Комментарий к.ю.н. А.В. Швабауэр к Постановлению Правительства № 111 от 04.02.22 http://government.ru/docs/44491/
Решение Правительства, согласно которому подростки старше 14 лет смогут зарегистрироваться на портале госуслуг самостоятельно и выполнять без согласия родителей на портале те или иные действия, является необоснованным, опасным для детей и семей и провокационным.
Во-первых, цифровая среда и вопрос обработки персональных данных – однозначно рисковые сферы, которые требуют полной подконтрольности взрослым.
Даже взрослые сталкиваются при взаимодействии с цифровыми платформами с серьезными проблемами, что говорить о детях?
Во-вторых, постановление Правительства сформулировано таким образом, что позволяет детям без согласия родителей решать вопросы обработки персональных данных. Между тем, Федеральный закон РФ «О персональных данных» не предусматривает права детей самостоятельно принимать решения на счет передачи и других видов обработки персональных данных. Таким образом, можно говорить о нарушении федерального закона.
В-третьих, Постановление позволяет порталу госуслуг блокировать родителей в плане тех или иных операций для своего ребенка при получении «информации (!) об отсутствии полномочий». Что такое информация? Жалоба других пользователей? Вне зависимости от того, на каком основании такая блокировка будет происходить, будут случаи запрета родителям решать вопросы детей, причем на неизвестный срок. Пока родители будут (если осилят) предпринимать попытки судиться или иначе решать вопросы доступа к «личным кабинетам» своих детей, дети в этих кабинетах могут понажимать столько кнопок и внести столько личных данных (причем, по недоумию даже родительских, включая их биометрию и информацию, где ключ от сейфа), что родители никогда не смогут восстановить свои нарушенные права.
Очевидно, что в результате ошибочных и глупых шагов детей на цифровой платформе госуслуг будут возникать семейные конфликты и споры между родителями и детьми. А уже сейчас понятно, что детей «научат» регистрации на порталах в школах и прочих организациях для детей. Поэтому мы имеем дело с провокацией внутрисемейных конфликтов. Не исключено, что для «пострадавших» детей на портале предложат кнопочку в духе «пожаловаться на злых\злоупотребляющих родителей», поскольку по Семейному кодексу они на это «имеют право», а по п. 2 ст. 64 СК «противоречие между интересами родителей и детей» - основания для отстранения родителей от представления интересов детей.
Вот что такое цифровая трансформация – одним нажатием кнопки родителей будут лишать существенных прав в отношении детей, а уже потом родители будут годами доказывать, что они «не верблюды». Ювенальные технологии в новой цифровой реальности развернутся по полной программе, портал, можно полагать, будут пытаться увязаться с системами типа цифровой «классный помощник», что в итоге может вылиться в полный цифровой портрет семьи с ее рейтингом. Есть информация о том, что цифровой регистр семей лоббируется на высоком уровне. (Кому-то не дает покоя вето Президента на Контингент учащихся).
В-четвертых, не выдерживает никакой критики единственное обоснование, представленное Правительством для введения новаций: узнавание домашних заданий и оценок. А что в школе оценки и домашку сложно узнать? Надо миллионами втягивать детей на портал госуслуг?
Правительству стоит наконец обратить внимание на то, что ничто лучше не организует ребенка, чем ежедневное ведение БУМАЖНОГО дневника с записями, сделанными от руки, включающего моторику, мозги и память ребенка по полной программе, дневника, который самим фактом своего вещественного существования и лежания на столе перед глазами учащегося напоминает об уроках и обязанностях ребенка, дневника, оценки в котором не пропадают и не меняются с такой невыносимой легкостью, как это происходит в виртуальных мирах. Проблемы подмены оценок в электронных дневниках, которые никак не оспорить, известны из практики.
Другие способы обосновать введение цифровых кабинетов на «госуслугах» для детей, видимо, сложно предъявить публично. Но они ясны. В России внедряется система тотального цифрового контроля и «проактивного» управления людьми, для которого планируется обеспечить всех граждан, включая детей «цифровыми двойниками» и «индивидуальными траекториями развития». Делается это в целях реализации проектов «Цифровой экономики», нацпроекта «Образование», планов Минцифры обеспечить всех (!) учащихся «цифровыми профилями». По сути дела мы видим элемент внедрения эксперимента с цифровой образовательной средой, которая уже вымещает традиционную школу.
В-пятых, стоит напомнить, что 1 января 2022 г. в силе новые нормы ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которым результат предоставления госуслуги не оформляется в форме бумажного документа, по общему правилу. Поэтому для реализации указанных положений Правительству нужно втянуть максимальное количество людей на электронный портал.
Живого чиновника платформа «госуслуг» должна по сути дела выместить.
Печально, что происходит вовлечение детей в проект, который деструктивен и для взрослых, и для нацбезопасности в целом.
Следует обратить внимание и на присвоение единого номера-идентификатора человеку (в т.ч. теперь детям) в масштабах страны. Для регистрации на портале детей по Постановлению Правительства требуется СНИЛС. Единый номер человека – это унижение его человеческого достоинства и способ внедрения цифровой диктатуры. Как верно отмечал Конституционный суд Венгрии в решении от 13.04.1991 г., которым присвоение гражданам единого номера признано антиконституционным, «…Личный номер стал символом тотального контроля над гражданами и рассматривался исключительно как способ обеспечения эффективности, который рассматривал человека как объект. … Конституционный суд определяет, что в силу своей сути универсальный персональный номер противоречит праву принимать самостоятельное решение…»[1].
Портал «Госуслуг» является единой цифровой платформой, в которую сводятся персональные данные граждан из разных сфер жизнедеятельности. Сама по себе такая платформа несет риски информационной и личной безопасности любых граждан в силу возможных и уже происходящих утечек, использования и манипуляции данными, подмены данных, которые могут иметь для человека непоправимые последствия, особенно на фоне проекта по слиянию портала с биометрической системой. Компрометация личных данных (кража биометрических данных, «цифрового двойника») может стоить человеку всего, и никакие суды не спасут впоследствии ситуацию.
Сведение данных на всех жителей в одной точке – это и нарушение принципов обработки персональных данных, и угроза нацбезопасности. Нельзя сводить в одну точки все виды разнородной информации.
На наших глазах реализуется проект по тотальной цифровой трансформации страны. Указанные планы совпадают с рекомендациями Всемирного банка, который в 2016 г. объявлял себя и своих партнеров в РФ инициатором цифровизации России[2], советовал «полную цифровую трансформацию госсектора», внедрение подхода «Правительство как платформа», приверженность такому принципу оказания госуслуг как «цифровые по умолчанию», обозначающему, что все процессы госуправления «должны выполняться в цифровом виде без использования других средств», а также проактивный подход[3]. Симптоматично, что указанные установки воплощаются в жизнь. В частности, понятие «государство как цифровая платформа» вошло в законодательство РФ, также как «проактивный» подход к оказанию госуслуг и план по «переходу на исключительно электронный формат поступающих и обрабатываемых обращений граждан», нарушающий ст. 33 Конституции РФ.
Пора остановить опасный цифровой эксперимент над страной, рекомендованный нам зарубежными структурами!
________________________________________________
Все неравнодушные могут написать в Правительство требование отменить Постановление Правительства № 111 от 04.02.22 г. http://government.ru/docs/44491/ и прекратить вовлечение детей в цифровые порталы.
Пишем Мишустину М.М. сюда: http://services.government.ru/letters/
[1] URL: https://hunconcourt.hu/uploads/sites/3/2017/11/en_0015_1991.pdf (дата обращения: 20.07.2020 г.).
[2] https://www.vsemirnyjbank.org/ru/events/2016/12/20/developing-the-digital-economy-in-russia-international-seminar-1
[3] Доклад Всемирного банка «Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для РФ» (сент. 2018 г.) // http://documents.worldbank.org/curated/en/848071539115489168/pdf/Competing-in-the-Digital-Age-Policy-Implications-for-the-Russian-Federation-Russia-Digital-Economy-Report.pdf. С. 24, 52, 56, 64.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: