ответственность за получение образования ребенка ложится на ваши плечи и, в случае каких-либо пробелов в знаниях при использовании проектного метода на уроках, исправлять такие пробелы придется своими силами и за свой счет, чтобы обеспечить достойную сдачу экзаменов.


Наиболее полное представление о самой системе проектов можно посмотреть тут:ссылка.

Проектная деятельность является одной из форм организации образовательного процесса.

Ссылка - про проектную деятельность и психологов.

Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Дистанционное образование # Школа
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: